Национальная платежная система – подсистема финансовой системы государства, включающая общий механизм регулирования работы множества специализированных платежных систем, обеспечивающая институциональные и инфраструктурные условия для осуществления платежей на территории государства. От ее состояния зависит безопасность, надежность и уровень доступности платежных услуг, а ее дефекты непосредственным образом сказываются на доверии к национальной валюте и стабильности всей финансовой системы[1].
Термин «национальная платежная система» начал использоваться в официальных изданиях в конце прошлого – начале нынешнего столетия в публикациях международных финансовых организаций, в частности, Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов[2].
Публикация Комитета по платежным расчетным системам Банка международных расчетов «Общее руководство по развитию национальной платежной системы» содержит определение национальной платежной системы. «Национальная платежная система – это конфигурация различных видов институционального взаимодействия и инфраструктуры, способствующая переводу денежной стоимости между сторонами»[3].
Ключевые компоненты национальной платежной системы, способствующие переводам, включают: межбанковские платежные системы; клиринговые системы и системы расчетов по сделкам с ценными бумагами; центральные депозитарии ценных бумаг; небанковские организации – поставщики платежных услуг; схемы с использованием электронных денег и т. д.[4]
В литературе, посвященной вопросам функционирования национальной платежной системы, можно встретить авторские определения данного понятия. Так, В. А. Лопатин предлагает более общее определение данного термина, которое учитывает, что система – это совокупность взаимосвязанных элементов, включая денежные требования, которые могут существовать в форме электронных денег: «Национальная платежная система – совокупность взаимосвязанных институциональных и инфраструктурных механизмов финансовой системы, используемых при инициации и переводе денежных требований в форме обязательств центрального банка, коммерческих банков и учреждений электронных денег»[5].
Рассматривая национальную платежную систему через призму ее формирования за счет модернизации и интеграции разрозненных разнокачественных платежных систем, О. М. Коробейникова выделяет в своем авторском определении национальной платежной системы ключевые специфические свойства платежных систем и характеристики этих свойств.
Национальная платежная система – это совокупность финансовых и нефинансовых институтов государства, существующих в определенный исторический период и взаимодействующих в рамках национального законодательства и международных стандартов в целях оптимизации денежного оборота и удовлетворения расчетно‑платежных потребностей общества, в соответствии с принятыми параметрами денежно‑кредитной политики, требованиями инновационного развития и обеспечения приращения социальной народнохозяйственной эффективности[6].
С правовой точки зрения национальная платежная система – это урегулированная нормами права совокупность форм и методов организации денежной эмиссии, а также функционирования механизмов денежного обращения и расчетов[7].
К основным признакам национальной платежной системы относятся: а) базовая сущность национальной платежной системы связана с формированием условий для организации денежного оборота и кредитных отношений в стране, а также для функционирования разных макроэкономических подсистем (рынка ценных бумаг, валютного рынка и т. д.); б) национальная платежная система – это комплексная категория, включающая совокупность экономических, правовых, организационных, технических и технологических элементов, которые можно сгруппировать на элементы институционального и инфраструктурного плана; в) все элементы, составляющие национальную платежную систему, находятся во взаимодействии (взаимосвязи)[8].
Представляется правильным присоединиться к выделенным в научных трудах[9] особенностям национальной платежной системы, которые непосредственно воздействуют на результаты финансовой деятельности субъектов экономики и, как следствие, оказывают влияние на макроэкономические показатели деятельности государства. Так, национальная платежная система: а) создает на территории государства условия для хозяйственного оборота имущества и имущественных прав, предоставляя возможность осуществления платежей по сделкам в рамках его осуществления при производстве и продаже товаров, выполнении работ, предоставлении услуг и т. п.; б) обеспечивает реализацию экономической и финансовой политики государства в рамках денежно‑кредитной (платежи на денежном рынке и рынке ценных бумаг), бюджетно‑налоговой (платежи, связанные со сбором налогов и распределения бюджета); валютной (платежи на валютном рынке) и инвестиционной (платежи, связанные с реализацией государственных инвестиционных проектов) политики и т. д.; 3) дает возможность осуществлять платежи, находящиеся за рамками хозяйственного оборота и выполнения государственных задач (предоставление безвозмездной помощи, оплата штрафов и т. д.).
Как правило, национальная платежная система не является платежной системой национального масштаба, а представляет собой совокупность всех платежных элементов национальной финансовой системы, включая все государственные и коммерческие платежные и расчетные системы[10].
Каждое государство подходит к созданию национальной платежной системы исходя из национального опыта, сложившегося под воздействием национальных культурных, экономических и политических традиций на основе общих принципов построения и развития национальной платежной системы и общих подходов к понятию «национальная платежная система».
Финансовой наукой и практикой зарубежных стран рассматривались различные варианты механизмов создания национальных платежных систем, в основу которых положен критерий участия государства в формировании и последующем управлении системами. По степени участия государства и его роли в определении стратегий и управленческих механизмов их реализации выделяется три основных типа моделей организации национальных платежных систем: рыночно регулируемая (свободная) модель, государственно‑частная модель (государственно‑частное партнерство), модель государственной корпорации[11].
Свободная модель национальной платежной системы не предусматривает активного прямого участия со стороны государства (только косвенное регулирование и надзор), а вопросы, касающиеся развития способов расчетов и применения платежных инструментов в экономической и социальной сферах, в таких системах основываются на частной инициативе. С точки зрения традиционных представлений о механизмах рыночной экономики отсутствие прямых бюджетных вливаний, высокая степень свободы рынка и достаточный уровень конкуренции делают данную модель привлекательной. Негативными и ограничивающими факторами применения в современной экономической среде свободной модели являются высокие риски и неопределенности, связанные с невозможностью прямой реализации государственной политики и национальных проектов, недостаточным уровнем охвата широких слоев населения, концентрацией ресурсов только на выгодных в бизнес‑отношении секторах рынка, монопольным положением международных платежных систем и др.[12]
Создание национальной платежной системы в форме государственной корпорации рассматривается как возможная модель развития, обеспечивающая наиболее полный учет интересов государства и общества. С юридической точки зрения статус госкорпорации является некоммерческим, предполагающим направление полученной прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, на достижение целей ее создания. Недостатком такой модели являются колоссальные прямые затраты на создание технологической платформы национальной платежной системы. Как показывает опыт стран, пошедших по пути создания государственных децентрализованных платежных систем (Украина, Белоруссия и др.), темпы развития государственных структур в этих странах ниже, чем в среднем по рынку, подходы к учету местных особенностей не отличаются гибкостью, оказываемые услуги менее качественные и востребованные по сравнению с коммерческими конкурентами.
Государственно‑частная модель национальной платежной системы, созданная на основе государственно‑частного партнерства, сочетает в себе компромиссный вариант, учитывающий преимущества и недостатки предыдущих моделей, однако механизмы данной модели разработаны лишь фрагментарно[13].
В условиях бурно развивающихся информационных технологий, влияющих, в свою очередь, на развитие платежных механизмов и изменение конъюнктуры глобального финансового рынка для дальнейшего успешного развития экономики, важным условием является повышение эффективности национальных платежных систем, которые должны полностью удовлетворять растущие потребности субъектов хозяйственной деятельности в быстром и безопасном переводе средств как важном компоненте рыночной финансовой инфраструктуры.
Эффективность осуществления платежей в рамках национальной платежной системы определяется следующими факторами: а) способностью быстро и эффективно обрабатывать крупные и мелкие платежи; б) устойчивостью к изменениям ликвидности и дефолтам экономических субъектов; в) способностью обеспечивать безопасность, надежность и конфиденциальность процессов осуществления платежей; г) способностью обеспечивать непрерывное функционирование платежной инфраструктуры и ее быстрое восстановление в случае сбоев и т. д.[14]
Развитие глобализации и кооперации, усиление международной конкуренции определяют необходимость постоянного эффективного развития национальной платежной системы.
В самом общем виде развитие системы – это такое изменение системы, которое характеризуется переходом системы из менее развитого в более развитое состояние.
Развитие системы подразумевает наличие определенных элементов: а) шкалы развития, на которой упорядочены положения состояний системы от менее развитых к более развитым; б) метода оценки состояния системы по шкале развития; в) способа изменения состояния системы по шкале развития; г) движущей силы развития. Например, развитие системы может быть оценено по количеству элементов. В этом случае шкалу развития можно упорядочить от меньшего количества элементов к большему, а механизмом движения можно считать добавление к системе новых элементов. Движущей силой такого развития может быть инициатива субъектов экономики, корпоративная политика, рыночная конкуренция, государственная политика и т. п.[15]
Единого рецепта эффективного развития национальной платежной системы не существует. Как показывает опыт, в любой стране какой‑либо элемент национальной платежной системы всегда находится в процессе реформирования либо преобразования. Успешность этого процесса может снизить общие операционные издержки и расширить возможности для коммерческих и финансовых операций в экономике.
Процессу реформирования национальных платежных систем во всех странах всегда предшествует возникновение каких‑либо мотивов, которые выражены происходящими событиями или проявившимися факторами.
Мотивы реформирования национальных платежных систем [16] – наиболее общие процессы и события, в которых действующая платежная система оказывается неадекватной возникающим платежным потребностям экономики, на основании которых предпринимаются инициативы по ее реформированию.
К таковым относятся: а) развитие процессов в финансовом и нефинансовом секторах, предъявляющих новые потребности и возможности в области платежных инструментов и услуг; б) возрастание осведомленности в вопросах платежных систем и связанных с ними рисков, включая риски, относящиеся к безопасности платежной информации, вызывающие озабоченность в части обеспечения финансовой стабильности; в) возрастание внутреннего и внешнего давления в связи с реформами национальных платежных систем в других странах; г) появление на рынке иностранных банков или политики, направленной на соблюдение региональных и международных стандартов для платежных систем и систем по ценным бумагам; д) возникновение политико‑экономических процессов, связанных с образованием международных экономических и валютных союзов, а также с возвращением страны на глобальные торговые и финансовые рынки.
Развитие национальной платежной системы является комплексным процессом, который должен основываться главным образом на потребностях, а не на технологиях. Реформы национальной платежной системы в большей степени зависят от параллельного развития банковской системы, институционального взаимодействия в сфере платежных услуг и платежных инфраструктур и должны являться результатом совместных усилий банковского сектора, органов регулирования и иных заинтересованных сторон[17].
Процесс развития национальной платежной системы непрерывен, однако не существует уникального или универсального пути развития для всех стран одновременно. Развитие национальных платежных систем в значительной степени зависит от исторически сложившейся модели коммуникационных технологий и национальной банковской политики. Каждая страна, рассматривая свой собственный текущий этап развития национальной платежной системы в соответствии со своими приоритетами, разрабатывает текущий план ее развития с учётом характерных особенностей страны. Однако, несмотря на различия в специфических чертах по каждой стране, существует ряд общих факторов, мотивов и тенденций в процессе развития национальной платежной системы, основанных на опыте развития платежных систем в разных странах.
Общие факторы – факторы, отражающие интересы различных заинтересованных сторон, а при их надлежащей сбалансированности, отражающие интересы общества в целом.
Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов приводит четыре общих фактора, которые влияют на развитие национальной платежной системы. К ним относятся: факторы среды, экономические факторы, финансовые факторы и факторы государственной политики[18].
Факторы среды – факторы, определяющие вероятность поддержки конкретных инициатив развития. Они включают: а) демографические факторы, такие как численность населения и урбанизация; б) географические факторы, включающие уровень и распределение природных ресурсов; в) социальные и культурные ценности и нормы.
Экономические факторы – факторы, влияющие на развитие торгового, промышленного и финансового секторов. Они включают: а) уровень и стабильность общего экономического роста; б) распределение материальных благ; в) уровень образования и квалификации рабочей силы и доступность образовательной базы; г) развитие индустриальной инфраструктуры, такой как телекоммуникационные и транспортные системы; д) темпы инновационных и технологических изменений.
Ключевые экономические факторы имеют особое значение для определения потребностей страны в платежных услугах и ее возможностей в этой сфере.
Финансовые факторы – факторы, стимулирующие спрос и предложение новых платежных инструментов и услуг, направленные на усовершенствования, снижающие издержки пользователя при осуществлении платежей по торговым и финансовым операциям и увеличивающие возможности для совершения таких операций. К ним относятся: финансовые издержки, риски и выгоды платежных услуг, инициативы институционального и инфраструктурного развития для пользователей и провайдеров платежных услуг.
Определение финансовых факторов и их сбалансированное распределение между поставщиками и пользователями платежных услуг имеет принципиальное значение для успешной реализации инициатив по развитию национальной платежной системы в целом.
Факторы государственной политики – факторы развития национальной платежной системы, обеспечивающие институциональное взаимодействие с факторами среды, экономическими и финансовыми факторами, обусловливающие и формирующие развитие в целом. Они включают: законы и политику, затрагивающие рыночное поведение и эффективность деятельности финансовых учреждений, государственную политику в области образования, промышленности, торговли, защиты потребителей и макроэкономики. Факторы государственной политики важны для процесса планирования.
Все эти факторы влияют на развитие национальной платежной системы в большей степени через механизм спроса (например, новых инструментов и услуг) и предложения платежных услуг (например, новых низкозатратных стандартов или технологий), а также через рыночные механизмы оказания платежных услуг.
В публикации Комитета по платежным и расчетным системам выделяются характеристики спроса и предложения платежных услуг[19].
Так, спрос на платежные услуги определяется: а) степенью доступности и возможности выбора платежных инструментов и услуг; б) наличием информации об относительных выгодах и издержках пользователей, а также о рисках в отношении различных инструментов и услуг; в) уровнем издержек пользователей; г) уровнем взаимодействия между конкурирующими операционными сетями в отношении аналогичных платежных инструментов; 5) уровнем правового риска и степени информационной безопасности.
Отмечается, что спрос на платежные услуги увеличивается при справедливом доступе к платежным услугам, низким издержкам при осуществлении платежей, быстром и предсказуемом предоставлении услуг, безопасности платежных операций и т. д.
Предложения платежных услуг основываются: а) на уровне новых технологий в области обработки информации, телекоммуникаций и транспортировки для передачи и перевода платежных инструкций и инструментов; б) на степени совместимости механизмов обработки транзакций в системах банкоматов, терминалов электронного перевода денежных средств в пункте продаж и платежей через Интернет; в) на степени расширения деятельности финансовых и нефинансовых институтов за счет предоставления новых услуг и вторжения на новые рынки.
Развитие национальной платежной системы в общем виде всегда направлено на повышение её системной надежности и эффективности в целом. Однако Комитет по платежным и расчетным системам выделяет некоторые общие тенденции развития национальных платежных систем, которые выражаются в инициативах развития национальной платежной системы. Такие инициативы могут быть направлены на достижении одной или нескольких из перечисленных целей: а) на повышение общесистемной надежности и эффективности платежной системы; б) на появление более широкого перечня платежных инструментов и услуг; в) на облегчение доступа финансовых учреждений к низкостоимостному расчетному кредиту и совершенствование механизмов экономии ликвидности в системах расчета по платежам; г) на разработку инфраструктурного взаимодействия в сфере платежей в целях снижения правовых, операционных и финансовых рисков участников и повышения рентабельности предоставляемых им инфраструктурных услуг; д) на развитие регулятивного режима для национальной платежной системы и функции эффективного наблюдения в центральном банке; е) на создание более эффективных, более стабильных и лучше организованных рынков по предоставлению различных платежных услуг для пользователей и формирование цен на них; ж) на внедрение операционного взаимодействия, взаимосвязи и устойчивости платежной инфраструктуры, инфраструктуры для ценных бумаг, валютной, телекоммуникационной и внутрибанковской инфраструктуры для обеспечения непрерывной обработки платежей.
Для успешной реализации инициатив по реформированию национальной платежной системы необходимо: а) учитывать в совокупности все общие факторы и другие институциональные факторы, характерные для платежной системы, влияющие на направление ее развития через воздействие на спрос на платежные услуги и их предложение, а также на рыночное взаимодействие при их оказании; б) принимать необходимые компромиссные решения в целях повышения эффективности и надежности платежных инструментов, инфраструктуры и рынков услуг.
Не всегда предпринятые попытки реформирования национальных платежных систем приводят к положительному результату. Существует огромное количество проблемных вопросов, тормозящих развитие национальной платежной системы.
Проблемы развития национальных платежных систем – проблемы, препятствующие решению вопросов по обеспечению бесперебойного и эффективного процесса развития национальной платежной системы.
По результатам обобщения опыта многих стран Комитетом по платежным и расчетным системам выявлены наиболее типичные проблемы, мешающие развитию национальных платежных систем[20]. Таковыми являются: а) ограниченная информация о возникающих платежных потребностях и возможностях развивающейся экономики, а также имеющемся потенциале системы для их удовлетворения; б) отсутствие достаточных знаний обо всей совокупности основных элементов национальной платежной системы, являющееся причиной выборочных изменений в системе; в) слабая поддержка и принятие реформ со стороны государственных и частных групп заинтересованных сторон по причине недостаточной согласованности; г) ограниченные экспертные знания и финансовые ресурсы для развития и реализации инициатив реформирования; д) правовые, регулятивные и иные барьеры государственной политики, препятствующие развитию, которые используют естественное неприятие инноваций во взаимодействии в сфере платежей из‑за возникающих рисков.
[1] Емелин А. В. Предисловие к изданию: Криворучко С. В., Лопатин В. А. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика. М.: КНОРУС. ЦИПСиР, 2013.456 с.
[2] Первой публикацией Банка международных расчетов, в которой можно найти термин national payment system, была публикация: Payment Systems in Eleven Developed Countries. Prepared by the Group of Computer Experts of the Central Banks of the Group of Ten Countries and Switzerland. Bank for International Settlements 1980. February.
[3] См.: Общее руководство по развитию национальной платежной системы. Банк России // Платежные и расчетные системы. 2008. Вып. 3. С. 13.
[4] Криворучко С. В., Лопатин В. А. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 456 с.
[5] Лопатин В. А. Банк международных расчетов о национальных платежных системах // Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.
[6] См.: Коробейникоеа О. М. Модернизация и интеграция платежных систем в современной России: дисс… до кг. эконом, наук: Волгоград. 2016. С. 35. (385 с).
[7] Тедеев А. А. Электронные банковские услуги: учебное пособие. М.: Эксмо, 2005. С. 12.
[8] См.: Криворучко С. В. Модернизация национальной платежной системы на основе институционального и инфраструктурного взаимодействия: автореф. дис… докт. эконом, наук: М, 2009, С. 17. (43 с).
[9] См.: Раздел «Определение и структура национальной платежной системы» //Криворучко С. В., Лопатин В. А. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика. М.: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 456 с; Раздел «Термин «национальная платежная система»» // Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М.: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.
[10] Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / B. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.
[11] Коробейникова О. М. Модернизация и интеграция платежных систем в современной России: дисс…. докт. эконом, наук: Волгоград, 2016. C. 199. (385 с).
[12] Коробейникова О. М. Указ. соч. С. 100.
[13] Там же.
[14] См.: Раздел «Определение и структура национальной платежной системы» // Криворучко С. В., Лопатин В. А. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 456 с; Раздел «Термин «национальная платежная система»» // Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.
[15] Лопатин В. А. Банк международных расчетов о национальной платежной системе // Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.
[16] См.: Общее руководство по развитию национальной платежной системы. С. 16.
[17] См.: Предисловие к публикации «Общее руководство по развитию национальной платежной системы». С. 5.
[18] См.: Общее руководство по развитию национальной платежной системы. С. 14.
[19] Характеристики спроса и предложения приводятся по: Лопатин В. А. Банк международных расчетов о национальной платежной системе // Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.
[20] См.: Общее руководство по развитию национальной платежной системы. С. 14.
|