Одним из методов анализа является факторный анализ.
Под факторным анализом понимаются методы, которые позволяют определить влияние факторов на результативный показатель. Например, результативным показателем может быть себестоимость продукции, прибыль от реализации продукции, производительность труда и т. д.
Для анализа представляет интерес классификация факторов по признакам и группам (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Классификация факторов
№
п/п
Классификационный
признак
Группа факторов
1
По содержанию
1. Количественные (первичные)
2. Качественные (вторичные)
2
По связи с эффективностью производства
1. Экстенсивные
2. Интенсивные
3
В зависимости от деятельности предприятия
1. Внешние
2. Внутренние
4
По времени протяженности (длительности действия)
1. Постоянные
2. Временные
5
По ширине действия
1. Общие
2. Специфические
6
По взаимосвязи по сферам деятельности
1. Технико-технологические
2. Организационные
3. Социальные
4. Экономические
№
п/п
Классификационный
признак
Группа факторов
7
По значимости
Основные
Второстепенные
Случайные
8
По связи с ресурсами
Трудовые факторы
Факторы основных фондов
Факторы материальных ресурсов
Факторы финансовых ресурсов
9
По направлению воздействия на исследуемый показатель
Положительные
Отрицательные
10
По степени детализации
Факторы 1-го порядка
Факторы 2-го порядка
Факторы n-го порядка
11
С точки зрения воздействия на исследуемый показатель
Прямо пропорционального действия
Обратно пропорционального действия
12
По виду связи с исследуемым результатом
Факторы функциональной зависимости
Факторы вероятностной зависимости
13
По возможности определения размера влияния
Факторы, поддающиеся количественному измерению
Факторы, количественно не измеримые
14
По возможности управления факторами
Регулируемые
Частично регулируемые
Нерегулируемые
При факторном анализе осуществляют системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия. При этом используется система показателей, которая подразделяется по целям их применения и способам выражения.
По целям применения различают:
1. Показатели затрат, которые отражают текущие затраты ресурсов на производство и реализацию продукции, например себестоимость реализованной продукции, расходы на оплату труда и т.п.
2. Показатели ресурсов — это объем авансированных и примененных ресурсов в производстве в натуральном и стоимостном выражении, например стоимость основных производственных фондов.
3. Показатели результатов, в частности выручка от реализации, вновь созданная стоимость или чистая продукция, прибыль от продаж, маржинальный доход и т.п.;
4. Показатели эффективности — выражают результат сочетания третьей группы (результата) с первой (показателями затрат) и второй (показателями ресурсов).
По способам выражения показатели подразделяются на абсолютные и относительные (рис. 2.1).
Абсолютные показатели отражают совокупность хозяйственных процессов, их объем, структуру и проч. Они бывают натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными. От порядка или способа исчисления они подразделяются на интервальные, моментные и среднехронологические.
Интервальные показатели характеризуют величину процесса за определенный период времени, например выручка от реализации продукции, прибыль от продаж за год, квартал и т.д.
Моментные показатели характеризуют величину хозяйственных ресурсов на определенную дату. Например, все показатели бухгалтерского баланса — моментные показатели.
Среднехронологические показатели отражают средний размер ресурсов за определенный период времени, например средняя заработная плата работника.
Относительные показатели рассчитываются как частное от деления двух взаимосвязанных разных абсолютных величин. В зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных показателей относительные могут быть коэффициентами, удельными или структурными показателями.
Таким образом, методика экономического анализа — это совокупность способов, правил его выполнения. Все виды анализа осуществляются по следующим этапам:
• составление программы анализа;
• выбор и проверка исходной информации;
• расчет и группировка анализируемых показателей;
Рис. 2.1. Классификация аналитических показателей
• определение характера и тесноты связи выявленных факторов с анализируемыми показателями;
• установление путей регулирования факторов, влияющих на колеблемость анализируемых показателей;
раскрытие резервов производства, разработка мероприятий по их эффективной реализации.
|