Суббота, 20.04.2024, 11:19
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Государственная граница Российской Федерации

Согласно Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой термин «граница» обозначает линию раздела между территориями, рубеж, а термин «государственная граница» понимается как «юридически обоснованная условная линия, определяющая пределы государственной территории»3. Статья 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (далее — Закон № 4730-I) определяет Государственную границу Российской Федерации как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению (ст. 2 Закона № 4730-I). Протяженность Государственной границы РФ составляет более 60 тыс. км. Россия имеет границы с 18 сопредельными государствами.

Государственная граница определяет пределы всех элементов территории (воздушного пространства, суши, водного пространства, недр). Значение государственных границ прежде всего тем и обусловлено, что они определяют пределы территории. Как пишет И. И. Лу- кашук, «юридическое оформление границы является одновременно и [1] [2] [3] закреплением права на расположенную за ней территорию. Границы определяют сферу территориальной юрисдикции»1. Таким образом, государственная граница определяет не только пределы территориального верховенства государства, но и принадлежащую ему территорию со всеми ее материальными, естественными богатствами и ресурсами, составляющими часть географической среды. Она обозначает и материальное разграничение государств, что имеет большое значение для населяющих их народов. А территориальное верховенство есть неотъемлемая черта государственного суверенитета, его материальное проявление2.

Государственная граница выполняет следующие основные функции: обеспечивает безопасность страны, служит передовой линией контактов с другими странами и способствует установлению добрососедских отношений с ними. Границы также позволяют контролировать миграционные потоки физических лиц, передвижение товаров, грузов и осуществление других видов экономических связей.

Порядок использования границы, т. е. осуществления в отношении нее пограничной деятельности, именуется правовым режимом3. Юрисдикция органов государственной власти в отношении Государственной границы РФ состоит в следующем: 1) установлении и обозначении Государственной границы РФ; 2) поддержании режимов; 3) защите и охране Государственной границы РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 4730-I прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

море — по внешней границе территориального моря РФ;

судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону; [4] [5] [6]

водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы ее воздушного пространства. Поскольку боковой границей воздушного пространства служит вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной линии государственной границы, никаких особых соглашений по боковым воздушным границам не заключается. Высотный предел воздушного пространства современным международным правом не установлен, но большинство стран в качестве этого предела признают высоту 100— 110 км над уровнем океана.

Границу недр, находящихся под сухопутной и водной территорией государства, можно представить в виде замкнутой поверхности, которая сужается к центру Земли.

Процедура установления сухопутных и водных границ между государствами обычно имеет две стадии: делимитацию и демаркацию. Делимитация (лат. delimitatio — установление границ) — это договорное определение общего направления прохождения государственной границы и ее нанесение на географическую карту. Общим направлением обычно служат особенности рельефа местности, реки, хребты, ущелья рек и т. п. Однако встречаются границы, установленные по параллелям и меридианам (в Африке или между США и Канадой). Демаркация (фр. demarcatio) — это установление государственной границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков. Она осуществляется смешанными комиссиями сторон, которые составляют протоколы с подробным описанием прохождения линии государственной границы и пограничных знаков. В результате демаркации должны быть обеспечены точность, ясность, видимость и наглядность обозначения границы в любое время года и с возможно большего расстояния. Документы о демаркации границы вступают в силу после обмена уведомлениями об их утверждении правительствами сопредельных государств.

В международной практике различают три способа проведения границ: орографический, геометрический и астрономический (географический). При использовании орографического способа (от греч. oros — гора и grapho — описание) границу проводят с учетом особенностей рельефа местности: по реке, горному хребту и т. п. У Российской Федерации орографическим способом проведены границы с

Монголией, Китаем, некоторыми другими странами. Геометрический способ проведения границы предусматривает проведение прямой линии между фиксированными точками на поверхности суши без учета рельефа земной поверхности и каких-либо естественных ориентиров. Границы, проведенные геометрическим способом, Россия имеет на отдельных участках с Китаем и Финляндией. Способ проведения государственной границы по параллели или меридиану называется астрономическим (географическим). Такие границы встречаются в основном на Африканском континенте (у Анголы, Египта, Судана, Чада)1.

Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов и морские. На реках границу сопредельные государства чаще всего проводят по тальвегу — линии наибольших глубин судоходной реки; также граница может проводиться по линии главного фарватера или по середине русла несудоходной реки, реже — по линии одного из ее берегов. На озерах и других водоемах, как правило, линию границы проводят по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера, водохранилища и т. п.

В случае существенного изменения, полного или частичного разрушения пограничных знаков по договоренности между сопредельными странами осуществляется редемаркация границы. По взаимному соглашению сторон в ходе редемаркации возможны небольшие изменения линии границы2.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании отношений в приграничных районах (акваториях) РФ и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

обеспечения безопасности РФ и международной безопасности;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

мирного разрешения пограничных вопросов. [7]

В пределах государственной территории, примыкающей к Государственной границе РФ на суше, в воздушном и водном пространстве, устанавливается специальный правовой режим функционирования Государственной границы РФ, направленный преимущественно на обеспечение интересов государственной (национальной) безопасности. Данный режим представляет собой совокупность нормативно установленных правил относительно: 1) содержания Государственной границы; 2) пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; 3) перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; 4) ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; 5) разрешения с иностранными государствами пограничных инцидентов (ст. 7 Закона № 4730-I).

Защита Государственной границы определена Законом № 4730-I как часть системы обеспечения безопасности России и реализации государственной пограничной политики, которая заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий. Составной частью защиты Государственной границы является ее охрана, которая осуществляется пограничными органами в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством РФ. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима служат гарантией безопасности государства, неизменности его территории, предотвращения территориальных споров и конфликтов, сохранения спокойствия в приграничных районах, дальнейшего укрепления и развития сотрудничества и взаимной помощи. Поэтому между сопредельными государствами заключаются договоры по пограничным вопросам1. Вместе с тем история международных отношений показывает, что многие территориальные споры [8] носят латентный характер, а значит, проблема разрешения территориальных и пограничных споров будет актуальной еще долгие годы1.

Территориальные споры между государствами нередко используются для вмешательства во внутренние дела различных стран. При этом государства не только отстаивают свои права на те или иные территории, но и демонстрируют при этом свою геополитическую мощь. Применение вооруженных сил в территориальных конфликтах направлено на сохранение или изменение территориального status quo, т. е. государственной принадлежности определенной территории или существующих границ (примеры из межгосударственных отношений чрезвычайно многообразны). В агрессии одного государства против другого с целью захвата его территории наиболее отчетливо проявляется территориальный элемент конфликта, поскольку основной целью такой агрессии является изменение территориального status quo2.

В настоящее время процесс договорного оформления отдельных участков Государственной границы РФ не завершен и территориальные проблемы остаются. К спорным территориям относятся Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (Северные территории), на которые претендует Япония3; континентальный шельф в Баренцевом море, на который претендует Норвегия4; спорный участок морских пространств и шельфа в Беринговом море, по которому Россия не ратифицировала соглашение с США, подписанное в 1990 г.5; континентальный шельф в Каспийском море, который является предметом разногласий между Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном, Ираном и Россией6; полярные территории, на кото- [9] рые претендуют Россия, Канада, США, Дания и Норвегия, а также три государства, не имеющие океанических границ, — Исландия, Швеция и Финляндия1 и др. Международными договорами не оформлена Государственная граница с Эстонией, Латвией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Японией и США.

Государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров; разрешать территориальные споры на основе международного права и справедливости; воздерживаться от любых действий, которые могут обострить спор до такой ситуации, что поставят под угрозу международный мир и безопасность; не рассматривать спор как правовое основание для противоправного применения силы2. Все территориальные споры государства обязаны разрешать только мирными средствами3.

Государственная граница может быть изменена за счет как уменьшения территории государства, так и за счет ее увеличения. Правовым основанием любого изменения государственной территории является суверенное волеизъявление населения всего государства или части переходящей территории, а также соглашение между заинтересованными государствами.

Так, в 1990 г. на основании волеизъявления населения произошло объединение ФРГ и ГДР в единое немецкое государство ФРГ4. По Договору от 15 февраля 1951 г. СССР и Польша обменялись равными по размеру пограничными участками в Люблинском воеводстве и Львовской области5. В соответствии с Потсдамской декларацией 1945 г.6 [10] северная часть бывшей Восточной Пруссии была передана СССР (Калининградская область), а южная часть — Польше. Эта исключительная мера была предпринята в качестве санкции за агрессию и гарантии безопасности.

Государства внимательно относятся к определению своих границ (несмотря на так называемую глобализацию и повсеместно декларируемую «прозрачность» границ, а то и полную их ненужность)1. Как правило, эти вопросы закрепляются на конституционном уровне. Так, в соответствии с п. «г», «д». ст. 106 Конституции РФ статус и защита Государственной границы РФ, ратификация и денонсация международных договоров РФ относятся к вопросам, законы по которым после их принятия Государственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры РФ о территориальном разграничении РФ с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ подлежат ратификации (подп. «в» п. 1 ст. 15). Ратификация осуществляется в форме федерального закона. Данное положение было предметом конституционной жалобы. Заявитель полагал, что ратификация международного договора РФ о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами должна осуществляться не в форме федерального закона, а на референдуме[11] [12]. Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению по формальному основанию: заявитель не представил копию официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела, рассмотрение которого завершено в суде.

Конституцией РФ предусмотрена возможность проверки конституционности не вступивших в силу международных договоров РФ (п. «г» ч. 2 ст. 125). Инициаторами проверки могут выступать Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Так, по запросу группы депутатов Государственной Думы Конституционный Суд РФ проверял конституционность ряда статей Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, подтверждающих нерушимость существующих границ между государствами1. Заявители полагали, что Договор создает и закрепляет международно-правовую основу территориальных уступок России Украине, а отсутствие между сторонами договоров, касающихся разграничения территориального моря и воздушного пространства над ним, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, подрывает национальную безопасность, государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации. Конституционный Суд РФ прекратил производство по делу, потому что на момент его рассмотрения Договор был ратифицирован2.

В законодательстве и научной литературе различают понятия «изменение границ» и «уточнение границ»3. Этимология слов «изменение» и «изменить» основана на слове «менять», которое определяется как: 1) брать, использовать, употреблять, назначать вместо другого, подобного; 2) делать иным4. Слово «уточнить» имеет значение сделать точнее5. В свою очередь, слово «точный» имеет несколько значений: 1) полностью соответствующий действительности, совершенно верный; 2) показывающий что-нибудь в полном соответствии с действительностью; 3) полностью соответствующий заданному, должному; 4) конкретный, определенный, не приблизительный6.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 4730-I прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров РФ, вводятся в действие в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, в данном Законе понятие «уточнение» предполагает осуществление определенных действий на местности в целях проверки соответствия определенным докумен- там7. Так, в ходе редемаркации по взаимному соглашению сторон возможны небольшие изменения линии границы, т. е. ее уточнение8. [13]

Как уже упоминалось, такие изменения были произведены, например, на границе СССР и Польши в 1951 г., на границе СССР и Норвегии в 1963 и 1967 гг., на границе СССР и Турции в 1967—1977 гг., а также на ряде других направлений.

В современной истории России государственные границы изменялись в результате уменьшения территории государства. Так, российская территория уменьшилась в северной акватории Берингова моря. В соответствии с постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. восточная граница распространения суверенитета СССР была принята по меридиану, проходящему по середине пролива между островами Ратманова (СССР) и Крузенштерна (США), что совпадало с линией разграничения, определенной Договором, заключенным между Россией и Северо-Американскими Соединенными Штатами 18 марта 1867 г. «Об уступке Российских Северо-Американских колоний». Но указанные документы не рассматривали вопросов установления и правового закрепления экономических зон сопредельных государств. Такое положение существовало около 50 лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1976 г. № 4851-IX «О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР»1 и Законом США от 1 марта 1977 г. «О сохранении рыбных запасов и управлении рыболовством» были установлены экономические зоны государств шириной 200 морских миль, которые на ряде направлений накладывались друг на друга. Чтобы разрешить указанное противоречие, Соединенные Штаты предложили разграничить морские пространства в Беринговом море по линии, установленной русско-американской Конвенцией от 18 (30) марта 1867 г.2

24 февраля 1977 г. в Советском Союзе было принято постановление Совета Министров СССР № 163 «О введении временных мер по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в районах Тихого и Северного Ледовитого океанов, прилегающих к побережью СССР», в котором имеется ссылка на указанный документ. Но в связи с тем, что в Конвенции 1867 г. была указана не конкретная линия разграничения, а только ее направление, стороны выбрали наиболее выгодные для себя варианты ее определения, что привело к образова- [14] нию в акватории Берингова моря спорного участка протяженностью 1800 км и общей площадью 70 тыс. кв. км1.

1 июня 1990 г. в Вашингтоне было подписано Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств, в соответствии со ст. 7 которого оно подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами. Несмотря на то что Соглашение не ратифицировано ни одной стороной, его положения применяются с 15 июня 1990 г. на основании обмена нотами между Министром иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе и Государственным секретарем США Д. Э. Бейкером, произошедшего 1 июня 1990 г. Согласие на временное применение Соглашения было дано постановлением Правительства СССР от 30 мая 1990 г. № 532. В соответствии с приложением к Соглашению фактически поделено открытое море, что не соответствует ст. 76 и 89 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., так как влечет утрату Россией исключительного права на установление предельной границы континентального шельфа и использование его ресурсов, утрату в отношении прав каких-либо третьих стран в открытом море. По Соглашению к СССР отошло всего 6,6 тыс. кв. км, из них 4,6 тыс. кв. км — в открытой центральной части Берингова моря, в то время как к США отошло 77,4 тыс. кв. км, из которых более 66 тыс. кв. км — в открытой центральной части Берингова моря. Таким образом, американская сторона получала морские пространства, более чем в 12 раз превосходящие пространства, отходившие СССР, не только богатые водными биологическими ресурсами, но и включающие перспективные нефтегазовые месторождения «Наваринское» и «Алеутское». По оценкам экспертов, совокупные потери российской рыболовной отрасли, связанные с применением Соглашения, составили около 2,8 млн т рыбы стоимостью свыше 1,4 млрд долл. США2.

Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ неоднократно предпринимались попытки, связанные с изменением Соглашения, минимизацией связанного с его применением ущерба для России.

Еще одна спорная территория в Баренцевом море составляет примерно 175 тыс. кв. км. Права на ее эксплуатацию заявляли как Россия, так и Норвегия. В 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев заключил Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о [15] разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане1, согласно которому под юрисдикцию Норвегии отошел обширный морской рыбопромысловый район. По мнению экспертов, принимавших участие в круглом столе, проходившем в феврале 2011 г. в Государственной Думе, площадь этого района составляет около 240 тыс. кв. км и он подпадает под действие Договора о Шпицбергене 1920 г., согласно которому промысел морских живых ресурсов будет возможен только с разрешения норвежских властей и на их условиях. Таким образом, для отечественного рыболовства Договор создает реальную угрозу потерь западных районов Баренцева моря общей площадью около 300 тыс. кв. км, в которых ежегодная добыча рыбы составляет 320—460 тыс. т2.

Уменьшение территории России произошло и на российско-китайской границе, история формирования которой охватывает период с конца XVII в. до начала ХХ в. Сейчас протяженность этой границы около 4 тыс. км. За последние четыре века подписаны десятки договоров, начиная с первого официального — Нерчинского договора от 27 августа 1689 г. Политической особенностью формирования русско-китайской границы было то, что она устанавливалась не в результате широкомасштабных войн, а в ходе дипломатических переговоров, в которых обе стороны в равной степени имели свои победы и поражения. В 1960—1970-е гг. после уступки в боях Китаю острова Даманский обострились китайские претензии на 1,5 млн кв. км российских территорий, якобы несправедливо отторгнутых царской Россией у Китая в XIX в. В Китае ученые-историки разработали концепцию «утерянных земель» и некоего «исторического долга» России Ки- таю3.

Длительное время спорной территорией на границе с Китаем считались расположенные вблизи г. Хабаровска два острова — Тарабаров и Большой Уссурийский. Согласно Пекинскому договору от 2 ноября 1860 г., заключенному царской Россией и императорским Китаем, граница на Амуре проходила по китайскому берегу, а все острова считались российскими. Тогда же на левом берегу реки Уссури напротив станицы Казакевичево был установлен пограничный столб «литер Е». Приложенная к договору Разменная карта 1861 г. фиксировала это. [16]

Этот столб имел особо принципиальное значение, так как определял местонахождение устья реки Уссури: не у Хабаровска, а у места соединения Уссури с южным рукавом Амура, называемым протокой Казаке- вичева (по-китайски — Фуюаньская). Однако в 1919 г. китайская сторона уничтожила этот пограничный столб. Тогда же китайские дипломаты стали утверждать, что столб стоял напротив Хабаровска, а устье реки Уссури находится не у села Казакевичева, а под Хабаровском, поэтому граница должна проходить по Амуру и Амурской протоке мимо Хабаровска. Так возникла проблема островов1. Возле Большого Уссурийского острова, где нерестится амурский лосось, китайцы со своей стороны топили суда и баржи с песком, пытаясь осушить протоку и присоединить спорные острова к своей территории2 и таким образом приобрести больше оснований для того, чтобы претендовать на них.

В мае 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев заключил пограничный договор с Китаем3, в соответствии с которым граница была проведена по фарватеру реки Амур, а два острова оказались по китайскую сторону судоходного пути. В 1995 г. было ратифицировано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части4. В 2005 г. Президент РФ В. В. Путин подписал Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее восточной части5. В общей сложности Китаю отошло около 337 кв. км российской территории6.

Территория нашего государства уменьшилась и за счет изменения границы с Азербайджаном, которому были переданы 1/2 водозабора принадлежавшей России реки Самур и два лезгинских села в Магарамкентском районе Дагестана. 3 сентября 2011 г. соответствующий договор был подписан Президентом РФ Д. А. Медведевым и Президентом Азербайджанской Республики И. Алиевым7. [17]

При ратификации договора фракция КПРФ голосовала против, ее представитель Н. Рябов отмечал, что «такое разбазаривание российских земель разжигает территориальные претензии к Российской Федерации во многих странах»1. Что касается дальнейшей судьбы 600 граждан РФ, проживающих на отданной Азербайджану территории, то выступавший на заседании Государственной Думы заместитель министра иностранных дел Г. Карасин ограничился словами: «Так распорядилась история, мы будем поддерживать контакты с ними»2.

Таким образом, можно констатировать опасную тенденцию территориальных уступок, способных повлечь волну притязаний Северной Кореи, Украины, Литвы, Японии и других стран, претендующих на российские территории3.

Увеличение территории РФ возможно в случае принятия в ее состав нового субъекта РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» принятие в Российскую Федерацию нового субъекта возможно в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части. Процедура присоединения включает несколько этапов:

внесение иностранным государством (или его частью) предложения на вступление в состав России;

уведомление Президентом РФ о поступившем от иностранного государства предложении палат Федерального Собрания и Правительства о проявленной инициативе;

подписание международного договора Президентом РФ;

обращение Президента РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора и осуществление Конституционным Судом соответствующей проверки с вынесением решения;

внесение Президентом РФ в Государственную Думу международного договора на ратификацию и одновременно проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта;

принятие и вступление в силу федерального закона о ратификации международного договора РФ, федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта; [18]

внесение изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ при переиздании текста Конституции1.

Такое присоединение к Российской Федерации иностранного государства произошло в 2014 г., когда в состав России была принята Республика Крым2. Территория России увеличилась на 27 тыс. кв. км3, а принятая Республика вошла в состав России не как один субъект РФ, а как два — Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

В литературе со ссылкой на опыт ГДР, вошедшей в состав ФРГ не как единый субъект федерации, а как несколько субъектов, предлагается также предусмотреть в российском законодательстве возможность вхождения в состав Российской Федерации иностранного государства как совокупности территорий с наделением их (или их части) статусом субъектов РФ4.

Вопрос об изменении государственной границы в федеративном государстве имеет еще один аспект — возможность участия в этом процессе субъекта федерации. В 2001 г. Областная дума Сахалинской области направила законопроект о внесении изменений в ст. 67 Конституции РФ, ошибочно полагая, что территориальные изменения границ субъекта, частью которых является Государственная граница, требуют согласия субъекта РФ. Из Закона № 4730-I вытекает следующий вывод: при заключении Россией договора по территориальным вопросам согласия приграничного субъекта РФ не требуется. Согласно ст. 71 Конституции РФ вопрос изменения Государственной границы находится в федеральном ведении. Положение ч. 3 ст. 67 Конституции РФ об обязательном согласии субъекта РФ на изменение его границы с другим субъектом распространяется только на внутригосударственные границы. Следовательно, граница приграничного субъекта РФ может быть изменена без его согласия на основании заключения Россией международного договора с сопредельным суверенным государством об изменении прохождения Государственной границы РФ. В литературе справедливо отмечается, что право феде- [19] ральных органов государственной власти односторонне решать вопрос об изменении Государственной границы вполне обоснованно и целесообразно. Вместе с тем в Конституции РФ прямо установлено, что «изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий» (ч. 2 ст. 131). Следовательно, для изменения прохождения Государственной границы РФ и, соответственно, изменения территории субъекта РФ до заключения международного договора обязательной стадией процедуры является выяснение мнения населения, проживающего на территории, административная граница которого подлежит изменению. Результаты этого мнения имеют консультативный характер1.

В последнее время возросла активность освоения Россией территории Арктики. С международно-правовых позиций Арктика до настоящего времени остается «ничейной землей», поскольку отсутствуют правовые основы делимитации ее морских пространств2. В августе 2015 г. Россия подала заявку в комиссию ООН по границам континентального шельфа на расширение российской территории в Арктике на 1,2 млн кв. км. Планируется расширить континентальный арктический шельф за счет присоединения хребта Ломоносова и других образований, имеющих континентальную природу3. Заявка подана по правилу Конвенции ООН по морскому праву о том, что государство может просить о предоставлении эксклюзивных прав на экономическую эксплуатацию континентального шельфа возле своего побережья. Россия, располагающая более чем сотней островов в Северном Ледовитом океане, настаивает на своих правах на территорию, простирающуюся до Северного полюса. Необходимо отметить, что Россия уже имеет положительный опыт расширения границы континентального шельфа. В августе 2013 г. делегация России на заседании комиссии ООН провела подобную презентацию заявки на расширение границы шельфа в центральной части Охотского моря площадью более 50 тыс. кв. км. Через год комиссия эту заявку удовлетворила4. [20]

 

[1] См.: URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/resolution/gen/nr0/454/33/img/nr045433. pdf?OpenElement.

[2] См.: Постановление ЕСПЧ по делу «Лоизиду против Турции» от 18 декабря 1996 г. // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: сб.: в 2 т. М.,

2000.

[3] Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений. М., 1993. С. 144—145.

[4] Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учебник. М., 2004. С. 7—11.

[5] См.: Гурьянов А. А. Некоторые теоретико-правовые аспекты статуса Государственной границы Российской Федерации // Миграционное право. 2010. № 2. С. 6—9.

[6] См.: Большая юридическая энциклопедия / под ред. А. Б. Барихина. М., 2010. С. 807.

[7] См.: Паламарь Н. Г. Об установлении и изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации // Миграционное право. 2010. № 1. С. 2—5.

Такие изменения были произведены, например, на границе СССР с Польшей в 1951 г., на границе СССР с Норвегией в 1963 и 1967 гг., на границе СССР с Турцией в 1967—1977 гг., а также на ряде других направлений (см.: Паламарь Н. Г. Об установлении и изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации).

[8] Подробнее см.: Степенко В. Е., Чернова О. А. К вопросу о формировании и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации // Юридический мир. 2006. № 9. С. 12—20.

ничного озера // Московский журнал международного права. 1999. № 1. С. 110—117; Назарбаев Н. Как нам поделить Каспий // Известия. 2002. 4 окт.

[10] См.: Колодкин А., Гландин С. Российский флаг на Северном полюсе // Международная жизнь. 2007. № 9. С. 15; Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. М., 2010. С. 178; Овлащенко А. В., Покровский И. Ф. Перспективы правового режима морской транспортной среды российской Арктики: дуализм подходов или их эклектизм? // Транспортное право. 2012. № 1. С. 12—20; Ковалев А. А. Международно-правовой режим Арктики и интересы России в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. // Российский ежегодник международного права. 2007. СПб., 2008. С. 159.

См.: Международное публичное право / под ред. К. А. Бекяшева. М., 1999. С. 267,

270.

См.: Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977. С. 11; Клименко Б. М.Мирное решение территориальных споров. М., 1982. С. 44.

Подробнее см.: Елистратова В. В. К вопросу об объединении современной Германии // Право и политика. 2005. № 5.

См.: Договор между СССР и Польской Республикой от 15 февраля 1951 г. об обмене участками государственных территорий // Ведомости Верховного Совета СССР. 1951. №23.

См.: Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. М., 1980. Т. 4. С. 463.

[11] См.: Овлащенко А. В., Покровский И. Ф. Указ. соч. С. 13.

[12] См. определение Конституционного Суда РФ от 11 мая 2012 г. № 670-О.

[13] См. определение Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1999 г. № 62-О.

См. Федеральный закон от 2 марта 1999 г. № 42-ФЗ «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной».

См.: Лысков О. К., Смелов С. А. К вопросу о правовой природе соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 12. С. 13.

См.: Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М., 1997. С. 203.

Там же. С. 751.

Там же. С. 712.

См.: Лысков О. К., Смелов С. А. Указ. соч. С. 14.

См.: Паламарь Н. Г. Об установлении и изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации. С. 9.

[14] Утратил силу с 1 марта 1984 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1984 г. № 10864-Х «Об экономической зоне СССР».

Официальное название русско-американской Конвенции 1867 г. — «Договор, заключенный между Россией и Северо-Американскими Соединенными Штатами в Вашингтоне 18/30 марта 1867 года, об уступке российских североамериканских колоний» (цит. по: Вылегжанин А. Н. 20 лет «временного применения» Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств // Вестник МГИМО-Университе- та. 2010. № 1.С. 104—113).

Ратифицирован Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. № 57-ФЗ.

См.: URL: http://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/21329.html.

См.: URL: http://www.vostoknews.ru/?p=2&id=328 (см. также: Решение Коллегии Счетной палаты РФ от 31 января 2003 г. № 3 (328) «О результатах проверки воздействия Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств, подписанного

[16] июня 1990 года, на промысловую отрасль России». URL: http://www.ach.gov.ru/ userfiles/bulletins/7-buleten_doc_files-fl-825.pdf).

[17] См.: URL: http://www.vostoknews.ru/?p=2&id=328.

См.: Россия отдает Китаю полтора острова. Хабаровский край станет меньше на 337 кв. километров. URL: http://www.kp.ru/daily/23383/33010.

См.: Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее восточной части // Сборник российско-китайских договоров. 1949— 1999. М., 1999. С. 117—125.

См. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 104-ФЗ.

См. Федеральный закон от 31 мая 2005 г. № 52-ФЗ.

См.: Президент Владимир Путин и глава МИДа Сергей Лавров уступили Китаю спорные острова, находящиеся у самого Хабаровска. URL: http://www.vladnews.ru/ magazin. php?id=7&idnews=286290t_magazm=1641.

См. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 166-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе».

[18] URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/725530/cat/94/; http://kprf.ru/intemational/ 94132.html.

URL: http://novosti-pro.ru/politika/iuss-politika/419-admin.

См.: URL: http://www.profi-forex.org/news/entry1008085907.html.

[19] Подробнее см.: Чертков А. Н. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (постатейный). М., 2006.

См. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

См.: Андреев А. Р. История Крыма: краткое описание прошлого Крымского полуострова. М., 1997. С. 6.

См.: Шушканов П. А. О некоторых проблемах принятия в состав Российской Федерации иностранного государства или его части // Право и политика. 2007. № 8.

[20] См: Чертков А. Н. Правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации как пространственного предела их территорий // Журнал российского права. 2009. № 9. С. 23.

См.: Митин А. Н. Устойчивое развитие Арктики: международные подходы и российская государственная политика // Соотношение норм международного права и норм национального законодательства: актуальные проблемы международного права: межвузовский сб. науч. тр. Екатеринбург, 2012. Вып. 4. С. 143.

См.: URL: http://ria.ru/economy/20150804/1161384523.html.

См.: URL: http://politikus.ru/events/69489-rossiya-predstavit-oon-svoyu-zayavku-na- rasshirenie-granicy-shelfa-v-arktike.html.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (24.04.2017)
Просмотров: 476 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%