Среда, 15.05.2024, 11:16
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Разработка предложений и мероприятий по управлению интеллектуальной собственности в научно-технической сфере

В рамках настоящей работы были исследованы компетенции Минпромторга России в целях определения основных функций, в интересах которых осуществляется управление закрепленными за РФ правами на РИД.

Так на основании Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 438, утвердившем Положение о Минпромторге России следует, что Минпромторг России осуществляет, в том числе, закрепление за РФ прав на объекты ИС и другие РНТД, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых министерством, а также распоряжение закрепленными за РФ правами на РНТД в целях доведения их до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции. Приказом Минпромторга России № 312 «О внесении дополнений в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 282 «Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации государственного учета результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ гражданского назначения»[1] от 12 ноября 2008 г. в целях осуществления мероприятий по закреплению за РФ прав на охраноспособные результаты научно-технической деятельности гражданского назначения было обозначено, что при осуществлении мероприятий по закреплению за РФ прав на созданные при выполнении государственных контрактов результаты научно-технической деятельности и получению охранных документов директорам департаментов Министерства промышленности и торговли РФ, осуществляющих функции заказчиков в рамках государственных контрактов на выполнение научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, необходимо обеспечить по согласованию с Юридическим департаментом оформление доверенностей, выдаваемых юридическим или физическим лицам на право представления интересов Министерства промышленности и торговли РФ в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, с указанием в ней объема полномочий представителя и срока действия.

10 октября 2011 года был издан Приказ Минпромторга России № 1357 «Об организации в Министерстве промышленности и торговли РФ работы по обеспечению государственной регистрации прав на созданные по заказу Минпромторга России результаты НИОКТР, принятию их к бюджетному учету в составе объектов нефинансовых активов, а также по учету, хранению, поддержанию в силе охранных документов»[2]. В данному приказе определены рамки поставленной задачи:

- необходимость обеспечения функции по персональной ответственности за подготовку документов и сохранность активов и проведение инвентаризации активов;

- необходимость разработки и утверждения первичных документов по принятию к бюджетному учету результатов НИОКТР;

- необходимость разработки приказа о реализации Постановления № 233 в Минпромторге Росиии.

Иные норм, определяющие порядок реализации функции Мипромторгом как государственным заказчиком по отношению к РИД, отсутствуют. По нашему мнению в отсутствие нормативно-правовых актов на уровне Правительства РФ эти вопросы в целях обеспечения основных компетенций

Минпромторга России в области управления РИД должны быть урегулированы принятием локальных нормативных актов Минпромторга России.

На основании статьи 1546 ГК РФ и принятого Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 342 было установлено, «что федеральные органы исполнительной власти и организации, выступающие от имени Российской Федерации государственными заказчиками научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ по государственным контрактам для государственных нужд, обязаны предусматривать в указанных контрактах условие о закреплении в установленном порядке исключительных прав на РИД за РФ в случаях, если:

- результаты научно-технической деятельности изъяты из оборота;

- РФ приняла на себя финансирование работ по доведению результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения;

- результаты научно-технической деятельности непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;

- исполнитель не обеспечил до истечения 6 месяцев после окончания научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результаты научно-технической деятельности.

В иных случаях закрепление за РФ прав на результаты научнотехнической деятельности определяется условиями ГОЗ, установленными в соответствии с законодательством РФ»[3].

При этом правовую основу механизма распоряжения РИД, создаваемыми в рамках выполнения за бюджетные средства НИОКР в интересах обеспечения государственных функций, составляют положения действующего законодательства РФ, согласно которым вопросы распоряжения от имени РФ правами на РИД находятся исключительно в компетенции государственных заказчиков.

Мероприятия по оформлению прав на РИД гражданского, военного, специального и двойного назначения, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов в ходе выполнения Минпромторгом России НИОКТР должны включать в себя:

- направление организацией-исполнителем работ до заключения соответствующего государственного контракта в Минпромторг России уведомления о РИД, имеющих правовую охрану, принадлежащие организации-исполнителю и созданные ею вне рамок указанного контракта, и которые планируется использовать при выполнении данных работ;

- уведомление о необходимости использования исключительных прав третьих лиц на РИД;

- выполнение патентных исследований в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения»;

При определении условий государственных контрактов Минпромторгом России необходимо также руководствоваться требованиями, предусмотренными постановлениями Правительства РФ от 23 января 2004 г. № 41 «Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу» и от 22 апреля 2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научнотехнической деятельности» .

Минпромторг России в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 4 мая 2005 г. № 284 «О государственном учете результатов научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» и от 26 февраля 2002 г. № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» обязан осуществлять ведение государственного учета результатов НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ, в установленном порядке передавать сведения о РИД в уполномоченные ФОИВ, осуществляющие ведение единых реестров РИД.

В отношении РИД гражданского назначения уполномоченным ФОИВ, осуществляющим ведение единого реестра РИД, является Министерство образования и науки РФ.

В отношении РИД военного, специального и двойного назначения уполномоченным ФОИВ, осуществляющим ведение единого реестра РИД, является Роспатент.

Однако, единая рабочая база данных, предусматривающая возможность обмена и консолидации сведений об РНТД, отсутствует, что отражается на возможности доступа пользователей к объектам учета с целью урегулирования их правомерного использования.

Минпромторг России может осуществлять распоряжение правами от имени РФ на РИД гражданского, военного, специального и двойного назначения путем совершения следующих действий:

- отчуждением исключительного права на РИД;

- предоставлением права использования РИД путем заключения соответствующего лицензионного договора;

- внесение исключительного права на РИД в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества или его передачей в залог;

- принятием решения о досрочном прекращении действия патента.

Решение о прекращении сохранения прав на РИД за РФ, с изданием

соответствующего нормативного правового акта с указанием оснований для принятия такого решения, должен принимать Министр промышленности и торговли РФ (его заместитель), по заказу которого создан такой результат могут являться следующие основания:

использование РИД признано нецелесообразным с отражением такого решения в ведомственном нормативном правовом акте государственного заказчика, определяющем вопросы стратегического планирования в соответствующей сфере деятельности;

б) продукция, созданная с использованием РИД, снята с вооружения или отклонена от принятия на вооружение ведомственным нормативно-правовым актом государственного заказчика;

в) РИД не являются основой для создания ядерного и иного оружия массового уничтожения, а также других видов оружия и боеприпасов к ним;

г) утрата оснований для изъятия РИД из гражданского оборота;

практическое применение РИД гражданского назначения для обеспечения государственных нужд не осуществлялось в течение 4 лет с даты оформления права РФ на такой результат;

е) иные основания, определенные законодательством РФ.

Минпромторг России, который осуществляет от имени РФ

распоряжение правами на РИД, созданные за счет средств федерального бюджета, организует использование таких результатов для обеспечения выполнения ГОЗ.

Управление правами РФ на РИД могут осуществляться Минпромторгом России в следующих случаях:

- при выполнении государственных контрактов на поставку продукции военного, специального и двойного назначения для обеспечения обороноспособности и безопасности РФ в рамках выполнения работ по ГОЗ или других программ в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- при выполнении в рамках ГОЗ НИОКТР;

- при выполнении государственных контрактов на поставку продукции военного, специального и двойного назначения по обязательствам РФ перед иностранными государствами;

- при выполнении НИОКТР в ходе военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

- при производстве продукции военного, специального и двойного назначения по контрактам с иностранными заказчиками;

- при организации в ходе военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами на их территории лицензионного производства продукции военного, специального и двойного назначения;

- при выполнении других работ, проводимых РФ в интересах иностранных заказчиков, в ходе военно-технического и военноэкономического сотрудничества.

В случае, если Минпромторг России, самостоятельно организует размещение заказа на выполнение работ в рамках выполнения ГОЗ с использованием РИД, которые были созданы по его заказу, он разрабатывает проект лицензионного договора о предоставлении права на использование таких РИД, включает его в конкурсную документацию при размещении заказа на выполнение работ в рамках ГОЗ и заключает лицензионный договор с лицом, определенным для выполнения таких работ по ГОЗ (Лицензиатом), в сроки, в предусмотренные законодательством РФ.

В случае, если размещение заказа на выполнение работ в рамках ГОЗ осуществляет ФОИВ, не являющийся государственным заказчиком созданных РИД, он направляет запрос по наличию и возможности использовании таких РИД для указанных нужд, или в Минпромторг России, по заказу которого они были созданы, или в уполномоченный ФОИВ, осуществляющий функции по координации деятельности ФОИВ по государственному учету результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ.

При наличии и возможности использования таких РИД ФОИВ, заинтересованный в их использовании включает по согласованию с Минпромторгом России, являющегося заказчиком данных РИД, проект лицензионного договора на предоставление права использование их в конкурсную документацию при размещении заказа на выполнение работ в рамках выполнения работ по ГОЗ.

После чего Минпромторг России по письменному представлению ФОИВ, являющегося государственным заказчиком работы в ходе выполнения ГОЗ, заключает с лицом, определенным в соответствии с законодательством РФ головным исполнителем (Лицензиатом), лицензионный договор на предоставление права использования РИД в предусмотренные сроки.

Лицензионный договор на предоставление права использования РИД, содержащих сведения, составляющие государственную тайну РФ, должны заключаться Минпромторгом России с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне.

При осуществлении ВТС, а также внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции, в случае использования при ее производстве РИД военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ, Минпромторгом России заключаются с организациями-разработчиками и производителями продукции военного, специального и двойного назначения, указанными в соответствующих распоряжениях Правительства РФ или уполномоченных ФОИВ, лицензионные договоры на предоставлении указанным организациям прав на использование для выполнения контрактных обязательств указанных РИД.

В такие лицензионные договоры Минпромторгом России должны включаться положения, касающиеся условий использования РИД, а также порядка обеспечения их правовой охраны и защиты.

При осуществлении ВТС, а также внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции с иностранными заказчиками Минпромторгу России надлежит урегулировать с Роспатентом вопросы правовой защиты интересов государства при использовании прав на РИД военного, специального и двойного назначения, принадлежащих РФ, в том числе путем согласования проектов лицензионных договоров.

Порядок урегулирования вопросов правовой защиты интересов государства определяется Роспатентом.

За предоставленное право использования РИД, принадлежащих РФ, взимаются лицензионные платежи

Если Минпромторг России, по заказу которого создан РИД гражданского назначения, самостоятельно организует размещение заказа на выполнение работ для государственных нужд с использованием такого РИД, он разрабатывает проект лицензионного договора на предоставление права его использования, включает его в конкурсную документацию при размещении заказа на выполнение работ для государственных нужд и заключает лицензионный договор с лицом, участвующим в выполнении государственного заказа (Лицензиатом), определенным в соответствии с законодательством РФ, в предусмотренный для заключения государственных контрактов срок.

В случае, если размещение заказа на выполнение работ для государственных нужд осуществляет ФОИВ, который не является государственным заказчиком созданного РИД, то по письменному обращению такого ФОИВ, Минпромторг России, по заказу которого создан данный РИД, заключает лицензионный договор на предоставление безвозмездной простой (неисключительной) лицензии для использования такого РИД в целях выполнения работ или поставок продукции для государственных нужд, с лицом, определенным для выполнения государственного заказа в соответствии с законодательством РФ.

Использование РИД, заказчиком которых являлся Минпромторг России, для выполнения работ по муниципальному заказу по письменному обращению муниципального заказчика о предоставлении безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование такого РИД в целях выполнения работ или поставок продукции для муниципальных нужд, осуществляется аналогично указанному выше порядку[4].

Если использование РИД имеет важное социально-экономическое значение, права на них по решению Минпромторга России могут передаваться по лицензионному договору безвозмездно в следующих случаях:

- РИД является технологической основой деятельности, направленной на профилактику, выявление и лечение лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, гепатитов В и С, а также страдающих онкологическими заболеваниями;

- РИД является технологической основой рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий;

- РИД является технологической основой деятельности, направленной на предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повлекших или способных повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, вреда окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Минпромторгом России должен проводить мониторинг использования РИД, созданные по его заказу и права на которые принадлежат РФ.

Мониторинг проводится на основании отчетов Лицензиатов о выполнении условий лицензионных договоров, а также на основании информации об использовании РИД, поступающей от уполномоченных государственных органов и организаций по форме федерального статистического наблюдения «Сведения об использовании интеллектуальной собственности» № 4-НТ.

В случае выявления нарушения прав на РИД, принадлежащих РФ, Минпромторг России принимает предусмотренные законодательством РФ меры по правовой защите РИД, созданных по его заказу.

Минпромторг России вправе предъявлять в судебном порядке к лицам, нарушающим права РФ на РИД, следующие требования: о признании права на РИД за РФ; о пресечении действий, нарушающих права на РИД; о возмещении убытков, причиненных неправомерным использованием прав РФ на РИД; об изъятии или уничтожении материального носителя, содержащего права РФ на РИД; о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием РФ в качестве действительного правообладателя; о выплате компенсации за использование прав РФ на РИД.

До обращения в суд Минпромторг России вправе письменно обратиться к лицу, нарушающему права РФ на РИД, с требованием прекратить нарушение указанных прав на РИД и в добровольном порядке возместить причиненные РФ убытки.

В случае отказа или неполучении ответа от лица, нарушающие права РФ на РИД, в течение 30 суток Минпромторг России должен передать соответствующие требования в суд.

Необходимо также отметить, что контроль за выполнением государственными заказчиками, являющихся исполнителями НИОКТР военного, специального и двойного назначения, функций по обеспечению правовой охраны РИД, государственного учета результатов НИОКТР, стоимостной оценке и принятию на бухгалтерский учет прав на РИД фактически ни кем не осуществлялся.

Таким образом, в целях обеспечения выполнения требований и мероприятий, содержащихся в постановлении Правительства РФ № 233[5] [36] и других нормативных правовых актах, представляется необходимым в Минпромторге России подготовить нормативный акт, определяющий порядок управления правами РФ на РИД, созданные при выполнении НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Формой данного нормативного акта, по нашему мнению, может стать административный регламент по исполнению Минпромторгом России государственной функции по управлению правами Российской Федерации на РИД, созданные при выполнении НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

 

[1] Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 282 «Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»;

[2] Приказ Минпромторга России № 1357 от 10 ноября 2011года «Об организации в Министерстве промышленности и торговли РФ работы по обесечению государственной регистрации прав на созданные по заказу Минпромторга России результаты НИОКТР, принятию их к бюджетному учету в составе объектов нефинансовых активов, а также по учету, хранению, поддержанию в силе охранных документов»

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности»

[4] Мазур Н.З., Дикуль Д.О., Жамойдик К.М., Экономико-правовые вопросы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащими Российской Федерации. Сборник научных трудов. Уфа: БАГСУ, 2010.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 233 «Об утверждении правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения»

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (18.04.2018)
Просмотров: 305 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%