Факторный анализ подразделяется:
по направлениям (финансовый, экономический, производственный);
видам (факторный, комплексный, интегральный);
подвидам.
По подвидам выделяются:
временной анализ (сравнение данных по периодам);
структурный анализ (определение результата по структуре составляющих);
по относительным показателям (расчет отношений данных);
трендовый анализ (определение тренда или основных трендов по динамике изменения показателей);
по проверке и сравнению результатов анализа путем пассивных и активных экспериментов.
В общем виде методы анализа можно разделить на три группы (вида) в зависимости от уровня и группировки факторов и показателей (рис. 2.2).
Факторный анализ охватывает существующие анализируемые факторы, которые влияют на какой-либо отдельный показатель (затраты на элементы производства, выработка рабочего, трудоемкость).
Комплексный анализ осуществляется путем комплексного исследования совокупности ресурсов и показателей (организационных, экономических, финансовых и маркетинговых и т.п.) с целью разработки мероприятий по выявлению резервов.
Интегральный анализ охватывает систему обобщающих показателей по направлениям потенциалов деятельности, позволяющих сбалансировать их с целью получения обобщающих
выводов о результатах деятельности предприятия и нахождения областей его устойчивого развития, как совокупность организационного экономического и финансового рычагов.
Рис. 2.2. Взаимосвязь видов анализа и деятельности предприятия
(системы)
Факторный анализ подразделяется на девять основных видов, особенность которых будет рассмотрена ниже.
Характер влияния факторов Хь Х2 ... Хп на показатель А может быть выражен:
в виде математической зависимости
графически:
— в виде пропорциональной взаимосвязи:
А = f (Хь Х2 ... Хп);
Кроме того, взаимосвязи факторов изображаются в табличной и иной формах.
|