Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. — Казанский национальный исследовательский технологический университет. — Казань, 2015. — 180 с.Научный руководитель: д.с.н., проф. Зинурова Р.И.
Введение
Теоретические аспекты формирования социокультурной компетенции студентов в процессе дополнительной иноязычной подготовки
Сущность и структурная характеристика основных понятий исследования в отечественной и зарубежной педагогике
Дидактические возможности и потенциал дополнительного профессионального образования в формировании социокультурной компетенции студентов вузов в современных условиях
Особенности и модель формирования социокультурной компетенции студентов вузов в процессе дополнительной иноязычной подготовки
Опытно-экспериментальная работа по формированию социокультурной компетенции студентов вузов в процессе дополнительной иноязычной подготовки в техническом университете
Организационно-педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов вузов в процессе дополнительной иноязычной подготовки
Технологии и методы формирования социокультурной компетенции студентов вузов в процессе дополнительной иноязычной подготовки
Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности теоретико-прикладной модели формирования социокультурной компетенции студентов вузов в процессе дополнительной иноязычной подготовки
Заключение
Библиография
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий формирования социокультурной компетенции студентов технического вуза в процессе ДИП.
Задачи исследования:
На основе компаративного анализа российских и зарубежных источников, а также результатов собственного эмпирического исследования
обосновать потенциал ДИП в техническом вузе с позиций его значимости для формирования социокультурной компетенции студентов.
Спроектировать и внедрить в систему ДИП теоретико-прикладную модель и организационно-педагогические условия формирования
социокультурной компетенции студентов - будущих специалистов технического профиля.
Разработать и внедрить программный проект «Переводческая практика» в учебном процессе ДИП», направленный на формирование
социокультурной компетенции студентов технического университета.
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе:
выделен и охарактеризован ресурсный потенциал дополнительной иноязычной подготовки в техническом вузе для формирования и развития социокультурной компетенции студентов;
выявлена сущность феномена «социокультурная компетенция студента» как интегративного личностного качества, характеризующего
готовность и способность студента устанавливать межличностные контакты в социокультурном пространстве; участвовать в ненасильственном разрешении межкультурных конфликтов и принятии решений на основе взаимного уважения и признания социокультурных особенностей. При этом, компонентами cоциокультурной компетенции выступают: когнитивный (овладение знаниями, которые необходимы для осуществления успешной социокультурной деятельности с учетом социокультурных особенностей социума и личности); коммуникативный (готовность к социокультурной и межкультурной коммуникации, умения устанавливать контакт с
представителями других культур в открытом и внутри вузовском социуме);
аксиологический (признание важности и ценности различий; уважение других и способность жить с представителями других культур, языков и религий;
сформированная социокультурная толерантность, характеризующаяся терпимым отношением к различным проявлениям этнической, национальной либо культурной принадлежности); деятельностный (опыт проявления социокультурной компетенции и комплекс сформированных умений, применяемых в социокультурной ситуации и относящихся к взаимодействию человека с людьми с различными социокультурными особенностями);
определены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов в процессе ДИП, а именно: проектирование и экспериментальная проверка теоретико-прикладной модели, которая выступает основой формирования социокультурной компетенции студентов в системе ДИП; проведение мониторинга, позволяющего проследить динамику формирования социокультурной компетенции студентов и коррекцию направлений ее развития в системе ДИП; разработка и внедрение инновационных образовательных курсов, междисциплинарных программ и программных проектов, направленных на формирование социокультурной компетенции субъектов ДИП на основе идей межкультурного и межличностного взаимопонимания и взаимодействия в социокультурной деятельности технического вуза; использовании социокультурного пространства технического университета на принципах сотрудничества и партнерства всех его субъектов в контексте интеграции и глобализации высшего образования.
выделены научно обоснованные принципы (профессиональной направленности, функциональности, индивидуализации, вариативности, гибкости, культуросообразности, аккультурации и преемственности) методической организации ДИП студентов технического университета как сложной многокомпонентной структуры, включающей образовательную программу, различные комплексы заданий и упражнений, а также методические рекомендации по их реализации.
|