Физическая подготовка является одной из дисциплин боевой подготовки военнослужащих, обязательным учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех программах обучения [7].
В процессе занятий при выполнении физических упражнений укрепляется здоровье, развиваются профессиональные навыки и вырабатываются физические качества, прививаются правильные двигательные навыки, активно развиваются мышление (в том числе действия в нестандартных ситуациях), самостоятельность и творческие способности [205].
Выступая важным средством повышения боевого мастерства и психологической подготовки, физическая подготовка является показателем уровня профессиональной+ выучки военнослужащих. Ее роль заключается в сохранении и повышении работоспособности, быстром восстановлении организма до исходного уровня после значительных физических и психологических напряжений [38]. Регулярные занятия физической подготовкой помогают военнослужащим эффективнее и надежнее использовать внешний и внутренний потенциал в учебно-боевой деятельности, быстрее, точнее и успешнее действовать в различной обстановке.
В процессе учебных занятий военнослужащие получают новые знания, постепенно, по уровню сложности, овладевают упражнениями из различных разделов физической подготовки: гимнастика и атлетическая подготовка, ускоренное передвижение и легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, преодоление препятствий, рукопашный бой, лыжная подготовка, военноприкладное плавание. В соответствие с данными, приведенными в руководстве по физической подготовке-1998, это способствует совершенствованию волевого компонента стрессоустойчивости [168]:
- смелость и решительность (склонность к риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений) развиваются с помощью упражнений, содержащих элементы новизны, риска и опасности с изменением и усложнением условий их выполнения: перемещений на большой высоте по узкой опоре, прыжки в глубину, через широкие и глубокие препятствия, соскоки с гимнастических снарядов, опорные прыжки, прыжки в воду, акробатические упражнения, спуски с крутых склонов и прыжки на лыжах, упражнения на специальных снарядах, приемы единоборств;
- инициатива и находчивость (собственный почин, новаторство) формируются посредством упражнений, выполнение которых требует принятия самостоятельных решений: спортивные и подвижные игры, единоборства, приемов и действий по внезапно подаваемым командам и сигналам, бег с ориентированием на местности;
- настойчивость и упорство формируются упражнениями, связанными с большими и длительными физическими нагрузками, нервно-психическими напряжениями, особенно в условиях состязаний;
- выдержка и самообладание вырабатываются упражнениями, связанными с необходимостью действовать точно и сноровисто в условиях физических нагрузок и нервно-психических напряжений: преодоление сложных препятствий, военно-прикладное плавание.
Систематичность проведения занятий и величина создающихся психологических напряжений при выполнении упражнений способствую развитию эмоциональных качеств: это и активизация различных положительных эмоций и чувств, связанная с удовлетворенностью от результатов деятельности, и воспитание устойчивости к неблагоприятным факторам военной деятельности. Как отмечается В. Мироновым: «Многократное выполнение упражнений в условиях риска, ограниченной видимости, сильного физического утомления позволяет эмоционально адаптироваться к тому или иному воздействующему фактору и не только выработать соответствующее эмоциональное состояние, но и закрепить определенный способ поведения в той или иной ситуации» [29, с. 65].
Обращаясь к передовому опыту подготовки военнослужащих армии США, принимающих участие во всех локальных войнах XX века, можно отметить сугубо индивидуальный подход в проводимой работе с личным составом по формированию стрессоустойчивости.
Военными аналитиками США отмечается, что в современных условиях стрессоустойчивость выступает одним из основных факторов, решающих ход и исход боевых действий. Эффективность ее формирования у личного состава достигается не только за счет воспитательных структур, деятельности общественных и религиозных объединений, но и за счет использования средств физической подготовки.
Так, в настоящее время со всеми категориями военнослужащих проводятся специальные занятия, направленные на адаптацию личного состава к характеру предстоящих нагрузок. С выделением специфики несения службы осуществляется развитие соответствующих психических качеств. Для этого применяются изометрические упражнения, проводятся кроссы с ориентированием на местности и преодолением специальной полосы препятствий (в полевой форме, с оружием и снаряжением). «Солдаты должны равнодушно воспринимать пожарища, развалины, трупы. По этой причине считается полезным разбрасывать на учебном поле муляжи изувеченных трупов, предметы домашнего обихода и т.д. Чем правдоподобнее и страшнее, тем лучше» [218].
Пример 1. По указанию руководителя занятия испытуемый с оружием в руках преодолевает полосу препятствия. Далее он забегает в затемненную комнату и, следуя за пучком света, продвигается вглубь. В этот момент его с разных сторон со звуковым сопровождением атакуют механические манекены, которые обозначают нападающего противника. После выхода из комнаты, военнослужащего ожидает 2-х минутный спарринг с противником, одетым в форму российского военнослужащего [219].
Пример 2. На занятиях по физической подготовке с элементами огневой подготовки перед военнослужащими, которые располагаются в окопе, в 50 - 70 метрах от них мелькают цели, которые они должны поразить, израсходовав весь боекомплект. После этого этапа солдаты должны преодолеть специальную полосу препятствия, вокруг которой взрываются пиропатроны и шашки с взрывчаткой. Над головой, на высоте не более одного метра, свистят настоящие пули либо проносятся убойные элементы настоящих снарядов. По завершению пути, у военнослужащих стоит задача поразить часового - манекена при помощи своего холодного оружия [218].
Как отмечается военными экспертами «Подобные упражнения позволяют испытывать состояния, весьма близкие к тем, что возникают в реальном бою. Этому, в немалой степени, способствует натуралистическое воспроизведение поля боя, в том числе моделирование реальной обстановки, для чего специально оборудуются учебные поля и полигоны» [219].
Отечественный опыт проведения тренировок подразделений специального назначения также показывает, что тренировки личного состава должны быть максимально приближены к боевым действиям с направленностью на развитие специальных психофизических качеств и стрессоустойчивости. Наиболее действенными средствами являются:
- средства имитации: учебно-взрывчатые вещества, ракетно-бомбовые удары, учебные рецептуры отравляющих веществ, имитационные гранаты и фугасы, взрывпакеты и т.п.;
- музыкально-акустическое сопровождение: выстрелы и разрывы боеприпасов, звуки низколетящих воздушных целей и т.п.;
- материальное оборудование учебных площадок: макеты техники, инженерно-фортификационные сооружения, минно-взрывные заграждения и препятствия и т.п. [27, с. 104].
Актуальность проведения подобных тренировок с созданием стрессовой обстановки подтверждается словами Н. Головина: «...современный бой характеризуется высокой маневренностью сил и средств, напряженностью и скоротечностью, быстрыми и резкими изменениями обстановки, усилением роли человеческого фактора. На физические показатели в большой степени влияет психический фактор.» [41, с. 31]. В качестве практического примера можно привести эксперимент, реализованный министерством обороны с военнослужащими, включенными в резерв командирования. Осуществлялась оценка быстроты действий в различной обстановке по времени, которое требовалось военнослужащим для прохождения строевым шагом широкой доски, лежащей на земле, и этой же доски, но на высоте 5 метров. Оказалось, что время, затраченное на прохождение доски, установленной на высоте, значительно больше контрольного. Из чего можно сделать вывод, что высота для испытуемых явилась превалирующим стрессовым фактором, так как страх влиял на быстроту выполнения упражнения. Подтверждению этому явились и другие испытания: на той же высоте военнослужащие выполняли прыжки, упражнения на гибкость и силу. Результат их выполнения был ниже, чем при выполнении упражнений на земле. Все эти испытания показали: чем выше адаптационные способности (саморегуляция, самоконтроль, эмоциональная чувствительность, тревожность), тем лучше результаты физических показателей и наоборот [163].
В связи с вышесказанным можно предположить, что для личного состава наиболее сложными в усвоении будут упражнения по разделам физической подготовки: преодоление препятствий, гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, военно-прикладное плавание, так как обучение, а особенно проведение текущих и итоговых контролей, в этом случае сопровождаются значительными физическим и эмоциональными напряжениями военнослужащих, т.е. стрессовым состоянием.
Практика показывает, что, например, из группы численностью 26 человек на первых занятиях техникой выполнения упражнений по данным разделам овладевают 25-36% обучающихся. В последующие занятия, по мере прохождения тем, упражнениями овладевают 100% личного состава, однако уровень их физической готовности достаточно неоднороден, количество хороших и удовлетворительных результатов превалирует над отличными оценками. Также специалистами в области физической культуры и спорта отмечается, что по прошествии времени (от полугода до года) уровень физической готовности личного состава снижается в среднем на 40% от ранее фиксируемых результатов. Это в первую очередь свидетельствует о степени развития двух составляющих (их симбиозе): знание техники выполнения упражнения и уровня сформированности морально-волевых качеств, которые, в конечном счете, определяют уровень стрессоустойчивости [59].
Оказывая влияние на формирование волевого компонента стрессоустойчивости, физическая подготовка воздействует и на мотивационный компонент, в котором мотивы, побуждающие военнослужащих заниматься физическими упражнениями, выходят из потребности соответствовать заданным требованиям. Как отмечает А.К. Маркова, основными мотивами военной службы являются: стремление к активному проявлению профессиональных качеств, наличие потребностей, интересов, целей, ценностных ориентаций в самореализации личности, высокая психологическая устойчивость, готовность к выполнению сложных и ответственных задач в новой обстановке, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных результатов, наличие потребностей в добровольном выборе своей судьбы (стремление преодолеть себя в интересах выполнения задачи или в спасении чужой жизни) [115].
Как уже говорилось выше, выполнение сложных физических упражнений связанно с высоким психическим напряжением, и в этой связи, важным представляется формирование навыков саморегуляции. К основным средствам обучения навыкам саморегуляции относятся: управление дыханием, аутотренингу и мышечной релаксации [114, 136]. Следует отметить, что методик, касающихся рационального сочетания физической и психологической подготовки с обучением навыкам саморегуляции военнослужащих, в доступной литературе не обнаружено. При этом, как замечает О.В. Сляневой наиболее значимые умения саморегуляции для военной службы: способность к контролю своего поведения в сложной обстановке, умение оставаться сдержанным и внимательным к мельчайшим изменениям, сосредоточенность (внимание), умение управлять своей мимикой, способность к координации дыхания [178].
Подводя итоги теоретического анализа, можно констатировать, что физическая подготовка является одним из действенных способов формирования стрессоустойчивости военнослужащих. Одновременно эффективному формированию стрессоустойчивости на занятиях по физической подготовке будет способствовать учет выявленных закономерностей, сопровождающих процесс выполнения физических упражнений:
- развитию мотивационного компонента будет способствовать актуализация мотивов самосовершенствования военнослужащих;
- развитию саморегуляционного компонента будет способствовать проведение теоретических и практических занятий (тренингов) по освоению методик саморегуляции;
- развитию волевого компонента будет способствовать создание дополнительных стрессовых ситуаций при выполнении контрольных упражнений:
1) введение дополнительного задания, направленность - воспитание стойкости и самообладания;
2) изменение условий выполнения упражнений с целью создания дополнительных трудностей. Направленность - повышение надежности навыков и воспитание уверенности;
усложнение тренировочных и эмоциональных взаимодействий, условий оценки достижений. Направленность - воспитание бойцовских качеств, воли к победе.
|