Теперь давайте поговорим о волнующей очень многих теме, а именно о расходах на процедуру банкротства. Собираетесь ли вы договариваться с банком о реструктуризации долга или собираетесь идти на банкротство – в любом случае вам потребуется нести расходы на решение вашей проблемы.
Давайте разберем, из чего состоят расходы на процедуру банкротства и какого размера они обычно бывают.
Список расходов состоит из следующих пунктов:
1. Юридические услуги (сбор документов, оформление заявления о банкротстве, подача его в суд, защита ваших интересов по доверенности как представитель должника в суде при рассмотрении заявления о банкротстве, при рассмотрении заявления кредиторов о включении в реестр, при рассмотрении заявлений об оспаривании сделок, защита ваших интересов на собраниях кредиторов и т. п.). Стоимость этих услуг может очень сильно варьироваться и может быть фиксированной за каждое действие (например, подготовка заявления, участие в собрании кредиторов), а может быть почасовой в зависимости от принятой в той или иной юридической фирме. Стоимость услуг по сопровождению дела о банкротстве может начинаться от 20 000 рублей и до бесконечности – в зависимости от объема услуг, сложности дела и квалификации юриста (чем выше квалификация, тем выше стоимость).
2. Услуги финансового управляющего. Минимальная стоимость, указанная в законе, это 25 000 рублей за одну процедуру, но по факту за эти деньги никто работать не будет. Почему – мы расскажем чуть ниже. Самый большой объем юридической работы ложится на финансового управляющего – это направление уведомлений кредиторов, публикация сведений о банкротстве, истребование сведений, финансовый анализ сделок должника, проведение собраний кредиторов и т. д. Объем работы большой, и финансовый управляющий в одиночку с ним не справится. Поэтому, как правило, он имеет в штате юристов, которые всю мелкую работу делают за него (юристов и помощников), и этим юристам необходимо платить зарплату, а суммы в 25 000 рублей с учетом длительности процедуры примерно в один год на оплату штата юристов вряд ли хватит. Реальная стоимость услуг финансового управляющего обычно начинается от 50 000 рублей за самое простое дело. К слову, юристы, работающие у финансового управляющего, с радостью окажут вам юридические услуги из пункта 1. Это позволит вам существенно сэкономить на всей процедуре банкротства.
3. Публикация сведений о банкротстве в газете «Коммерсантъ» и в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Все эти публикации обойдутся должнику примерно в 30 000 рублей.
4. Госпошлина за подачу заявления о банкротстве, размер которой установлен в Налоговом кодексе РФ.
5. Почтовые расходы. Чем больше у вас кредиторов, тем больше будут почтовые расходы. Письма нужно отправлять заказные с уведомлением о вручении, то есть это от 50 рублей за одно письмо одному кредитору, а таких рассылок нужно будет делать много. Почтовые расходы тоже могут вылиться в сумму от 1000 до 10 000 рублей.
6. Канцелярские расходы. Если у вас много долгов и много кредиторов, каждый документ о долге необходимо будет копировать, для чего потребуется много бумаги и расходы на копировальную технику. Один отчет финансового управляющего после реструктуризации в суд может занимать до нескольких сотен (!) страниц.
Как нужно нести расходы на банкротство по закону и как на практике?
К сожалению, не всегда законы принимаются с учетом мнений тех людей, кто в дальнейшем будет работать согласно данным законам. Так отчасти произошло и с Законом о банкротстве граждан, некоторые положения которого на практике оказались сложно применимы.
Идеальная ситуация, которую предусматривает законодатель в действующем Законе о банкротстве касательно оплаты самой процедуры, следующая: вы подаете в арбитражный суд заявление, которое вам помогли составить юристы, вносите на депозит арбитражного суда деньги, за которые финансовый управляющий будет готов работать с учетом сложности вашего дела, а также деньги на оплату всех судебных издержек. Некоторые судьи требуют внести минимум 30 000 рублей только на публикации, не считая иных расходов. Далее арбитражный суд отправляет запрос в СРО, где все арбитражные управляющие видят, что вы внесли на депозит привлекательную сумму, за которую они готовы работать, внесли компенсацию всех издержек, и все согласны вести ваше дело. СРО выбирает самого компетентного управляющего и назначает на ваше дело.
Как происходит на практике: финансовый управляющий вынужден вести ваше дело около года полностью за свой счет, получить деньги на компенсацию своих расходов и на свое вознаграждение он сможет только по завершении процедуры.
Действующим Законом о банкротстве подразумевается, что арбитражные управляющие – это богатые и состоявшиеся люди, которым просто интересно заниматься ведением дел о банкротстве за свой счет, у них есть деньги на жизнь, у них есть деньги на финансирование всех процедур должников, они получат деньги с депозита через год и это их не сильно волнует…
На самом деле указанная норма очень далека от реальности. Арбитражные управляющие своей частной практикой зарабатывают на жизнь, а сложившаяся политика по размерам вознаграждения и порядок компенсации понесенных управляющим издержек заставляет их искать обходные пути, чтобы самим не стать банкротами.
В предыдущих редакциях Закона о банкротстве было прямо указано, что арбитражный управляющий занимается предпринимательской деятельностью и имеет больший объем прав относительно распоряжения своими доходами и расходами. Сейчас же сказано, что он является просто специалистом, который занимается частной практикой, да к тому же зажатым со всех сторон непропорционально высокими штрафами за профессиональные ошибки.
На практике сейчас происходит так: либо вы подписываете соглашение с арбитражным управляющим об увеличении суммы его вознаграждения и вносите эту сумму на депозит суда, либо вы обращаетесь в юридическую фирму, которая обеспечивает деятельность арбитражного управляющего, и уже с этой юридической фирмой строите отношения, оплачиваете услуги по банкротству любым удобным для вас способом вплоть до оплаты в рассрочку.
Для большинства желающих обанкротиться должников разом заплатить все расходы на процедуру банкротства не по карману, поэтому такой вариант оформления банкротства (через юридическую фирму) становится единственно возможным.
Как минимизировать расходы на процедуры банкротства?
В конце книги вы найдете шаблон заявления о банкротстве и шаблон всех обязательных приложений, а также список документов для сбора. Естественно, вы можете сэкономить на оформлении банкротства за счет этой стадии (сбор документов), если проведете ее сами. Поработаете курьером на себя пару недель, соберете все документы – таким образом вы сэкономите себе от 10 000 до 70 000 рублей, сколько обычно стоит оформление заявления о банкротстве и подача его в суд. Вот вам способ, как гарантированно минимизировать расходы.
На расходах на финансового управляющего, к сожалению, не получится сэкономить, потому что максимум, что вы сможете сделать – это найти какого‑нибудь знакомого арбитражного управляющего. Если у вас дело предельно понятное и простое, нет рисковых моментов (к примеру, вы не снимали деньги с кредитной карты, на которые покупали бизнес, который потом сливали за бесценок, не продавали квартиру менее года назад, а такие ситуации встречаются довольно часто), тогда арбитражный управляющий, может быть, согласится вам помочь. Если же у вас непростое дело, то и он вам откажет или запросит очень высокую цену, которая должна будет покрыть возможные риски от ведения вашей процедуры банкротства.
|