Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. — Московский государственный институт культуры. — Москва, 2016. — 239 с.Научный руководитель: д.п.н., проф. Блок О.А.
Введение
Теоретико-методологические основы формирования сценического образа в вокально-творческом исполнительстве студентов вузов культуры и искусств
Содержание понятия "сценический образ" в аспекте преемственности и интеграции вокального, актерского и хореографического искусства
Педагогические условия формирования сценического образа в вокально-творческом исполнительстве студентов вузов культуры и искусств
Структура и специфика профессиональной подготовки студентов творческо-исполнительских специальностей вузов культуры и искусств
Методические основы формирования сценического образа в вокально-творческом исполнительстве студентов вузов культуры и искусств
Диагностика современного состояния формирования сценического образа в вокально-творческом исполнительстве студентов вузов культуры и искусств
Экспериментальная методика формирования сценического образа в вокально-творческом исполнительстве студентов вузов культуры и искусств с применением психодиагностики и интегрированного тренинга
Заключение
Список литературы
Цель исследования: дать теоретико-методологическое обоснование формирования сценического образа в вокально-творческом исполнительстве студентов вузов культуры и искусств; разработать, апробировать и внедрить экспериментальную методику.
Задачи исследования:
Уточнить содержание понятия «сценический образ» в аспекте преемственности и интеграции вокального, актерского и хореографического
искусства.
Определить эффективные педагогические условия формирования сценического образа в вокально-творческом исполнительстве студентов
вузов культуры и искусств.
Выявить структуру и специфику профессиональной подготовки студентов творческо-исполнительских специальностей вузов культуры и
искусств в классе вокала.
Диагностировать современное состояние формирования сценического образа в вокально-творческом исполнительстве студентов вузов культуры и искусств.
Разработать, апробировать и внедрить экспериментальную методику формирования сценического образа в вокально-творческом
исполнительстве студентов вузов культуры и искусств с применением психодиагностики и интегрированного тренинга.
Научная новизна исследования:
Дано авторское определение дефиниции «сценический образ», который представляет собой аспект преемственности и интеграции вокального, актерского и хореографического искусства. Содержание данного понятия включает в себя применение творческого подхода для совершенствования вокально-сценических, индивидуально-личностных и профессиональных качеств обучающихся в развитии их духовно-нравственных и культурных ценностей.
Определены эффективные педагогические условия формирования сценического образа в вокально-творческом исполнительстве студентов вузов культуры и искусств: планово-деятельностное (определение плана, постановка образовательной цели и задач); познавательно-
моделирующее (развитие у студентов познавательной сферы);
мотивационно-активизирующее (овладение студентами эмоционально-волевой сферой), направляюще-контрольное (формирование у студентов межличностной и внутриличностной сферы); резюмирующе-оценочное (проверка и анализ реализации деятельности).
Выявлены структура и специфика профессиональной подготовки студентов творческо-исполнительских специальностей вузов культуры и
искусств в классе вокала, включающие в себя пять этапов: первый этап (психодиагностика), второй этап (интегрированный тренинг), третий этап (составление плана роли, работа с партнером), четвертый этап (проверка усвояемости преподаваемого материала и определение уровня развития когнитивных способностей обучающихся); пятый этап (применение студентами знаний, умений и навыков в исполнительской деятельности);
Диагностировано современное состояние формирования сценического образа в вокально-творческом исполнительстве студентов вузов культуры и искусств, которое требует применения комплексного подхода с введением психодиагностики и интегрированного тренинга. Для успешного формирования сценического образа у студентов в классе вокала необходимо развивать такие сферы как: познавательная (внимание, воображение, восприятие, мышление, память, представление), эмоционально-волевая (активизация, мотивация, актуализация), межличностная (взаимоконтроль при работе с партнером), внутриличностная (самоконтроль в пении, преодоление волнения, овладение внутренними процессами психологических жестов и пластических движений).
Экспериментальная методика формирования сценического образа в вокально-творческом исполнительстве студентов вузов культуры и
искусств представляет собой авторскую программу с применением психодиагностики и интегрированного тренинга, которые включали в себя следующие методы: проблемно-поискового и проектного обучения развивающего характера, учебно-критического выражения позиций, решения сценических и вокально-творческих задач, преодоления волнения перед выступлением, эмпатического слушания, общения и взаимодействия с партнером, а также использовались следующие формы проведения занятий:
имитация в творческой деятельности (занятие-репортаж, занятие-представление, занятие-киностудия), организация в творческой деятельности (занятие-исследование, занятие-рецензия, занятие-показ).
|