Вторник, 14.05.2024, 03:58
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Необходимость применения ГЧП в развитии социальной инфраструктуры

Социальная сфера России испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологиях оказания услуг и обслуживания. Бюджетные средства, ресурсы целевого финансирования не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора.

Этот сектор, в течение многих десятилетий являвшийся объектом прямого государственного управления, ощущает сегодня наибольшую потребность в различных ресурсах для реализации поставленных задач социально-экономического развития.

Общей и наиболее острой для социальной сферы является проблема отсутствия стабильного и достаточного бюджетного финансирования, следствием чего становится ухудшение качества услуг и сокращение их объема. Так, согласно планируемым расходам бюджета РФ, на 2018 год отмечается снижение расходов в сфере здравоохранения на 22 %. При этом растут потребности общества, требования населения к уровню обслуживания и соответственно требования государства к качеству услуг и социально-экономической эффективности деятельности учреждений. Сложилось противоречие, которое может разрешиться с помощью привлечения ресурсов предпринимательских структур.

Следует отметить, что применение той или иной формы государственно-частного партнерства в социальной сфере определяется в зависимости от условий самого проекта, конкретных его участников, инвестиционной модели и других специфических характеристик проекта. Кроме того, одним из современных направлений развития ГЧП в различных отраслях социальной сферы является развитие партнерства на базе участия не только государства и частного сектора, но и различных некоммерческих организаций.

В создании механизма ГЧП в социальной сфере большую роль играет формирование институтов развития. К данным институтам относят различные фонды, кластеры, технопарки и пр. Зарубежный опыт показывает, что перед ГЧП стоят сложные задачи, для решения которых требуется участие специальных институтов, в результате образуется так называемое институциональное партнерство, в которое входят также и некоммерческие организации. Таким образом, для успешной реализации проектов в социальной сфере необходимо сочетание различных форм ГЧП, включение совместных проектов в федеральные или региональные целевые программы, принятие ведомственных программ, а также привлечение институтов развития.

В мировой практике для развития социальной инфраструктуры модели государственно-частного партнерства используются уже много лет. К строительству и управлению больницами, школами и даже тюрьмами частный сектор начали привлекать после успешной модернизации фундаментальных отраслей - транспорта, энергетики.

Так, в Германии ГЧП активно применяется при строительстве объектов в сфере образования, в Австралии развита практика участия частных компаний в реконструкции, строительстве госпиталей, больниц, а также управления этими учреждениями. Анализ применения разными европейскими странами проектов ГЧП в социальной сфере показывает, что, несмотря на все различия, в действительности все они схожи. Так, ключевые европейские участники в секторе здравоохранения сталкиваются с похожими проблемами и их инвестиционными решениями. Демографические и эпидемиологические переходы, связанные со старением населения, прорывы в медицинских технологиях и фармацевтике, рост ожиданий населения, неравенство возможностей в получении медицинских услуг, а на сегодняшний день и неблагоприятные экономические перспективы - стимулируют государство искать частных партнеров. Тем не менее в разных странах доминируют определенные модели партнерства. Например, в Г ермании медицинские учреждения приватизируются за относительно небольшие деньги в обмен на инвестиции и обязательства по государственному заказу, а в Швеции разрешено брать в аренду больницы, лаборатории и службы скорой помощи.

В последнее время появляются первые проекты с использованием частных инвестиций и в России (Татарстан, Ханты- Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург, Самара). Сегодня в России партнерство в сфере здравоохранения только делает первые шаги, и единичные случаи представлены, как правило, либо инвестиционными договорами на строительство, реконструкцию или модернизацию точечных социально значимых объектов, причем инвестиции зачастую можно окупить лишь в крупных городах, либо концессиями.

Если говорить об объектах образования (школы, дошкольные учреждения), то российский опыт ГЧП в этой области ограничивается строительством и ремонтом зданий и сооружений учреждений социальной сферы (реализуемых в рамках государственных закупок). ГЧП в области услуг вообще пока не развито (в том числе управление зданиями образовательных учреждений, обеспечение поддержания материальных средств в образовательных учреждениях и управление такими учреждениями). Например, Санкт-Петербург выступил с инициативой, чтобы инвесторы, возводящие жилые комплексы и микрорайоны, строили там объекты социальной инфраструктуры для их жителей, например, детские сады и школы, с последующим их выкупом города по себестоимости. Инвесторы восприняли это предложение положительно, и уже более двенадцати компаний подписали соглашения о подобном строительстве в рамках

комплексного освоения территорий.

Стоит отметить, что в сфере здравоохранения больших успехов в применении механизмов ГЧП достигла Самарская область. Так, в стадии реализации на март 2016 года было 12 проектов, которые позволят создать порядка 1700 новых рабочих мест и привлечь 8 млрд. руб. инвестиций. Из крупных проектов, которые имеют важное социальное значение для региона и которые помогут выйти на качественно новый уровень предоставления медицинских услуг, можно выделить строительство нового кардиохирургического центра в Самаре. В результате его реализации будет создано уникальное по формату, масштабу и уровню оснащенности лечебно

профилактическое учреждение. Центр сможет оказывать высокотехнологичную кардиохирургическую и кардиологическую медицинскую помощь жителям не только Самарской области, но других регионов. Второй проект - это строительство отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии. Это первый для Самарской области проект регионального значения в сфере здравоохранения, реализуемый через механизм концессионного соглашения. Инвестором по результатам конкурсных процедур определена самарская компания ООО «ФАРМ СКД», которая планирует вложить в реализацию проекта 350 млн. руб. собственных и кредитных средств. В рамках проекта инвестор обязуется создать, оснастить, а после ввода центра в 2017 году осуществлять его эксплуатацию в течение 15 лет. По окончании этого срока созданное имущество будет передано в областную собственность. Правительство Самарской области предоставило инвестору в аренду земельный участок. В дальнейшем проекту будет оказано содействие при выполнении работ и выдаче разрешительной документации. На сегодняшний день разработанная по техническому заданию регионального правительства проектная документация имеет положительное заключение экспертизы. Это позволит инвестору получить разрешение на строительство и приступить к возведению здания. Не менее интересны и небольшие проекты, которые могут быть тиражированы на все лечебные учреждения Самарской области. К ним относится организация лечебного питания, модернизация отделений стерилизации изделий медицинского назначения, создание медицинских центров.

Однако в настоящее время применение государственно-частного партнерства в социальной сфере ограничено слабой проработанностью методического аппарата, нормативно-правовой базы и неотработанными механизмами финансирования проектов ГЧП с точки зрения доступности этих услуг для потребителей. Для успешного развития ГЧП необходимо разрабатывать и совершенствовать эти направления.

В некоторых регионах развивается направление использования государственно-частного партнерства в реализации проектов строительства спортивных сооружений, с целью повышения уровня доступности спорта для населения. Так, для решения этой задачи в городе Отрадное Кировского муниципального района Ленинградской области реализуется проект строительства и эксплуатации плавательного бассейна (таблица 13).

 

Основные параметры ГЧП проекта по строительству и эксплуатации плавательного бассейна в городе Отрадное Кировского ________ муниципального^ района Ленинградской области[1]__________

 

Таблица 13

п/п

Основные параметры проекта

Значение

1.

Предмет проекта

Проектирование - строительство - целевая эксплуатация и техническое обслуживание объекта концессионного соглашения

2.

Статус проекта

Подготовка решения о заключении концессионного соглашения (предынвестиционная стадия)

3.

Форма реализации проекта

Концессионное соглашение (Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»)

4

Участники проекта

Публичный партнер - Ленинградская область Частный партнер - не определен

5

Объекты соглашения

Объект соглашения - плавательный бассейн в г. Отрадное.

Площадь объекта - не менее 4 500 м2. Площадь застройки - 1 500 м2.

Этажность - 3 + подземный или цокольный этаж.

Взрослый бассейн - 1 шт., 25,0 м х 11,0 (5 дорожек), глубина 1,2-1,8 м.

Спортивные залы - 2 шт. (учебнотренировочный зал спортивных игр и тренажерный).

Спа-зона - сауна, хамам.

Медицинский кабинет.

Кафе.

Площадь земельного участка - 10 тыс. м2

6

Срок реализации проекта

20 лет (2017 - 2036)

7

Периоды реализации проекта

2017 - заключение концессионного соглашения;

2017 - проектирование;

2017 - финансовое закрытие;

2017 - 2019 - строительство;

2019 - 2037 - целевая эксплуатация и техническое обслуживание

8

Общая стоимость проекта

400 млн. руб.

9

Участие концедента

передача земельного участка в аренду;

- финансирование 100 % затрат (28,5 млн. руб.) на техническое подключение объекта;

 



 

 

- софинансирование не более 26,68 % капитальных затрат (87,4 млн. руб.) на стадии строительства;

- возмещение не более 60,29 % капитальных затрат (197,5 млн. руб.) в течение 1 месяца после ввода в эксплуатацию;

- приобретение у концессионера услуг по фиксированной цене в согласованном объеме (услуги по предоставлению дорожек для нужд Ленинградской области на оказание услуг по предоставлению бассейна для проведения занятий по обучению детей плаванию, проведения тренировок сборных команд Ленинградской области и проведения соревнований сборных команд Ленинградской области)

10

Участие концессионера

проектирование и строительство объекта;

- техническое обслуживание объекта (содержание объекта, проведение текущих и капитальных ремонтов);

целевая эксплуатация (оказание услуг)

11

Объем финансирования капитальных затрат

Общий объем капитальных затрат - 327,6 млн. руб..

Источники финансирования капитальных затрат:

- концессионер (собственные средства) - 51,4 млн. руб., или 15,69 %;

концессионер (заемные средства) - 188,8 млн. руб., или 57,63 %;

- концедент (капитальный грант) - 87,4 млн. руб., или 26,68 %

12

Объем финансирования операционных затрат

Объем операционных затрат - 2,3 млрд. руб. Источники финансирования операционных затрат:

- концессионер - 100 % операционных затрат

 

Социально-экономический эффект реализации проекта - развитие массового спорта и повышение уровня доступности спорта для населения (увеличение площади зеркала воды на 275 м2), рост процента населения Ленинградской области, занимающегося спортом (увеличение количества посещений объектов спорта на 230 тыс. посещений в год). Социальная эффективность - улучшение состояния здоровья населения, повышение уровня занятости населения (создание около 50 рабочих мест). Экономическая эффективность - привлечение частных инвестиций в размере около 140 млн. руб., рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

В сфере культуры примечательным является привлечение иностранных инвесторов в реконструкцию объектов культурного наследия. Так, наиболее интересным в этой сфере является проект реконструкции полотняного завода в Калужской области, где в качестве концессионера выступает австрийская фирма закрытое акционерное общество «Инвестиционная компания «Альпинэкс Австрия» (таблица 14). При этом по проекту не планируется никакой государственной поддержки.

Таблица 14

Основные параметры ГЧП проекта по реконструкции полотняного

завода в Калужской области59

п/п

Основные параметры проекта

Значение

1.

Предмет проекта

проект в отношении объектов культурного наследия: каретного сарая и ткацкого корпуса Усадьбы Полотняный завод (Гончаровых), XVIII в. в пос. Полотняный Завод Дзержинского района Калужской области

2.

Статус проекта

реализация проекта

3.

Форма реализации проекта

27 августа 2012 года было заключено концессионное соглашение

4.

Участники проекта

Концедент: Калужская область, в лице министерства экономического развития Калужской области. Концессионер: закрытое акционерное общество «Инвестиционная компания «Альпинэкс Австрия»

5.

Объекты соглашения

Здание Каретного сарая усадьбы Полотняный завод (Гончаровых): проведена частичная реставрация, общее состояние неудовлетворительное, состояние крыши аварийное, требуется завершение ремонтнореставрационных работ, по назначению не используется, требуется проведение полного комплекса работ по благоустройству территории, отсутствует гидроизоляция объекта. Общая площадь здания: 451,3 м2. Износ строения: более 30 %. Дополнительные ограничения: объект культурного наследия, закрепленный участок находится в водоохранной зоне р. Суходрев по территории участка проходит ЛЭП.

Здание Ткацкого корпуса усадьбы Полотняный завод (Гончаровых).

Состояние: аварийное, руинирован, по назначению не используется, требуется проведение полного комплекса работ по благоустройству территории.

Общая площадь здания: 1062,7 м2. Износ строения: более 80 %.

59 Там же. С. 133-134.

 

Дополнительные ограничения: объект культурного наследия, закрепленный участок находится в водоохранной зоне р. Суходрев по территории участка проходит ЛЭП, располагается вблизи жилой застройки ул. Трудовой.

6.

Срок реализации проекта

49 лет

7.

Периоды реализации проекта

Здание каретного сарая усадьбы Полотняный завод (Гончаровых).

Отборочные процедуры: 2012 г.

Составление проектной документации по сохранению объекта культурного наследия: 20122014 г.

Реконструкция объекта: 2014-2015 г. Эксплуатация объекта: с 2016 г.

25.12.2015 г. здание каретного сарая усадьбы Полотняный завод (Гончаровых) было сдано в эксплуатацию.

Здание ткацкого корпуса усадьбы Полотняный завод (Гончаровых).

Отборочные процедуры: 2012 г.

Составление проектной документации по сохранению объекта культурного наследия: 2012-2014 г.

Реконструкция объекта: 2014-2016 г. Эксплуатация объекта: с 2017 г.

8.

Общая стоимость проекта

Частные инвестиции - не менее 90 млн. руб. Государственные инвестиции - 0 руб.

9.

Участие концедента

Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектами соглашения для осуществления деятельности в соответствии с условиями соглашения. Концедент обязуется передать концессионеру, а концессионер обязуется принять объекты соглашения, а также права владения и пользования указанными объектами не позднее 30 календарных дней с даты подписания соглашения.

10.

Участие

концессионера

Здание каретного сарая усадьбы Полотняный завод (Гончаровых).

1. Составление проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

2. Гидроизоляция фундаментов объекта и организация дренажной системы, по отводу грунтовых вод и атмосферных осадков от объекта.

3. Работы по кровле здания и замена временной кровли на металлическую.

4. Ремонтно-реставрационные работы по оконным и дверным блокам, работы по остеклению оконных блоков.

 

5. Проведение электрической системы, системы водоснабжения, водоотведения и системы отопления по внутренним помещениям объекта.

Завершение работ по фасадам здания.

7. Проведение работ по приспособлению помещений 1 -го этажа объекта под современное использование.

8. Проведение работ по приспособлению помещений 2-го этажа объекта под современное использование.

9. Проведение работ по приспособлению помещений цокольного этажа объекта под современное использование.

10. Проведение работ по благоустройству территории, прилегающей к объекту.

Здание ткацкого корпуса усадьбы Полотняный завод (Гончаровых).

1. Составление проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

2. Проведение работ по санитарной рубке самосевной растительности и уборке территории объекта от строительного мусора. Организация строительной площадки для проведения работ по реставрации объекта культурного наследия.

3. Гидроизоляция фундаментов объекта и организация дренажной системы, по отводу грунтовых вод и атмосферных осадков от объекта.

Усиление фундаментов объекта.

5. Усиление сохранившейся южной и восточной стены здания.

Восстановление стен и крыши здания.

Проведение инженерных систем.

Организация стен и перегородок.

9. Создание внутренних интерьеров, установка оборудования гостиницы и кафе.

10. Проведение электрической системы, системы водоснабжения, водоотведения и системы отопления по внутренним помещениям объекта.

11. Проведение работ по приспособлению помещений 1 -го и 2-го этажей под современное использование.

12. Проведение работ по благоустройству территории, прилегающей к объекту.

13. Проведение работ по благоустройству территории, прилегающей к объекту.

11

Объем

финансирования капитальных затрат

Частные инвестиции - 90 млн. руб.

12

Объем

финансирования операционных затрат

Бюджетного финансирования не предусмотрено.

 


Социально-экономический эффект реализации проекта - это успешная социализация подрастающего поколения и формирование социокультурной коммуникации (Полотняный завод как центр взаимодействия)60. Проект способствует сохранению объекта культурного наследия, увеличению его стоимости более чем на 90 млн. руб. Экономическая эффективность проекта состоит в привлечении дополнительных средств в бюджет за счет развития туристической деятельности.

 

[1] Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики / Министерство экономического развития Российской Федерации. - М., 2016. - 161 с. - С. 108-109.

109

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (29.04.2018)
Просмотров: 421 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%