Вторник, 14.05.2024, 13:57
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Профилактика экологических правонарушений и их предупреждение

Профилактика экологических правонарушений и их предупреждение

Сегодня охрана окружающей среды и рационального использования ее ресурсов в условиях бурного роста промышленного производства стала одной из актуальнейших проблем современности. Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Отношение к природной среде является мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации.

Научно-технический прогресс (далее НТП) расширил возможности использования природных ресурсов, в невиданных масштабах увеличил производственную деятельность человека. Это привело к усложнению взаимоотношений с окружающей средой, как сказал известный французский ученый Ж. И. Кусто: «Прежде природа угрожала человеку, а сейчас человек угрожает природе».

Современный период развития нашего общества характеризуется повышенным вниманием к вопросам рационального использования ресурсов природы и охраны окружающей среды. Это обусловлено той ролью природных ресурсов, которую они приобрели в условиях НТП.

Охрана природы стала составной частью экологического и социального развития РФ. Они превратились в одну из важнейших задач органов государства, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

В настоящее время еще не везде по-хозяйски относятся к природе. Нередко появляется узковедомственный подход, местничество и расточительность в использовании сырьевых ресурсов, браконьерство, расхищение природных богатств. Это происходит в силу таких причин, как недостатки в планировании, и организации использования богатств, бесхозяйственность, корыстные побуждения отдельных лиц и т.д.

На практике нередко переоценивается юридическая ответственность и недооценивается профилактика. Разумеется, при любых неправомерных действиях ставится вопрос о восстановлении нарушенных прав с помощью возмещения убытков. В гражданском праве это нашло широкое применение. А вот в области охраны природы возмещение не всегда может компенсировать негативные явления.

Здесь процессы могут быть необратимыми, например, из-за необдуманных действий людей навсегда и безвозвратно исчез ряд видов фауны и флоры. Вот почему особое значение должно уделяться профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений в области охраны окружающей природной среды. Она должна рассматриваться в системе государственных, общественных, технических, организационных, правовых и других мер.

В этой связи следует выделить две подсистемы:

- индивидуальная и общая экологическая профилактика;

- специальная профилактика экологических правонарушений.

К первой подсистеме следует отнести такие меры как:

- совершенствование экологического сознания в обществе в целом и отдельных его граждан;

- повышение нравственного и культурного уровня, система массовой экологической информации и просвещение населения;

- создание системы всеобщего и непрерывного образования в области охраны природы, выработка навыков рационального использования, подготовка и переподготовка кадровых специалистов;

- развитие экологического движения.

Ко второй подсистеме следует отнести такие меры как:

- эколого-правовое воспитание, уважение к нормам экологического законодательства, в том числе и к нормам, устанавливающим юридическую ответственность;

- экологический контроль, экологический надзор и экологическая экспертиза.

В этой подсистеме необходимо учитывать не только общие экологические

меры, но и особенности специальных познаний отдельных объектов природы, а также действующее законодательство по всем их направлениям, таким как: земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух и т.д.

Рассмотрим профилактические меры по охране окружающей среды.

К ним относятся:

- система массовой экологической информации и просвещение населения;

- система всеобщего, комплексного и непрерывного образования и воспитания в области охраны природы;

- развитие общественного экологического движения;

- совершенствование органов управления и структур;

- система гарантий исполнения и соблюдения экологических требований;

- меры, которые установлены в ст. 1-3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», где говорится об экологическом воспитании, образовании и научных исследованиях, участии граждан общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.

Раскрывая экологические правонарушения, следует выделить следующие причины: общие, частные, конкретные, юридические.

К общим причинам относятся:

- противоречия между обществом и природой;

- противоречия между правом государственной собственности на природные ресурсы и формой присвоения;

- отчуждение народа от собственности;

- монополизм государства, ведомств;

- ориентация на ложные цели и приоритеты в использовании природных ресурсов.

Истоки безнравственности и вандализма начались с событий 1917 г., когда разрушали памятники, храмы, оскверняли прошлое. Такое даже не все завоеватели себе позволяли.

Только смягчение обстановки, гласность позволили обсуждать такие вопросы как: Чернобыль, Байкал, Аральское море, Семипалатинский полигон, Маяк Челябинской области, Новая земля, полуостров Ямал и многие другие экологические проблемы. Я уже не говорю о поворотах рек, загрязнении вод и воздуха, нетерпимую экологическую обстановку во многих городах, воздействие нитратов на здоровье людей - вот далеко не полный перечень тем, находящихся сейчас в центре общественного внимания.

Поэтому в Конституции РФ в ст. 42 и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» ст. 11 гарантируется право и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

Более того, в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержатся принципы охраны окружающей среды такие как:

- соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана воспроизводства и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде;

- независимость контроля в области охраны окружающей среды;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

- учет природных и социально экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду;

- гласность в работе и тесная взаимосвязь с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;

- международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Однако на бумаге это красиво изложено, но в жизненной ситуации сегодня не простое время и экологические вопросы могут еще сильнее загоняться в глубь, что лишь усугубляет и без того плачевную ситуацию.

Дело в том, что экологические преступления далеко не исчерпываются биологическими и социальными особенностями. Здесь влияют и такие факторы как: политические, экономические, географические, демографические, национальные особенности, а также государственное устройство, соседство государств и т.д.

Значительная роль в обеспечении охраны окружающей природной среды отводится правоохранительным органам. Это:

- осуществление контрольно-надзорных функций;

- профилактика и предупреждение правонарушений;

- применение юридической ответственности за нарушение требований законодательства об охране природы.

Предупредительно-профилактические меры включают в себя проведение смотров и месячников соблюдения законодательства, проверок использования природных ресурсов, пропаганду правовых знаний. Что касается мер принуждения, то в их число входят: вынесение административного предупреждения, пресечение правонарушений, восстановление нарушенных прав, связанных с охраной природы, применение мер юридической ответственности.

Следует отметить, что правоохранительные органы в этом направлении свои возможности не всегда используют в полной мере. Причины этому разные, а именно:

- слабая экологическая подготовка;

- недостаточность профессиональных юристов-экологов;

- несовершенство органов управления в экологической деятельности;

- значительные расходы на военные, космические нужды, а также многочисленные штаты чиновников в ущерб решению экологических проблем.

При профилактике экологических правонарушений необходимо учитывать ситуацию в обществе, которая зависит от политических, правовых, экономических и материально-технических условий.

Известно, что все экономисты природной среды тесно связаны между собой, поэтому они не могут защищать одну часть природы, оставляя незащищенной другую. Но, тем не менее, Закон исходит из определенной иерархии ценностей. Думается, что когда на первое место ставится защита и охрана жизни и здоровья человека - это правильно. Но это совсем не означает, что снижается интерес к другим объектам природы, таким как земля, вода, воздух, недра и т.д., а также той или иной фауне и флоре.

Для успешного предупреждения экологических правонарушений, а значит и нормального состояния экологии нужна полная и достоверная информация о ней.

Пока же ее еще недостаточно проанализировали, хотя в последние годы наблюдаются некоторые положительные моменты.

В любом обществе граждане должны знать реальное экологическое состояние. Так в ст. 42 Конституции РФ говорится: «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоя-

нии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Не случайно в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» имеется гл. XV «Экологический контроль». В его ст. 64-69 раскрываются такие важные задачи, как:

- задачи контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля);

- государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);

- права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;

- производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль);

- муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) и общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль);

- государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов от 10 июня 2002 г. № 354, государственный контроль осуществляется Г осударственной службой контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР РФ. Эта служба осуществляет свои функции совместно с другими государственными органами, к ведению которых отнесены вопросы окружающей среды. Возможно, в дальнейшем контрольные функции данной службы будут переданы, либо разделены между вновь создаваемыми в структуре МПР РФ федеральными агентствами и службами.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 777, это:

- объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральным транспорту, путям сообщения, информации и связи;

- объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному производству, производству ядерных веществ инаркотических средств;

- объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в то числе землях лесного фонда РФ;

- объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

- объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране природные объекты;

- объекты для размещения более 1 000 т в год отходов первого и второго класса опасности;

 

- объекты, имеющие более 15 млн м годовых сбросов сточных вод или относительно меньшие валовые, но более токсические сбросы;

- объекты, имеющие более 500 т годовых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

- объекты, расположенные на территории водосборных площадей трансграничных водных объектов, производящие сброс или удаление иным способом вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты;

- объекты, отнесенные законодательством РФ к категории опасных производственных объектов, на которых используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, представляющие опасность для природной окружающей среды.

Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, в порядке, установленном НПА органов местного самоуправления.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Он осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти, подлежат обязательному рассмотрению.

И хотя контроль непосредственно предусматривается законодательством, однако в этом большая роль принадлежит подзаконным актам, так как невозможно все предусмотреть в законах.

Например, Государственный земельный контроль согласно ст. 71 Земельного кодекса РФ осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Они осуществляют контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного и общественного контроля.

Большое значение в профилактике экологических правонарушений занимают правоохранительные органы. Но не следует забывать, что у каждого из них имеются еще свои основные функции, с которыми они, как правило, еле-еле справляются. Например, МВД, прокуратура, суды значительные усилия направляют на преступность. От общего числа всех правонарушений экологические составляют 5-7%. Так из 2 820 отмененных по протестам прокуроров (за 19932003 гг.), 2 660 были отменены после обращения в суд или арбитражный суд.

По эколого-хозяйственным делам в портфеле высшего арбитражного суда стабильно рассматриваются 5-10% от общего числа споров. Столь слабое проявление экологических функций в деятельности правоохранительных органов объяснимо не только кризисным состоянием общества, но и неэффективностью самой системы управления, как и всей системы нашего государства, так и в области окружающей природной среды.

Охраной окружающей среды должны заниматься не вообще все, что означает никто, а специализированное ведомство, наделенное большими полномочиями, которое могло бы противостоять различным ведомствам, которые нередко руководствуются только ведомственными интересами. Поэтому экологическое ведомство должно стоять над министерствами и ведомствами и подчиняться Президенту РФ, хотя бы на уровне Председателя Правительства РФ.

Большое внимание следует уделять общей и индивидуальной профилактике.

Общая профилактика характерна тем, что она проводится с охватом широкого круга лиц (это выступления по радио, телевидению, статьи в печати, а также перед населением с лекциями и беседами).

Индивидуальная профилактика отличается от общей тем, что она проводится по отношению к конкретному лицу или группе лиц, совершивших экологические правонарушения или склонных к их совершению.

К мероприятиям, улучшающим охрану окружающей природной среды, относятся:

- разработка природоохранной политики государства;

- совершенствование природоохранного законодательства;

- организация деятельности правоохранительных органов и общественности в охране природы;

- выделение достаточных ассигнований на охрану природы;

- строительство природоохранных сооружений и реализация научных достижений в этой области;

- широкая пропаганда населению об охране окружающей природной среды, приобретение навыков и знаний в области рационального использования природных ресурсов и природоохранной деятельности.

В связи с этим, основными задачами, приоритетными направлениями и механизмами реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются: сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благополучной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственно и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата[1].

 

8 См.: Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2015 года».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (29.04.2018)
Просмотров: 372 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%