Вторник, 14.05.2024, 00:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Роль правоохранительных органов в охране природы

Роль правоохранительных органов в охране природы

Вопросы об охране природы волнуют человечество. Ее сущность заключается в сохранении, восстановлении и максимально возможном улучшении природных условий на Земле, которые являются благоприятными для жизни людей, прогресса производства и культуры, соответствуют насущным человеческим потребностям, позволяют обществу существовать и развиваться в настоящее время и в будущем[1].

Вопросы об охране природы - это вопросы о взаимодействии человека и окружающей среды. Истории известны случаи, когда люди как-то пытались регулировать такое взаимодействие. В античном Риме, например, действовали земельные кадастры, существовали они в Греции и Египте. В России Петром I была намечена система правовых мер по охране природы: введена жесткая регламентация рубок леса, установлены правила ведения лесного хозяйства и учреждена служба лесного контроля.

Специальным Указом предусматривались строгие меры за засорение Невы и других рек. Однако эти и другие меры носили узко утилитарный характер и не могли рассматриваться как выражение природоохранительной деятельности общества[2].

Даже в настоящее время экологическое движение без широкой гласности народа еще не может быть полностью осознано. Так, в СССР и в настоящее время, многие якобы занимались охраной природы, а действенного ведомства, которое бы занималось охраной окружающей среды, не было и нет. Все эти недостатки порождали и порождают преступное отношение к природе, прежде всего со стороны министерств и ведомств, предприятий и организаций - основных загрязнителей и разрушителей природной среды.

Сегодня нет мощного экологического ведомства, которое бы стояло над министерствами и ведомствами, а экологические вопросы возможно решать только тогда, когда будет такое ведомство. По-прежнему, министерства и ведомства сами себя контролируют. В ст. 1 Федерального закона «Об окружающей среде» раскрываются основные понятия окружающей среды. В ней говорится: «В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

- окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

- природная среда (далее также-природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

- компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и другие организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

- природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

- природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и/или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

- антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

- естественная экологическая система объектов - существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы воздействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией;

- природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

- природный ландшафт - территория, которая не подвергалась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

- охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

- качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, биологическими и иными показателями и/или их совокупностью;

- благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

- природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

- использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

- загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и/или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду;

- загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и/или концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

- нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

- нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и/или отдельные компоненты природной среды, а в пределах конкретных территорий и/или акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

- нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

- технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;

- нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде, деградации естественных экологических систем;

- нормативы допустимых химических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

- лимиты на выброс и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выброс и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды;

- оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

- мониторинг окружающей среды(экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогнозы изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

- государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды;

- требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

- экологический аудит - независимая комплексная документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

- наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;

- вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

- экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

- экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий»[3].

Правоохранительные органы должны максимально использовать свои возможности по соблюдению всеми лицами экологического законодательства.

Прокурорский надзор, его предмет и пределы, полномочия прокурора, формы и средства по устранению нарушений закона имеют ряд специфических признаков, отличающих его от методов контроля за законностью со стороны других государственных органов.

Во-первых, прокурорский надзор имеет самые широкие границы, которыми не обладает ни один государственный орган. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а также на деятельность их должностных лиц. Прокуратура осуществляет надзор и за исполнением указов Президента РФ. В этом заключается принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов надзора и контроля (административного, технического, экологического и т.д.).

Не распространяется прокурорский надзор на органы судебной власти и отдельных граждан.

Во-вторых, при осуществлении прокурорского надзора, прокурор не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность организаций, учреждений и должностных лиц (исключение составляет надзор за расследованием преступлений). Прокурор не обладает никакой административной властью и не управляет поднадзорными ему организациями.

Эти функции исполняются на уровне Федерации - Г енеральной прокуратурой РФ в лице ее соответствующих отделов и управлений, на уровне республик, краев, областей - республиканская, краевая, областная прокуратура, на уровне города, района - городская, районная прокуратура.

Важными вопросами практики прокурорского надзора является эффективность исполнения протестов прокурора.

В законе «О прокуратуре» (ст. 6) говорится о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе из протестов, подлежат исполнению в установленный срок, а должностные лица и граждане, которые не приняли меры к их выполнению, привлекаются к ответственности.

Возможностями прокуратуры влиять на охрану природы являются протесты, представления, предостережения, возбуждения административного и дисциплинарного производства по делу, возбуждения уголовных дел, предъявления исков за причиненный вред.

Однако все эти меры прокуратурой используются крайне слабо. Например, выступая в программе «Итоги» 18 февраля 2001 г. депутат Государственной Думы РФ А. Голиков сообщил, что в Подмосковье под видом заросшей территории кустарником отвели одной из фирм 100 га. Земли. А на самом деле на указанной территории произрастал лес первой группы. Попытались установить фирму, но адрес оказался липовым. Желающим установить адрес под различными предлогами препятствует милиция. Хотя за последние годы создаются экологические прокуратуры. Комплектование в указанные подразделения (службы), как правило, осуществляются поспешно из-за нехватки специалистов в области экологии.

В равной мере это касается всех правоохранительных органов, занимающихся экологическими вопросами.

Обобщая практику экологического надзора прокуратуры, Генеральная прокуратура отметила следующие недостатки в работе:

- не ведется настойчивая борьба с нарушениями природоохранительного законодательства, не в полной мере прокурорами используются предоставленные им права для привлечения к ответственности за совершение экологических правонарушений;

- государственными органами экологического и санитарно-эпидемиологического надзора не передаются в ряде случаев материалы о нарушениях природоохранительного законодательства и причиненном ущербе, либо передаются, но несвоевременно, с отсутствием информации, необходимой для возбуждения уголовного дела или административного преследования;

- к уголовной ответственности, как правило, привлекаются браконьеры и лесонарушители, а должностные лица, по вине которых загрязняются воздух, водоемы, земля, леса остаются в большинстве своем безнаказанными.

Для устранения этих и других недостатков в работе прокуратуры приказом Генерального прокурора предписывается планировать и проводить на предприятиях, в учреждениях, организациях проверки по соблюдению природоохранительного законодательства, шире привлекать специалистов и общественность к работе в комплексных комиссиях по выявлению фактов и причин нарушения экологического законодательства и для разработки методики исчисления ущерба, причиняемого экологическими правонарушениями.

В прокуратуре должна существовать четкая система контроля за прохождением поступающих документов о принятых решениях, вплоть до решения судов или органов административного надзора о привлечении к ответственности, взыскании причиненного ущерба.

Значительная роль по охране природы возлагается на суды. В широком смысле под судебной практикой понимаются все решения судов, связанных с применением законодательства об охране окружающей природной среды.

В указанном смысле это решения Пленумов и определения коллегии Верховного Суда РФ, принятые по охране окружающей природной среды. Они взаимосвязаны. В постановлениях Пленума Верховного Суда обобщается опыт, накопленный судами, отмечаются их ошибки и недостатки, дается разъяснение по применению соответствующих положений закона.

Эти указания и разъяснения высших судебных органов конкретизируются и преломляются в отдельных решениях районных и городских судов, где принимаются эколого-правовые нормы в конкретных жизненных ситуациях.

Впервые к обобщению накопленного судебного опыта в применении природоохранительного законодательства Верховный суд СССР обратился в 1972 г.

Пленум Верховного суда СССР 11 апреля 1972 г. принял постановление, которое заложило основы судебной практики по охране окружающей природной среды на длительные годы. Для развития данного постановления было принято постановление Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 г. C принятием данного постановления признаны недействующими на территории РФ следующие постановления Пленума Верховного суда: № 4 «О практике применения судами законодательства об охране природы» от 7 июля 1983 г., № 2 «О выполнении судами постановления Верховного Суда СССР от 16 января 1986 г. «О соблюдении требований законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов» от 3 июля 1985 г. № 9 «О выполнении судами руководящих разъяснений пленума Верховного Суда СССР о практике применения законода-

ГЛ

тельства об охране природы» от 30 ноября 1990 г.

Российская правовая доктрина относит постановления пленумов Верховного суда к нормативным, но не правовым актам. В них встречаются четыре группы норм:

- нормы-разъяснения тех или иных предписаний закона;

- нормы-толкования действующего законодательства;

- нормы-напоминания судами о существующем законодательстве, слабоприменяемые судами;

- нормы-рекомендации по обобщению передового опыта судов при рассмотрении природоохранительных дел, либо по усмотрению недостатков, вскрытых при обобщении практики.

Такой комплекс норм относится как к уголовным, так и к гражданским делам. При рассмотрении уголовных эколого-правовых дел главной задачей является обеспечение принципа неотвратимости наказания, при рассмотрении гражданских дел обеспечение принципа полного возмещения причиненного вреда .

Практика свидетельствует о том, что иногда дела в судах рассматриваются не только несвоевременно из-за большой нагрузки, но из-за слабой квалификации судей по экологическим вопросам, а также нежеланием обострять отношения с местными властями.

Редко организуются выездные сессии в судебных процессах, слабо привлекаются общественные обвинители, проявляется мягкость в приговорах. Неслучайно в области охраны природы убытки из-за этого составляют десятки миллиардов рублей.

В ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются задачи судопроизводства в арбитражном суде. В ней говорится: [4] [5] «Задачами судопроизводства в арбитражном суде является: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности»[6].

Разумеется, если свои интересы отстаивают множество лиц или мощная организация, то в этом случае к ним могут прислушаться. Но если отдельный гражданин, либо небольшая группа лиц - надежды меньше. Дело в том, что от административных органов (властей) пока еще во многом зависят правоохранительные органы. Особенно органы внутренних дел.

В соответствии с действующим законодательством ОВД включен в круг правоохранительных органов, осуществляющих функции по охране прав личной, государственной и общественной собственности на природные объекты по охране природы.

Деятельность Министерства внутренних дел РФ и его руководящих должностных лиц регламентируется Положением о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 21 декабря 2016г. № 699[7].

К основным задачам МВД относятся:

- разработка и применение в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, по обеспечению общественной безопасности;

- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

- руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

- совершенствование нормативно-правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности;

- совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства;

- развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.

Важное место в борьбе с экологическими правонарушениями отводится органам полиции.

Задачами полиции являются:

- обеспечение безопасности личности;

- предупреждение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности;

- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

- обязанности и права милиции содержатся в ст. 10 и 11 Закона «О милиции».

Вместе с тем отмечается, что анализ природоохранительной деятельности в системе МВД России свидетельствует, что за последние годы улучшение в этой области не наступило.

В целях устранения указанных серьезных недостатков природоохранной деятельности в учреждениях, подразделениях и предприятиях МВД России были намечены такие мероприятия:

- принятие безотлагательных мер по разработке и осуществлению мероприятий, направленных на снижение негативного влияния производственно - хозяйственной деятельности учреждений, подразделений и предприятий МВД;

- обеспечение разработки норм предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и других видов вредного воздействия на окружающую среду;

- обеспечение взаимодействия с территориальными органами, занимающимися природоохранной деятельностью, в том числе финансирование мероприятий за счет средств местного бюджета, проведение своевременных проверок, распространение передового опыта.

Создавать в органах МВД, ГУВД, УВД постоянно действующие комиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных служб для организации контроля и координации деятельности в регионах.

В области природоохранительной деятельности ОВД выполняет многообразные функции. Его отраслевые службы (охрана общественного порядка, разрешительная система, следствие, уголовный розыск ОВЭП, ГИПДД и др.) в области охраны окружающей среды решают многообразные функции[8].

В одних случаях ОВД привлекают к ответственности, в пределах прав, предоставленных им законом, а в других - оказывают содействие иным компетентным государственным, общественным органам по привлечению к ответственности нарушителей природноресурсного и природоохранительного законодательства.

Работники милиции проводят профилактические мероприятия, обнаруживают преступления, разыскивают и задерживают нарушителей, а в случаях, когда граждане совершают уголовные преступления, принимают необходимые меры по их привлечению к ответственности.

Милиция в случаях отнесения преступлений к их подследственности возбуждает уголовные дела или проводит по ним дознание, либо предварительное следствие.

При обнаружении работником милиции административно-правового проступка в области использования и охраны природных объектов, он составляет административный протокол и направляет его в компетентный государственный орган (административную комиссию при районной или городской админи
страции, государственную охотничью инспекцию, санитарную инспекцию и т.д.), где определяется вид наказания.

 

57


Самостоятельно, в объеме представленных милиции прав, она принимает такие меры административной ответственности, как изъятие запрещенных орудий и средств использования природных ресурсов (незаконных орудий и средств использования охоты, незаконно добытой продукции, вынесение представлений об отстранении от должности лиц систематически нарушающих природноресурсовое законодательство).

В условиях реализации Федерально-целевой программы «Экология и природные ресурсы России (на 2000-2010 гг.)» возникает необходимость расширения административной деятельности за рамками природоохранной организации ее соответствия с комплексным подходом обеспечения экологической безопасности. В целях повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере охраны окружающей среды в МВД создана соответствующая комиссия. В ее задачи входит осуществление контроля за выполнением решений органов власти, законов и подзаконных актов, приказов и указаний МВД РФ по вопросам охраны окружающей среды. Она обеспечивает выполнение требований и нормативов по охране окружающей среды от вредного воздействия автотранспорта, разрабатывает мероприятия по профилактике правонарушений, укреплению законности и правопорядка в области охраны природной среды. Осуществляет методическое руководство комиссиями по окружающей среды, функционирующими в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Однако сегодня мы вынуждены говорить о таком широком распространении в обществе явлений, как правовой беспредел. Если правовой нигилизм предстает как направление общественно-правовой мысли, отрицающее социальную ценность права, как элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии , то понятие «беспредел» утверждается не только в сознании, но и в действиях, в образе жизни миллионов россиян. А если учесть, что нарушители экологического законодательства затрагивают интересы граждан, к тому же многие считают, что их это не касается, да и вообще все эти экологические бедствия на фоне социальной нищеты остаются без внимания.

В этих условиях органы внутренних дел оказались неспособными профессионально выполнять в обществе свойственные им функции. По сути, они отстранились от охраны прав и свобод граждан, их здоровья и жизни, сами испытывают социальную, правовую защищенность.

Деятельность правоохранительных органов должна быть построена таким образом, чтобы они сами смогли защищать каждого человека и в то же время сами не представляли бы угрозу для общества. Следует, на наш взгляд, отказаться от экстенсивного способа развития правоохранительных органов, поскольку он ограничен финансовыми и кадровыми ресурсами России, а в политическом отношении ведет к образованию полицейского государства.

России нужна система МВД, ориентированная на защиту личности, гражданского общества и государства от преступных посягательств, на обеспечение [9]
правопорядка. Вся российская правовая система нуждается в развитии на основе широкого социально-культурного подхода, рассматривающего право, правовое регулирование, как составные части национальной духовной жизни .

 

С. 157.


Ряд природоохранительных функций выполняет противопожарная служба МЧС РФ.

Они совместно с органами управления лесным хозяйством отвечают за определение норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров, контролируют техническое состояние этого оборудования.

Представители ОВД входят в республиканские, краевые и областные комиссии по борьбе со стихийными бедствиями, в задачу которых входит осуществление контроля за соблюдением противопожарных правил предприятиями, организациями, гражданами.

Нами были названы лишь основные функции правоохранительных органов по охране окружающей среды.

Из этого нетрудно сделать вывод, что охрана природы - это не только задача государства, но и дело всего народа, однако цементирующей основой должно являться специальное ведомство, при активной поддержке государства и всего общества.

Поэтому будет недостаточно, если мы не рассмотрим участие общественных организаций и отдельных граждан в области охраны окружающей среды, прежде всего, взаимодействие граждан на общественных началах с правоохранительными органами, в котором значительная роль отводится общественным организациям и гражданам. Природоохранительная деятельность не должна проводиться лишь одними государственными органами. Работа эта должна опираться на широкую общественную поддержку граждан, т.к. долг каждого гражданина - соблюдать порядок в охране природы.

Самое страшное это загрязнение не только экологии, но и загрязнение совести.

Пока в нашей стране нет достаточной идеологии. Более 70 лет все было национализировано, а значит - «ничейное». Гражданин без собственности во многом теряет свое значение как личность. Это пагубно сказывается на обществе, особенно на детях и молодежи. В этих условиях создаются предпосылки к равнодушию.

Не случайно говорят: «Не бойся врага, он только убьет; не бойся предателя, он может предать; но бойся равнодушного, он может все».

В таких условиях создается благоприятная среда для преступности и безнравственности, что порождает вандализм, особенно в отношении природы, которая беззащитна. Поэтому общество не должно оставаться равнодушным, а все возможности массовой информации должны использоваться в борьбе с правонарушителями. Правоохранительные органы обязаны шире практиковать участие общественности в деле борьбы с лицами, хищнически истребляющими природные богатства. [10]

Общественные формирования в природоохранительной деятельности по своему целевому назначению могут принимать участие в следующих направлениях:

- создавать специализированные общественные организации для осуществления природоохранительных и природоведческих мероприятий, например, общества охраны природы;

- общественные формирования создаются для исполнения контрольно - надзорной деятельности в области охраны природы и наделяются для этого соответствующими властными правомочиями для борьбы с нарушителями. Например, общественные инспекции рыбоохраны, общественные охотничьи инспекции и др.;

- могут создаваться другие общественные организации, в той или иной степени участвующие в природоохранительной работе (профсоюзные, молодежные и т.п.).

Так, например, в настоящее время в основном получили распространение два вида общественных инспекций по охране природы, которые имеют свою специфику и неравнозначные по своему фактическому и правовому положению это:

- общественные инспекции по охране природы, образованные при местных организациях охраны природы, т.е. универсальные общественные инспекции;

- общественные движения, образуемые соответствующими государственными органами, осуществляющие отраслевые направления в природнозащитной деятельности такие как:

- общественная охотоинспекция;

- рыбоохранная инспекция;

- лесная инспекция;

- земельная инспекция.

В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» раскрываются полномочия граждан в области охраны природы. В ст. 12 определяются права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. В ст. 15 говорится о системе государственных мер по обеспечению прав и благоприятную окружающую среду.

Эффективность применения экологического законодательства была бы значительно выше, если бы принципиально или до конца соблюдался один из основополагающих принципов экологического контроля - независимость государственного контроля. Вполне обоснованно снова встает вопрос о создании централизованной системы экологического контроля подчиненного не правительству, как органу ответственному за экономику, а Президенту РФ.

Дело в том, что нельзя ограничиваться лишь правоохранительными органами и общественностью. В стране сложная ситуация: правоохранительные органы практически не справляются с криминальными преступлениями (авралы, рейды и т.п.); низкая зарплата у работников правоохранительных органов, особенно ОВД, которую не возможно опротестовать путем митингов и забастовок, а прирабатывать на стороне времени нет, здесь уже не до экологии; правоохранительные органы всегда в той или иной степени зависимы от властей, вот почему мы ведем речь о создании независимого экологического органа, в структуре которого должны находиться правоохранительные экологические подразделения, так как задача этого органа человек и его природные достояния.

Пока же получается так, что каждая правоохранительная служба действует сама по себе в области охраны окружающей природной среды.

И хотя на органы прокуратуры согласно ст. 1 закона «О прокуратуре РФ» возлагается координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, она эту деятельность не успевает, как следует координировать в уголовной направленности, не говоря уже об экологических правонарушениях.

Правоохранительные органы, в том числе и прокуратура не справляются должным образом даже с криминальными преступлениями. Например, большая часть заказных убийств остаются нераскрытыми. Авторитет правоохранительных органов падает. От этого правоохранительные органы еще больше зависят от властей, т.к. при таких результатах работы руководитель любого правоохранительного ведомства может быть отстранен от занимаемой должности.

Поэтому настало время, когда необходим не только централизованный экологический орган, подчиненный не правительству, а Президенту, а также все виды экологических правоохранительных органов с экологическим судом, а в Конституционных судах необходимо иметь представителей судей экологической направленности, чтобы в случае разногласий, эти вопросы могли решать в конституционном порядке.

Но, а если пойти еще дальше, то вопросы прав человека не могут ограничиваться рамками одной стороны, так как и экологические проблемы выходят за рамки отдельно взятой страны.

Но это уже вопросы отдельной темы. Раскрывая вопрос роли правоохранительных органов в охране природы применительно к создавшейся ситуации в России, следует отметить, что нужна реальная правовая база для охраны природы и рационального природопользования, стоящая на фундаментальной основе. Это должно открыть возможность правоохранительным органам целенаправленно и планомерно заниматься предупредительной деятельностью по охране природы, пресекать посягательства на природные богатства и активно воздействовать на нарушителей законов и других нормативных актов по охране окружающей среды, привлекать виновных к административной и уголовной ответственности.

 

[1] Колбасов, О. С. Природа под охраной закона [Текст] / О. С. Колбасов. М., 1975. С. 4-5.

[2] Дмитриев, А. Е. Роль органов внутренних дел в охране окружающей среды [Текст] / А. Е. Дмитриев. Хабаровск, 1984. С. 3.

[3] См.: Об охране окружающей среды [Текст] : федер. закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Российская газета. 12 января 2002 г.

[4]Российская газета [Текст]. 24 ноября 1998 г.

5ЪПетров, В. В. Экологическое право России [Текст] :учебник /В. В. Петров. М., 1995. С. 378-379.

[6]Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]. М. : Изд-во «НОРМА», 2000.

[7] СЗ РФ. 2016. № 52. Ст. 7614.

[8]Дмитриев, А. Е. Роль органов внутренних дел в охране окружающей среды. С. 17.

Туманов, В. А. О юридическом нигилизме [Текст] / В. А. Туманов // Пульс реформ. М., 1989.

[10] Вараксин, В. В. Природопользование и охрана окружающей среды. Природоохранительная деятельность правоохранительных органов (организационно-правовые вопросы) [Текст] / В. В. Вараксин. Екатеринбург, 2004.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (29.04.2018)
Просмотров: 336 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%