Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.03 - коррекционная педагогика. — Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. — Москва, 2016. — 112 с.Научный руководитель: д.п.н., доц. Кукушкина Е.Н.
Введение
Кохлеарная имплантация в ряду технических средств помощи лицам с нарушенным слухом
Анализ развития индивидуальных средств звукоусиления в технологическом контексте
Анализ развития практики применения КИ в контексте эволюции отношения общества и государства к лицам с тяжелыми нарушениями слуха
Система работы сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации детей после кохлеарной имплантации
Эмоционально-смысловой подход отечественной научной школы сурдопедагогики к реабилитации детей с КИ
Система работы сурдопедагога с ребенком после операции КИ
Технологии перестройки взаимодействия родителей с ребенком с КИ на новой сенсорной основе
Результаты экспериментальной апробации разработанной системы работы сурдопедагогана запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ
Данные об испытуемых
Результаты экспериментальной работы сурдопедагога на ориентировочной сессии
Анализ результатов запускающего этапа реабилитации 90 детей с КИ и их семей
Заключение
Библиография
Цель исследования. Разработать и апробировать систему работы сурдопедагога с детьми после КИ, обеспечивающую запуск новых слуховых возможностей ребенка и спонтанное освоение речи в естественной коммуникации.Задачи исследования:
Провести анализ и описать эволюцию индивидуальных средств звукоусиления в контексте развития микроэлектроники и цифровых технологий.
Провести анализ и описать эволюцию индивидуальных средств звукоусиления в социокультурном контексте для определения условий, при которых высокотехнологичные биомедицинские технологии КИ становятся востребованными обществом и государством.
Определить и обосновать цель, задачи, содержание, методы, этапы работы (педагогические сессии), показатели их завершения, а также показатели завершения запускающего этапа реабилитации ребенка после КИ.
экспериментально проверить эффективность разработанной системы работы сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации детей раннего и дошкольного возраста с КИНаучная новизна исследования
Впервые представлена эволюция индивидуальных средств звукоусиления в двух значимых контекстах — социо-культурном и в контексте развития техники и технологий.
Впервые доказано, что практика проведения кохлеарных имплантаций детям с тяжелыми нарушениями слуха возникает на определенном этапе эволюции отношения обшества и государства к детям с сенсорными нарушениями.
Впервые выделен и описан запускающий этап реабилитации ребенка после КИ.
Впервые показана необходимость совместной работы сурдопедагога с ребенком с КИ и его семьей в ходе запускающего этапа реабилитации.
Впервые определены и описаны показатели завершения запускающего этапа реабилитации и по отношению к имплантированному ребенку, и по отношению к его близким.
Впервые разработана, экспериментально проверена и описана система работы сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации: цель, задачи, содержание, методы, приемы, показатели завершения каждой из четырех педагогических сессий и показатели завершения этапа в целом.
Впервые разработана, описана и экспериментально проверена педагогическая технология перестройки эмоционального взаимодействия имплантированного ребенка с семьей на изменившейся благодаря операции сенсорной основе.
Впервые доказано, что абсолютное большинство детей с КИ раннего и дошкольного возраста способны перейти на путь естественного развития слухового восприятия и спонтанного овладения речью при условии применения предложенной системы работы сурдопедагога.
|