Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (литература). — Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2017. — 216 с. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Чертов В.Ф.
Цель исследования: создать целостное научное представление о литературных беседах как педагогическом феномене XIX – начала XX века.
Научная новизна. Представлено определение литературных бесед как формы внеклассной работы старшеклассников в XIX – начале XX века, в основе которой лежало проведение учебной дискуссии (при непосредственном руководстве педагога) и/или эвристической беседы в целях литературного развития, а также развития речи и самостоятельности учащихся.
Теоретическое значение. Отмечены тенденции развития литературных бесед, характерные для каждого периода: стремление к дерегламентации хода внеклассного занятия и стремление к усилению руководящей роли учителя в ведении дискуссии – в период зарождения.
Практическое значение. Подготовлены и используются в практике дополнительные материалы для лекций и практических занятий по методике обучения литературе, вводящие в курс параллельное изучение исторического и основного материала, посвященного организации и проведению различных внеклассных занятий по литературе (как распространенных в XIX – начале XX века, так и современных).
|