Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.03 - коррекционная педагогика. — Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. — Москва, 2016. — 160 с.Научный руководитель: д.п.н., доц. Закрепина А.В.
Введение
Научно-теоретические подходы к формированию у детей с умственной отсталостью опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением
Представление о детском опыте взаимодействия с ближайшим социальным окружением
Онтогенез детского опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением
Особенности и пути формирования опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением у младших школьников с умственной отсталостью
Изучение опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением у первоклассников с умственной отсталостью
Исходные положения констатирующего эксперимента
Организация, задачи, методы и методика проведения констатирующего эксперимента
Коррекционно-педагогическая работа по формированию опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением у первоклассников с умственной отсталостью
Теоретические основы обучающего эксперимента
Организация, задачи и педагогические условия обучающего эксперимента
Ход обучающего эксперимента: основные этапы, методы и приемы формирования опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением
Результаты обучающего эксперимента
Организация, методика и ход контрольного эксперимента
Заключение
Список литературы
Цель исследования: обосновать и разработать содержание коррекционной работы по формированию положительного опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением у современных первоклассников с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования,
выявить актуальный уровень возможностей взаимодействия с ближайшим социальным окружением у первоклассников с нарушением интеллекта, выделить основания для объединения детей в группы, соответствующие актуальному уровню развития социального взаимодействия с ближайшим окружением и использовать его для построения дифференцированной коррекционной работы, разработать и апробировать содержание дифференцированной коррекционной помощи первоклассникам с нарушениями интеллекта в области развития взаимодействия с ближайшим социальным окружением.
Научная новизна
Получены новые эмпирические данные о том, что поступающие в школу умственно отсталые дети при относительно сходном клиническом диагнозе существенно различаются по социальному опыту взаимодействия с ближайшим окружением. Впервые показано, что диапазон различий в сформированности данной жизненной компетенции у этой группы детей достаточно велик и требует дифференцированного подхода к ее формированию.
Процесс формирования опыта успешного взаимодействия с ближайшим социальным окружением у современных первоклассников с умственной отсталостью впервые становится объектом исследования.
Научно обоснованы и апробированы коррекционные обучающие программы по формированию у первоклассников с нарушением интеллекта опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением. Доказана эффективность предложенного содержания коррекционной работы.
|