Среда, 15.05.2024, 04:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Анализ практики реализации функции по управлению закрепленными за РФй правами на результаты интеллектуальной деятельности

В целях организации выполнения функций по защите интересов государства в сфере интеллектуальной собственности приказом Минобороны России № 414 устанавливался порядок принятия решения по согласованию гражданско-правовых договоров, заключаемых для вовлечения РИД в экономический оборот, и согласованию вопросов распоряжения принадлежащими РФ правами на РИД. В соответствии с этим порядком, указанные решения должны приниматься на заключения о проведении мероприятий по закреплению прав на РИД, вовлекаемые в экономический и гражданско-правовой оборот, за конкретными правообладателями и обеспечению их правовой охраны, подготавливаемого Управлением начальника вооружения ВС.

Кроме того, был установлен срок утверждения Положения по правовой защите в Минобороне РФ результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, которое до настоящего времени не было разработано.

В приказе приведен перечень функций, возлагаемых на конкретные органы военного управления. Им поручалось осуществлять:

- подготовку заключений о проведении мероприятий по закреплению прав на РИД, вовлекаемые в экономический и гражданско-правовой оборот, за конкретными правообладателями и обеспечению их правовой охраны;

- подготовку нормативных правовых актов и методических документов по вопросам обеспечения правовой охраны РИД и разграничению прав на указанные результаты в государственных контрактах;

- реализацию единой военно-технической политики в области обеспечения правовой охраны РИД при выполнении государственного оборонного заказа (в дальнейшем ГОЗ);

- методическое руководство патентно-лицензионной деятельностью генеральных заказчиков при выполнении государственных контрактов в части правовой охраны РИД;

- подготовку предложений по порядку использования денежных средств, поступающих от распоряжения принадлежащими РФ правами на РИД;

- координацию деятельности генеральных заказчиков по организации учета и сбора информации о создаваемых при выполнении государственных контрактов РИД;

- подготовку предложений по использованию в интересах обороны важнейших изобретений и технических решений и обеспечению их правовой охраны и т.п.

В тоже время стоит отметить, что некоторые нормы данного приказа в отсутствие дополнительных нормативных документов и научнометодического обеспечения выполнения указанных задач носят декларативный характер и до настоящего времени не могут быть реализованы в повседневной практике указанных Центральных органов военного управления.

В целях обеспечения реализации полномочий по распоряжению от имени РФ РИД, полученными при выполнении ГОЗ, в том числе исключительными правами на них, предоставленного Минобороны РФ Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» в Минобороны России был разработан проект Концепции распоряжения РИД, полученными при выполнении ГОЗ (далее - Концепция).

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 Минобороны РФ организует в установленном порядке патентнолицензионную, изобретательскую, рационализаторскую работу и учет РИД; осуществляет распоряжение от имени РФ РИД, полученными при выполнении ГОЗ, в том числе исключительными правами на них, а также организует рассмотрение заявок и выдачу патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам ВВТ.

В соответствии с Концепцией предлагался механизм распоряжения РИД двух видов:

- создаваемых при выполнении НИОКР в рамках ГОЗ;

- ранее созданных за государственные средства и находящихся в организациях оборонно-промышленного комплекса.

С целью обеспечения интересов РФ в отношении результатов НИОКР, создаваемых в рамках ГОЗ Минобороны РФ при заключении государственных контрактов[1] включает в них соответствующие условия о закреплении прав на РИД за РФ:

- если данные результаты непосредственно связаны с обеспечением обороны РФ (решение об отнесении РИД к данной категории, до принятия соответствующего постановления Правительства РФ, принимает орган военного управления, в интересах которого создаются РИД, по согласованию с Управлением ИС Минобороны РФ);

- если данные результаты в силу закона изъяты из оборота.

Во всех остальных случаях права закрепляются за РФ и исполнителем совместно.

При этом права на документацию и изделия первоначально всегда закрепляются за РФ, от имени которой выступает Минобороны РФ.

Одним из элементов контроля за правомерностью использования РИД, права на которые закреплены за РФ, а также способом повышения экономического эффекта их использования является система бюджетного учета РИД в качестве НМА[2]. При этом процедуры передачи РИД и их использования подтверждаются данными бюджетного учета. Доходы от использования нематериального актива Минобороны РФ зачисляются на счета Минобороны РФ.

Правоотношения по урегулированию вопросов использования РИД, созданных ранее в интересах Минобороны РФ, строятся путем заключения с организацией оборонно-промышленного комплекса соответствующего соглашения.

Первоочередными задачами по обеспечению функционирования в Минобороны РФ механизма распоряжения РИД являются:

- организация разработки и обеспечение реализации нормативной правовой базы и единой политики в области управления РИД в Минобороны РФ;

- уточнение компетенции органов военного управления, реализующих функции в области управления РИД, и создание в них соответствующих штатных подразделений по ИС;

- инвентаризация РИД, ранее созданных за счет государственных средств, находящихся в организациях ОПК и используемых ими в своей хозяйственной деятельности;

- государственный учет РИД, создаваемых в ходе ГОЗ, и РИД, ранее созданных за государственные средства, правовая охрана таких РИД;

- урегулирование с организациями ОПК правоотношений по использованию РИД, права на которые принадлежат государству, путем заключения соглашений;

- выполнение необходимых мероприятий по обеспечению правовой охраны секретов производства («ноу-хау»), в том числе содержащихся в технической документации (введение режима коммерческой тайны РФ, от имени которой выступает Минобороны РФ), заключение договоров о конфиденциальности с организациями оборонно-промышленного комплекса;

- создание условий для хранения технической документации, разработанной в ходе выполнения ГОЗ в Министерстве обороны, в целях избежания возможных споров, при размещении ГОЗ, связанных с доступом к документации, держателями которой являются предприятия;

- разработка и введение в действие Положения по управлению в Минобороны РФ РИД.

Несмотря на то что Концепция не была утверждена одобренная руководством Минобороны России система взглядов, изложенная в ней, получила дальнейшее развитие в практике Минобороны России по распоряжению РИД, созданными за бюджетные средства, а также в различных директивных и методических документах Минобороны России.

На основании положений реализованных в Концепции и в рамках реализации в Минобороны России единого механизма по распоряжению правами на РИД была разработана и направлена в органы военного управления, реализующие функции государственного заказчика, а также военные представительства в организациях ОПК за подписью начальника Вооружения - заместителя Министра обороны РФ (от 15 мая 2008 г. № 186/1/467) примерная форма «Соглашения о порядке использования результатов интеллектуальной деятельности, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и права на которые принадлежат Российской Федерации».

Для получения права использования указанных РИД организация оборонно-промышленного комплекса обязуется в установленный

соответствующий срок провести инициативную инвентаризацию

находящихся на предприятии РИД, подготовить и согласовать с заказчиком формы для государственного учета РИД в Разделе единого реестра Минобороны России (формы утверждены приказом Минюста России и Минпромнауки России от 17 июля 2003 г. № 173/178). По итогам проведенной инвентаризации разработать и согласовать с Заказчиком перечень документации, необходимой для организации учета и стоимостной оценки указанных РИД.

При этом в данном соглашении заказчик (Минобороны России) обязуется согласовать стоимость и срок действия неисключительной лицензии.

Аналогичные типовому соглашению было заключены соглашения с рядом предприятий оборонно-промышленного комплекса: ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «ВНИПП», ФГУП «Конструкторское бюро общего машиностроения им. В.П.Бармина», ОАО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова».

В целях дальнейшего совершенствования порядка проведения государственного учета РИД, выполняемых по заказам Минобороны России, установленного ранее приказом министра обороны 2004 г. № 375 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации государственного учета результатов научно-исследовательских и опытно конструкторских работ», а также ведения Раздела единого реестра таких результатов был принят приказ Министра обороны РФ от 9 октября 2010 г. № 1320 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации

государственного учета результатов интеллектуальной деятельности».

 

[1] В соответствии со ст.1546 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности».

[2] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. № 25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету».

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (18.04.2018)
Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%