В предыдущей главе мы уже частично затронули статус арбитражного управляющего – это специалист, который занимается частной практикой, давайте разберем его подробнее. Как мы уже писали выше, раньше у арбитражного управляющего был статус предпринимателя, обладающего правом иметь штат сотрудников – юристов, оценщиков, экономистов, финансистов, которые проводили все работы в рамках процедуры банкротства.
Сейчас это специалист частной практики, к квалификации и порядку работы которого довольно серьезные требования:
– высшее образование;
– отсутствие опыта привлечения к уголовной ответственности за экономические преступления;
– отсутствие административных взысканий в виде дисквалификации как руководителя юридического лица;
– опыт работы на руководящих должностях не ниже заместителя генерального директора;
– прохождение специального обучения;
– прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
– сдача государственного экзамена;
– страхование ответственности минимум на 3 000 000 рублей, но часто СРО просит застраховать ответственность на 10 000 000 рублей за возможное причинение ущерба кредиторам;
– членство в СРО (обычно для этого нужно внести вступительный взнос около 50 000 рублей, взнос в компенсационный фонд 200 000 рублей).
Для того чтобы стать арбитражным управляющим, нужно понести серьезные затраты, но и ответственность у него также повышенная.
Во‑первых, в большинстве случаев ответственность наступает по формальным основаниям – пропуск сроков публикаций сведений в «Коммерсанте» карается административным серьезным штрафом, повторное нарушение – дисквалификация, то есть конец профессии. Гражданско‑правовая (имущественная) ответственность за причинение ущерба кредиторам также высока. К примеру, арбитражный управляющий не оспорил какую‑то сделку или какое‑то имущество не включил в опись – за такое бездействие могут привлечь к ответственности за причинение ущерба кредиторам. Для этого и существует обязанность членства в СРО, где есть компенсационный фонд и есть обязанность страхования ответственности.
Получается, что часто арбитражный управляющий оказывается «между молотом и наковальней» – он должен учесть и интересы кредиторов, интересы должника и указания суда, и контролирующего органа (Росреестра), и СРО, и при этом ему еще нужно как‑то «крутиться», чтобы выплачивать зарплату своим юристам, а помимо этого заработать и не стать банкротом самому. Так как арбитражный управляющий несет большие расходы при ведении процедуры банкротства и берет на себя большие риски, он должен получать за это адекватное вознаграждение. Он вам не друг и не враг, он процессуально независимое лицо, и вам лучше с ним выстраивать отношения на основе сотрудничества нежели противоборства. Лучше быть на его стороне в спорных ситуациях, чем против него.
|