Вторник, 14.05.2024, 13:06
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Классификация форм и видов ГЧП. Контракты как форма ГЧП

Использование механизма государственно-частного партнерства позволило многим государствам решить целый ряд задач, в том числе включить в рыночную экономику ранее нерентабельные муниципальные производственные комплексы, снять с бюджета чрезмерную нагрузку по содержанию таких объектов, в короткие сроки создать за счет частных инвестиций сеть инфраструктурных предприятий в различных отраслях экономики, существенно повысить качество услуг, оказываемых предприятиями социально

производственной инфраструктуры.

Государственно-частное партнерство занимает сегодня ведущие позиции в таких секторах экономики зарубежных стран, как жилищнокоммунальное хозяйство, электроэнергетика, транспорт, строительство и эксплуатация автодорог.

главные принципы - неизменность правил игры, прозрачность выбора частного партнера, гарантии возврата частному инвестору его инвестиций и оптимальное распределение рисков между его участниками. Тогда государство получит социально

экономический эффект, а бизнес сможет окупить свои инвестиции. Только так возможно провести техническое перевооружение, модернизацию и реконструкцию государственных объектов, повысить их конкурентоспособность.

В целом современные контракты государственно-частного партнерства представляют собой не готовые стандартные юридические формы, а различаются в зависимости от специфики отрасли. Они позволяют улучшать качество обслуживания, оптимизировать пользование финансовыми ресурсами и осуществлять необходимую модернизацию объекта.

Главным элементом государственно-частного партнерства является заключение договора между уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления и частным оператором. Отличительным признаком государственночастного партнерства от государственной формы предоставления услуг является распределение рисков между публичным и частным секторами.

Классифицировать основные формы государственно-частного партнерства можно по следующим признакам.

В зависимости от разделения прав собственности партнерства бывают:

со строго разделенными правами собственности и преимущественным правом собственности государственного партнера на объекты, реализуемые в рамках соглашения. К ним относят контракты на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, контракты на предоставление технической помощи и управление;

с разделенными правами собственности как на объекты, реализуемые в рамках соглашения, так и на результаты (доход), полученные в процессе реализации этих соглашений (соглашение о разделе продукции);

с передачей некоторых правомочий собственности государственного партнера частному партнеру. К таким партнерствам относятся практически все виды концессионных соглашений;

смешение правомочий собственности государства и частного капитала. Это форма партнерства, предлагающая наибольший уровень интеграции капитала государства и бизнеса, так как экономические отношения предполагают и совместное финансирование, и совместное принятие решений, и совместное разделение результата экономической деятельности (совместные предприятия).

Также существует достаточно много классификаций разновидностей, форм, типов и видов партнерства государства и бизнеса в зависимости от участия в инвестиционном процессе. Следует отметить, что в мировой практике используется множество форм реализации проектов ГЧП (например: BOT - (Build - Operate - Transfer) - «строительство - эксплуатация - передача», ВТО - (Build - Transfer - Operate) - «строительство - передача - эксплуатация», (FinanceOnly) - «участвуй в финансировании», (DB - Design-Build) - «проектируй - построй»).

Согласно классификации МВФ и ЕЭК ООН, различают следующие модели ГЧП: «получи право (лицензию) - окажи публичную услугу» (LO - Operation - Maintenance-Service-License), «проектируй - построй - эксплуатируй» (DBO - Design-Build-Operate), «арендуй - модернизируй - эксплуатируй» (LDO - Lease-Develop- Operate), «построй - арендуй - эксплуатируй - передай» (BLOT - Build - Lease - Operate -Transfer), «построй - владей - эксплуатируй - передай» (BLOT - Build - Own - Operate -Transfer), «построй - владей - эксплуатируй» (BOO - Build - Own - Operate), «приобрети - построй - эксплуатируй» (BBO - Buy - Build - Operate).

В различных правовых системах данные формы могут называться по-разному и регулироваться различными способами. Многообразие форм ГЧП возникло и существует для удовлетворения потребностей участников подобных проектов - как частных инвесторов, так и представителей публичной власти, ввиду многообразия вариантов структурирования (коммерческих) проектов ГЧП.

 

 

Основные формы государственно-частного партнерства

 

Форма

государственно

частного

партнерства

Собствен

ность

объекта

Финансиро

вание

Сфера применения

Исключительные права

Гарантии

Масштаб задач

Институ-

цииро-

вание

Срок

реализации

Государственный и муниципальный контракт

Государст

венная

Государст

венное

Отрасли оборонной

промышленности,

строительство

автомобильных

дорог

Не

предусмотрены

Гарантия

рынка

сбыта

Разномасштабный

характер,

решаемых задач

(строительство

крупных

административ -

ных зданий, и

строительство

небольших

муниципальных

дорог)

Контракт

Различные сроки устанавливаются в зависимости от характера и масштаба решаемых задач

Аренда

Государственная и муниципальная

Согласно договору может быть аренда с инвестиционн ыми

обязательст

вами

Аренда земель лесного фонда, объектов ЖКХ, объектов культуры и др.

Не

предусмотрены

Не

предусмо

трены

Разномасштабный характер решаемых задач

Договор

аренды

Различные

сроки

Соглашение о

разделе

продукции

Государст

венная

Согласно соглашению может быть совместное финансирование

Недропользование

Предусмотрено

исключительное

право

Гарантия

определен

ного

уровня

доходност

и

Масштабный

характер

решаемых задач

(поиск, разведка,

разработка

месторождения,

организация

добычи

минерального

сырья)

Соглаше

ние

Долгосроч

ные

Совместные

предприятия

Смешанная

Согласно доле в уставном капитале

В различных сферах

Не

предусмотрены

Разномасштабный характер решаемых задач

Устав

Не

устанавли

вается

Концессия

Государст

венная

Согласно соглашению может быть совместное

Отрасли

производственной и социальной инфраструктуры

Предусмотрены исключительные права, льготы

Гарантия

спроса,

финансо-

Разномасштабный

характер

решаемых задач (федеральные

Соглаше

ние

Средне и долгосрочные

 

Таблица 6

 

 

 

вые

гарантии

проекты строительства платных автомобильных дорог и высокоскоростных железнодорожных магистралей, а также

строительство

платных

автомобильных

дорог в некоторых

регионах, и

муниципальные

проекты

строительства и реконструкции объектов ЖКХ)

Особые

экономические

зоны

Совместная

Совместное

Территории - зоны в таких сферах, как:

- туристскорекреационная;

- промышленная; -инновационная сфера;

порты

Предусмотрены налоговый, таможенный льготный режим, снижение административ - ных барьеров и

др.

Финансо

вые

гарантии

Разномасштабный характер решаемых задач

Нет

В зависимости от масштаба решаемых задач

Специальный

инвестиционный

контракт

Частная

Совместное

Отрасли

промышленного

производства

Предусмотрены исключительные права, льготы

Финансо

вые

гарантии

Разномасштабный

характер

решаемых задач (создание, либо модернизация и (или) освоение производства новой

промышленной

продукции)

Контракт

Средне и долгосрочные

 

 

Рассматривая сравнительную характеристику основных форм государственно-частного партнерства, следует учесть такие их особенности как: объекты экономических отношений государства и частного капитала (в основе которых различные виды собственности), разнообразные источники финансирования, сферы применения, масштабы решаемых задач, уровни экономики, сроки реализации, а также институциирование, на основе которого осуществляется сотрудничество государства и частного капитала (таблица 6).

Г осударственный, муниципальный контракт - так же, как и в концессии, объектом экономических отношений выступает государственная и муниципальная собственность,

институциированием этих отношений, как и в концессии, является контракт, договор, так же, как и концессия, может использоваться на различных уровнях экономики для решения задач разномасштабного характера, но в отличие от концессии в большей степени там, где частный капитал сам осуществлять финансирование не может, например, строительство муниципальных дорог, строительство региональных дорог, имеющих невысокую интенсивность движения. Кроме того, государственный и муниципальный контракт необходим в тех отраслях, видах экономической деятельности, где частному капиталу нужны гарантии рынка сбыта.

Концессия

Сущность концессий состоит в том, что государство в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления передает в пользование частного субъекта объекты государственной и муниципальной собственности с целью обеспечения эффективного использования государственного имущества и повышения качества товаров, работ и услуг на договорной, срочной и платной основе.

Следует отметить, что на предприятиях, сданных в концессию отечественному или иностранному капиталу, с одной стороны, действуют как рыночные критерии (достижение прибыли, ориентация на окупаемость и др.), с другой - здесь возникают такие явления, которые не отвечают сущности товарно-денежных отношений. Вид деятельности и сфера приложения капитала предопределяются в данном случае не частным капиталом, а государством. Кроме того, концессионное соглашение содержит систему обязательств частного инвестора перед государством, регламентирующих основные

55

 

направления экономической деятельности. Так, обязанностью концессионера по существующему законодательству является:

- строительство или реконструкция объекта концессионного соглашения на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования более производительным оборудованием;

- изменение технологического или функционального назначения данного объекта;

- улучшение характеристик и эксплуатационных свойств объекта[1];

- ответственность за качество объекта концессионного соглашения[2].

Объектами концессионного соглашения в основном являются элементы производственной и социальной инфраструктуры[3].

Также в таком соглашении могут устанавливаться условия, например, регламентирующие оплату труда работников организации, конкретные объемы производства, его технический уровень, размеры капиталовложений[4]. Кроме того, государство получает возможность дополнительного источника пополнения доходов бюджета за счет предусмотренной платы по концессии, которая может устанавливаться в виде: 1) суммы платежей; 2) доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 3) передачи государству в собственность имущества, находящегося в собственности частного инвестора[5] (что дает возможность приращения собственности государства). Также государство получает возможность экономии значительных финансовых ресурсов ввиду реконструкции, модернизации и замены морально устаревшего и изношенного оборудования за счет инвестиций частного субъекта.

Вместе с тем передача государством концессионеру объекта на правах владения и пользования не просто сохраняет последний за государством, но и предполагает ответственность двух сторон и рачительное отношение.

С другой стороны, и частный инвестор при заключении концессионного соглашения удовлетворяет свои экономические интересы, а именно:

- получает всю продукцию и доходы от осуществления деятельности;

- движимое имущество, которое приобретено концессионером для осуществления деятельности;

- приобретает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за его счет при исполнении концессионного соглашения[6].

Кроме того, концессии предоставляются в тех видах экономической деятельности, которые являются монопольными, что дает исключительные права, и тем самым частный инвестор имеет гарантированный рынок сбыта своей продукции, то есть устойчивый спрос на значительный период времени.

А также концессионные соглашения обеспечивают удовлетворение общественного интереса. Как считает Варнавский В. Г., удовлетворение общественных интересов при реализации концессионного соглашения заключается:

во-первых, в обеспечении решения острых социальных проблем (например, проблем безработицы), повышении качества оказываемых услуг, снижении цен на них;

во-вторых, в том, что высвобождаемые государством за счет концессий средства могут быть (и должны) направлены на социальные нужды общества;

в-третьих, концессия обеспечивает сокращение сроков проектирования и сооружения объектов инфраструктуры, более высокую общественную эффективность строительства объектов вследствие того, что частные компании строят и эксплуатируют объекты с гораздо меньшими затратами, чем государство, используют рыночные финансовые инструменты, недоступные государственным

39

структурам[7].

Аренда

Аренда представляет собой передачу объектов государственной и муниципальной собственности в пользование частнику на договорной основе на условиях платности, срочности.

Отличия концессии от долгосрочной аренды лежат в позициях договора. При аренде государство удовлетворяет свой интерес исключительно за счет получаемой от арендатора платы. Причем арендодателю в известной мере безразлично, каким способом эксплуатируется его имущество. Главное, чтобы по прекращении договора оно было возвращено государству, с учетом нормального износа, в том состоянии, в каком его получил арендатор. При концессии же государство стремится, прежде всего, осуществить средствами концессионера комплекс мероприятий, направленных на позитивные преобразования своего имущества, проведение которых без вливания частного капитала, использования технологий и опыта инвесторов невозможно. В результате при концессии государство требует от инвестора не только сохранения имущества, но и его улучшения.

Так, например, в настоящее время во многих регионах практически не строятся основные элементы инфраструктуры (лесные дороги, социальные объекты). При развитии в нашей стране института концессии эту работу может на себя взять частный капитал. Кроме того, зарубежный опыт показывает, что если через договорные обязательства можно постепенно прививать культуру рачительного лесопользования, когда предприниматель не только пилит лес, но и отвечает за него - охраняет от пожаров, защищает от вредителей, занимается восстановлением, - тогда в конечном итоге можно передать его в частные руки.

Соглашение о разделе продукции

Согласно российскому законодательству соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет частному инвестору - субъекту хозяйственной деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение

 

связанных с этим работ[8]. В свою очередь инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.

Указанная организационная форма сочетает экономические интересы как государства, так и частного бизнеса. Удовлетворение экономического интереса государства заключается в том, что государство имеет возможность получить дополнительные источники пополнения доходов бюджета. Так, 32 % стоимостного эквивалента произведенной инвестором продукции, полученной с участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа РФ, зачисляется в федеральный бюджет. Кроме того, государство получает всю географическую, геофизическую, геохимическую информацию, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, полученные частным инвестором в результате работ по соглашению. Также данная организационная форма может обеспечить и социальноэкономический эффект, когда:

- разработка участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации;

- разработка месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.

Для частного инвестора указанная организационная форма также обеспечивает удовлетворение экономических интересов, которые выражаются в получении высокого уровня дохода, прибыли. По соглашению о разделе продукции частный инвестор имеет возможность получения 68 % (но не более) от общего объема произведенной продукции. А также имеет возможность компенсировать затраты на выполнение работ частью произведенной продукции (предельный уровень компенсации 75 %, а при добыче на континентальном шельфе РФ до 90 % общего объема произведенной продукции)[9].

 

Изложенное выше позволяет констатировать то, что такая организационная форма взаимодействия государственного и частного капитала, как соглашение о разделе продукции, позволяет учесть экономические интересы государственного и частного субъекта экономики, с целью привлечения частного капитала к решению проблемы разработки новых месторождений, являющихся стратегическими ресурсами Российской Федерации[10].

Особые экономические зоны

Сущность этой формы заключается в том, что государство устанавливает специальные режимы работы частным инвесторам (резидентам всех типов) на специально выделенных территориях. Создание особых экономических зон призвано решить одну из острейших проблем - неравномерное развитие регионов. Причина - система межбюджетных трансфертов, которая должна была бы обеспечивать выравнивание регионов, не работает. Различие между экономически активными и депрессивными территориями увеличилось до 60 раз. Во всем мире ОЭЗ - инструмент выравнивания регионального развития[11]. Основными целями создания ОЭЗ являются:

- развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей;

- производство новых видов продукции;

- развитие транспортной инфраструктуры;

- развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

ОЭЗ могут быть четырех типов.

Промышленно-производственные, которые располагаются в наиболее развитых регионах, в структуре экономики которых преобладает промышленный сектор.

Технико-внедренческие, которые располагаются в регионах с высоким научно-техническим потенциалом.

Туристско-рекреационные, располагаемые в регионах, имеющих архитектурный, ландшафтный потенциал, а также потенциал для развития оздоровительного, пляжного отдыха, экстремальных видов спорта и других видов туризма.

 

Портовые, расположенные в регионах, которые имеют выход к морским торговым путям и воздушным коридорам[12].

Развитие ОЭЗ выражает экономические интересы государства, в том плане, что государство получит расширение ресурсной базы за счет привлечения частных инвестиций в промышленных, наукоемких отраслях, туристических сферах и портовых зонах.

Экономические интересы частного бизнеса ОЭЗ заключаются в том, что:

так же, как и в концессиях, частный инвестор получает всю продукцию и доходы от осуществляемой деятельности;

за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов осуществляется формирование различных элементов инфраструктуры (инженерной, рыночной и др.);

предоставляется особый налоговый режим (пониженная ставка налога на прибыль, в региональной части налога, в зависимости от типа зоны освобождение на 5-10 лет от уплаты налога на имущество предприятий и земельного налога);

льготный таможенный режим (ввозимое импортное оборудование не облагается импортными пошлинами, пока находится на территории зоны).

Создание ОЭЗ создает и социально-экономический эффект:

- обеспечивает занятость населения конкретного региона;

- обеспечивает развитие регионов за счет формирования точек роста на определенных территориях.

Таким образом, особые экономические зоны - это организационная форма взаимодействия, которая учитывает экономические интересы государства и частного бизнеса с целью стимулирования развития отдельных территорий, на основе создания специальных режимов в промышленности, наукоемких отраслях, туристско-рекреационных и портовых зонах. Предприятиям- резидентам ОЭЗ снижают налоговую нагрузку, чтобы они могли обеспечить дополнительные рабочие места. В наших ОЭЗ налоги снижают почему-то только для иностранных предприятий[13].

 

Совместные предприятия (участие в капитале)

Участие частного сектора в капитале общественного предприятия может иметь место в виде акционирования (корпоратизации) или создания совместных предприятий. Предпринимательская деятельность в акционерных обществах осуществляется на средства акционеров, в качестве которых могут выступать и муниципалитеты. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется принадлежащей ему долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с муниципалитетом, тем меньше самостоятельных решений они могут принимать. Риски распределяются пропорционально доле в капитале. В отличие от концессий, в которых органы местного самоуправления не вмешиваются в текущую инвестиционную, производственную и административно-хозяйственную деятельность, в партнерствах в форме участия в капитале муниципалитет присутствует постоянно, только в организационно-правовой форме ООО или ЗАО[14].

В концессиях частный сектор обладает значительной степенью самостоятельности и свободы в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных и иных решений, а часто - более высокой, чем в других формах партнерства, в том числе и при муниципальном участии в капитале и акционировании. Границы свободы концессионера закрепляются в концессионном договоре. Подписывая этот договор, концессионер заранее на них соглашается. Степень самостоятельности концессионера, как правило, не изменяется в худшую для него сторону в течение всего срока концессии. Кроме того, за рамки закрепленных в договоре сфер, прав и обязанностей не могут выйти без существенных для себя последствий ни концедент, ни концессионер.

Специальный инвестиционный контракт

По специальному инвестиционному контракту одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать, либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона - Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять

 

меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта[15].

Наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.

В специальном инвестиционном контракте предусмотрены меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по типовым формам, утвержденным Правительством Российской Федерации для отдельных отраслей промышленности. Специальный инвестиционный контракт заключается от имени Российской Федерации уполномоченным органом или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности.

В контракте обязательно указываются:

- характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается;

- перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- объем инвестиций в создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- порядок представления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;

- перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам;

- иные обеспечивающие выполнение специального инвестиционного контракта условия.

Законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия специального инвестиционного контракта гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в момент заключения специального инвестиционного контракта. Для инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц стабильность предусмотренных совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований с учетом положений закона гарантируется на весь срок действия специального инвестиционного контракта.

В случае расторжения специального инвестиционного контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором или инвесторами принятых обязательств инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, а также компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника специального инвестиционного контракта законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней. Иные последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств устанавливаются специальным инвестиционным контрактом.

Таким образом, в специальном контракте, как и в концессии, предметом соглашения являются льготы, привилегии, но объектом экономических отношений при реализации контракта является частная собственность, составляющая значительный удельный вес в результате проведенной приватизации в начале 90-х годов.

Задания для самоконтроля

В каких из перечисленных форм государственно-частного партнерства финансирование осуществляется полностью за счет государства:

аренда

контракт

договор

концессия

особые экономические зоны

При какой форме государственно-частного партнерства созданное в процессе реализации проекта имущество остается в собственности государства или муниципалитета:

аренда

концессия

совместные предприятия

особые экономические зоны

Выберите из списка форму государственно-частного партнерства, для которой характерно долгосрочное сотрудничество государства и частного капитала:

аренда

специальный инвестиционный контракт

особые экономические зоны

все ответы верны

все ответы неверны

В какой форме государственно-частного партнерства риски несёт в основном только частный партнёр:

концессия

аренда

совместные предприятия

государственный/муниципальный контракт

Выберите форму государственно-частного партнерства, при которой финансирование может осуществляться только за счет частного инвестора:

концессия

аренда

государственный/муниципальный контракт

специальный инвестиционный контракт

К какой форме ГЧП в зависимости от прав собственности относятся концессионные соглашения:

в которой происходит смешение правомочий собственности государства и частного капитала

в которой происходит передача некоторых правомочий собственности частному партнеру

в которой права собственности строго разделены

в которой права собственности разделены только на объекты и результаты деятельности

Какое обязательство по существующему законодательству не относится к концессионеру:

обязательство по ликвидации объекта по завершении эксплуатации объекта

изменение технологического или функционального назначения объекта

улучшение характеристик и эксплуатационных свойств объекта

ответственность за качество объекта концессионного соглашения.

По следующей характеристике определите форму государственно

частного партнерства: объектом экономических отношений выступает государственная и муниципальная собственность,

институциированием этих отношений является контракт (договор), может использоваться на различных уровнях экономики для решения задач разномасштабного характера, но в большей степени там, где частный капитал сам осуществлять финансирование не может, например, строительство муниципальных дорог, строительство региональных дорог, имеющих невысокую интенсивность движения:

аренда

концессия

государственный и муниципальный контракт

специальный инвестиционный контракт

В чём заключается удовлетворение общественных интересов при реализации концессионного соглашения:

повышение доступности различных услуг и снижение затрат на их производство

изменение технологического или функционального назначения объекта

сокращение сроков проектирования и сооружения объектов инфраструктуры

приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

Какая форма государственно-частного партнерства решает проблему неравномерного развития регионов:

государственный/муниципальный контракт

концессия

аренда

соглашение о разделе продукции

особые экономические зоны

Соглашение о разделе продукции может обеспечить социальноэкономический эффект, когда:

разработка участка недр требует вливаний иностранного капитала

разработка участка недр может пополнить соответствующий бюджет

разработка участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации

разработка месторождения требует возврата частному инвестору его инвестиций

разработка месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.

Среди основных принципов заключения соглашений государственно-частного партнёрства выделяют:

разгрузка федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований

прозрачность выбора частного партнера

гарантии возврата частному инвестору его инвестиций

оптимальное распределение рисков между участниками ГЧП

Установите соответствие между характеристикой соглашения о государственно-частном партнерстве и его формой. Из данных в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Совместное финансирование проекта, средне- и долгосрочные сроки его реализации, частная собственность объекта. Б) Государственная собственность объекта, долгосрочные сроки реализации проекта, приоритетная сфера применения - недропользование.

Смешанная форма собственности объекта, долевое финансирование.

Г) Государственная и муниципальная формы собственности объекта, сроки реализации проекта - различны, приоритетные сферы применения - лесной фонд, ЖКХ.

Д) Государственная собственность объекта, предусмотрены исключительные права и льготы, приоритетные сферы применения - отрасли производственной и социальной инфраструктуры.

 

[1] О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115- ФЗ: ред. от 25.12.2009 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 30, ч. II, ст. 3126. - Гл. 1, ст. 3.

[2] Там же. Гл. 1, ст. 12.

[3] Там же. Гл. 1, ст. 4.

[4] Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др. Политическая экономия: учебник для вузов. - М. : Политиздат,1988. - 735 с. - С. 328.

[5] О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115- ФЗ: ред. от 25.12.2009 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 30, ч. II, ст. 3126. - Гл. 1, ст. 7, п. 2.

[6] Там же. Гл. 1, ст. 3, 10, 11.

[7] Варнавский В. Г. Использование механизмов доверительного управления и концессий для повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью // Управление собственностью. - 2012. - № 5 (128) - С. 19-29.

[8] О соглашениях о разделе продукции: федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ: ред. от 05.04.2016 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 1, ст. 18.

[9] Там же. Ст. 8.

[10] Протопопова Н. И. Государственно-частное партнерство как институт согласования экономических интересов государства и частного капитала (парадигма института ГЧП) // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2011. - № 2. - С. 16-21.

[11] Трушин А. Знак неравенства // Прямые инвестиции - 2008. - № 04 (72).

60

[12] Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ: ред. от 25.12.2009 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 20, ст. 1405.

[13]Трушин А. Указ. соч.

[14] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ: ред. от 05.12.2017 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 40, ст. 3822.

62

[15] О промышленной политике в Российской Федерации: федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 1, ч. I, ст. 41. - Ст. 16.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (29.04.2018)
Просмотров: 533 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%