Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук: 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология. — Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН. — Махачкала, 2016. — 425 с.
Научный консультант: доктор исторических наук, профессор Агларов М.А.
Актуальность темы диссертационного исследования.
Современное социокультурное пространство характеризуется наличием тенденций интеграции и универсализма, проявляющихся во всех сферах общественной жизни. В культурном аспекте они приводят к нивелированию локального этнокультурного своеобразия, которое с каждым годом становится все более выраженным. Смещение специфики традиционной культуры этноса в сферу культурного универсализма «происходит параллельно с процессом изменения картины мира, с утратой ее адаптивных свойств». Обратной стороной процесса все чаще становится обращение к традиционным культурам, как хранилищам ценностно-смысловых структур, которые определяют самобытность и аутентичность того или иного этноса. Двусторонние процессы универсализации и диверсификации культур придают особую актуальность исследованию архетипических основ традиционной культуры.
Объектом исследования является комплекс духовного (мифологические, фольклорные, религиозные представления, верования, обряды жизненного цикла) в этнокультуре ингушей, являющийся источником и хранилищем коллективных смыслов, ценностей и норм.
Предмет исследования составляет функционирование (роль) целостной сферы архетипического – архаических смысловых кодов, сущностных концептов этнокультуры ингушей, транслируемых из поколения в поколение.
Цель работы заключается в выявлении архетипического на основе изучения мифологии, нартского эпоса, языческих представлений, культово-обрядовой практики, обоснование его роли и параметров существования в этнокультуре ингушей.
Научная новизна работы заключается в функционалистском прочтении этнографии ингушей, что является тенденцией современной исторической науки. Главная задача состояла в анализе религиозно-мировоззренческих представлений, обрядово-ритуальной практики и ценностно-нравственных ориентаций, подчиненном определению начальных смыслов или архетипических кодов.
Теоретическая значимость исследования состоит во введении в научную разработку глубинных характеристик, архетипического своеобразия этнокультуры ингушей. Данные и выводы диссертации способствуют не только верному пониманию морально-нравственных канонов и ценностей этнической культуры ингушей, но и дальнейшему теоретическому осмыслению универсальных архетипических концептов.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать при разработке государственной национальной политики, региональных программ идеологической и духовно-нравственной направленности, образовательной деятельности, при подготовке лекций, семинаров и спецкурсов.
|