Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук: 24.00.01 – Теория и история культуры. – Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. – Рязань, 2017. – 313 с.
Научный консультант: доктор философских наук, доцент Соловьев А.В.
Актуальность темы диссертационного исследования. В ситуации современного культурфилософского познания возникает острая потребность в выработке системологических мнений, взглядов и методологических позиций, которые позволят изучать актуальную культуру, то есть культуру массовую, и ее проявления с учетом их целостной феноменологической сущности, универсальных и уникальных законов функционирования, специфики создания, аккумуляции, трансляции и модификации культурных объектов и субъектов культуры.
Такой подход позволит включить в пространство исследований все то многообразие «элементов» современной культуры, которое долгое время оставалось вне сферы философско-культурологических интересов в связи с распространенным представлением об их обыденности, тривиальности, излишней прикладной направленности, неструктурированности и даже незначительности;
Одним из таких «элементов» являются косметические практики трансформации тела. Исторически присутствующие на каждом этапе развития человеческого сообщества, они, бесспорно, имеют высокий уровень диссеминации, определенную структуру и функционал, комплекс социальных и индивидуальных ценностей и смыслов, выявление и системологическое изучение которых позволит существенно расширить представления о единстве творческой культурной деятельности и вместе с тем ее разнообразии.
Объектом данного диссертационного исследования являются практики трансформации тела человека в системе культуры; предметом – сущность и специфика реализации косметических практик трансформации тела человека в системе современной массовой культуры.
Цель диссертационной работы – осуществить комплексный философско-культурологический анализ феномена косметических практик трансформации тела человека в системе современной массовой культуры.
Научная новизна исследования состоит, в частности, в том, что в работе представлен теоретический конструкт структуры культуры, включающий базовые компоненты, алгоритмы действия, образцовые классификационные модели. При выявлении особенностей философско-культурологической импликации и интерпретации практик трансформации тела разработаны классификация «телесных манипуляций» и типология практик трансформации тела. В результате анализа источников установлены основные социокультурные и философско-антропологические проблемы формирования и развития косметических практик трансформации тела в культуре, рассмотренные через призму движения культурных форм – народной, элитарной и массовой.Теоретическая и практическая значимость исследования. Данная работа открывает новое философско-культурологическое направление в изучении соматико-культурных практик, в разработке проблем преобразования человеческого тела. Полученные результаты ориентируют на проведение дальнейших исследований как с точки зрения системных принципов, так и с позиций более частных изысканий; могут быть использованы при разработке учебных курсов гуманитарной направленности, а также в сферах профессионального косметического образования.
|