Воскресенье, 24.11.2024, 23:01
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Субъекты и участники национальной платежной системы

Для обозначения круга лиц, принимающих участие в функционировании национальной платежной системы, Закон о платежной системе содержит такие понятия, как и «субъекты национальной платежной системы» и «участники платежной системы».

Совокупность субъектов и участников национальной платежной системы в зависимости от их правового статуса можно разделить на несколько основных групп:

– юридические лица, имеющие статус кредитных организаций или не имеющие такого статуса, – оператор платежной системы, оператор услуг платежной инфраструктуры (операционный и платежный клиринговый центры);

– исключительно кредитные организации – расчетный центр (один из видов операторов услуг платежной инфраструктуры), операторы денежных средств и электронных денежных средств;

– юридические лица (за исключением кредитных организаций) или индивидуальные предприниматели – платежные, банковские платежные агенты и субагенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг;

– только юридические лица (за исключением кредитных организаций) – организации федеральной почтовой связи, страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов и (или) участниками клиринга в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 7‑ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;

– организации и органы, имеющие особый правовой статус, установленный Законами о Центральном банке[1] и о банке развития[2] и сочетающие в себе функции операторов платежной системы, услуг платежной инфраструктуры, по переводу денежных средств, – Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Банк России, обладающий в том числе полномочиями по надзору и наблюдению в национальной и других платежных системах;

– органы исполнительной власти – Федеральное казначейство;

– международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки[3].

Субъекты и участники национальной платежной системы должны осуществлять свою деятельность в соответствии с публично доступными[4] правилами платежной системы, представляющими собой договор, составленный в виде единого документа или нескольких взаимосвязанных документов, и содержащими ряд необходимых условий, касающихся: участия в платежной системе; осуществления перевода денежных средств; оказания услуг платежной инфраструктуры; другую информацию, определяемую оператором платежной системы[5] в строгом соответствии с нормами российского законодательства.

Субъекты национальной платежной системы – это вся совокупность операторов платежной системы, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операторов услуг платежной инфраструктуры (операционный центр, платежный клиринговый центр, расчетный центр).

Оператор платежной системы – организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные Законом о платежной системе.

Оператором платежной системы может быть только организация, в том числе кредитная, включая Банк России, Внешэкономбанк. Главное требование – организация должна быть создана в соответствии с российским законодательством, в этом проявляется национальный характер системы. В обязанности оператора платежной системы входят: определять правила системы; контролировать их соблюдение участниками системы и операторами услуг платежной инфраструктуры; привлекать операторов услуг платежной инфраструктуры; вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры; контролировать оказание услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы; системно оценивать и управлять рисками в платежной системе; обеспечивать возможность досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

Если оператор не является кредитной организацией, он обязан привлечь в качестве расчетного центра кредитную организацию, которая не менее одного года осуществляет перевод денежных средств по открытым в этой кредитной организации банковским счетам.

Организация, намеревающаяся стать оператором платежной системы, должна направить в Банк России регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установлены Банком России, с приложением пакета документов. Если организация не является кредитной, она должна соответствовать ряду дополнительных требований, например, обладать чистыми активами в размере не менее 10 млн руб.

Оператор по переводу денежных средств – это субъект национальной платежной системы, организация, которая в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять перевод денежных средств. Операция по переводу денежных средств может быть проведена через банковский счет или без такового.

В соответствии с Законом о платежной системе операторами по переводу денежных средств являются: кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств; Банк России; Внешэкономбанк.

Кредитная организация (оператор по переводу денежных средств) может привлечь к деятельности по переводу банковского платежного агента – юридическое лицо (некредитную организацию) или индивидуального предпринимателя. Агент может переложить свою работу на плечи банковского платежного субагента, если на то получено согласие оператора. Все эти лица взаимодействуют между собой на договорной основе (рис 2).

Банковский платежный агент – юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией и участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с операторами по переводу денежных средств.

Банковскому платежному агенту поручается принятие от физического лица наличных денежных средств с зачислением их на специальный банковский счет, а также выдача физическому лицу наличных денежных средств (в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов); предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств (п. 4 ст. 3 Закона о платежной системе).

Рис. 2. Схема взаимодействия оператора по переводу денежных средств с агентами оказания платежных услуг

Банковский платежный субагент – юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, который привлекается банковским платежным агентом и участвует в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с банковскими платежными агентами.

Платежный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Кредитные организации к платежным агентам не относятся[6].

Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей от физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103‑ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Платежные агенты принимают платежи в оплату товаров (работ, услуг), в том числе платы за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании заключенного с поставщиком товаров (работ, услуг) договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, действуя от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика[7].

Кредитные организации вправе привлекать банковского платежного агента, если он одновременно выполняет следующие условия: действует от имени оператора по переводу денежных средств; проводит идентификацию клиента – физического лица, его представителя, выгодоприобретателя при переводе денежных средств без открытия банковского счета (в случаях когда это требуется в соответствии с законодательством); для зачисления наличных денег, полученных от физических лиц, использует специальный банковский счет или счета; выдает кассовый чек для подтверждения принятия или выдачи наличных денег; предоставляет физическим лицам необходимую информацию; применяет платежные терминалы и банкоматы в соответствии с требованиями законодательства РФ о применении контрольно‑кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Банковскому платежному агенту может быть разрешено привлекать субагента, если этот субагент одновременно выполняет следующие условия: действует от имени оператора по переводу денежных средств; проводит операции, не требующие идентификации физического лица в соответствии с законодательством; не привлекает себе другого субагента; для зачисления наличных денег, полученных от физических лиц, использует специальный банковский счет или счета; выдает кассовый чек для подтверждения принятия или выдачи наличных денег; предоставляет физическим лицам необходимую информацию; применяет платежные терминалы и банкоматы в соответствии с требованиями законодательства РФ о применении контрольно‑кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Роль банковских платежных агентов и платежных агентов на рынке розничных платежных услуг [8]. Появление и развитие на рынке платежных услуг новых участников – организаций, не являющихся банками (далее – небанки или небанковские организации), – является одной из устойчивых тенденций последних лет.

По данным Комитета по платежам и рыночным инфраструктурам при Банке международных расчетов (КПРИ) в странах Европы на долю небанковских организаций ежегодно приходится почти 300 млрд безналичных платежей, большинство из которых являются розничными. При этом объем таких платежей имеет тенденцию к ежегодному увеличению в среднем на 5 %.

В своем докладе «Небанковские организации на рынке розничных платежных услуг»[9] КПРИ опубликовал исследование, посвященное небанковским организациям. Целью исследования было определить, какие организации, участвующие в оказании розничных платежных услуг, считаются небанковскими, классифицировать их, выявить причины их возрастающей роли, а также проанализировать факторы, способствующие и препятствующие сотрудничеству между банками и небанковскими организациями. Кроме того, было изучено регулирование небанковских организаций, в том числе со стороны центральных банков. В исследовании приняло участие множество стран, среди которых Австралия, Бельгия, Канада, Франция, Германия, Гонконг, Сирийская Арабская Республика, Индия, Италия, Япония, Мексика, Нидерланды, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, Швеция, Швейцария, Турция, США и Россия.

Небанковская организация – это организация, участвующая в оказании розничных платежных услуг, основная деятельность которой не связана с привлечением депозитов и выдачей кредитов.

Классификация небанковских организаций содержит четыре категории: а) поставщики внешних услуг – небанковские организации, которые обеспечивают доступ потребителей платежных услуг (плательщиков и (или) получателей платежа) к услугам клиринга и расчета; б) поставщики внутренних услуг – небанковские организации, оказывающие вспомогательные услуги, в том числе в сфере информационных технологий, и взаимодействующие с потребителями только через банки; в) операторы розничной платежной инфраструктуры – небанковские организации, оказывающие услуги клиринга и расчета банкам и другим провайдерам платежных услуг; г) поставщики комплексных платежных услуг – небанковские организации, предоставляющие доступ потребителям платежных услуг (плательщикам и (или) получателям платежей) к услугам клиринга и расчета, оказывающие услуги клиринга и расчета банкам и другим провайдерам платежных услуг, а также вспомогательные услуги в сфере информационных технологий, и взаимодействующие с потребителями платежных услуг через банки. Работа поставщиков комплексных услуг осуществляется в рамках замкнутой системы с той точки зрения, что движение средств со счета плательщика на счет получателя платежа может осуществляться в ее рамках без привлечения банков.

В рамках исследования КПРИ была также изучена степень участия небанковских организаций в оказании розничных платежных услуг на разных стадиях платежного процесса в зависимости от используемого платежного инструмента (чек, кредитовый перевод, прямой дебет, кредитная карта, дебетовая карта, электронные деньги, денежные переводы) и были выделены пять основных стадий платежного процесса:

– предтрансакционная стадия, на которой совершаются процедуры, необходимые для совершения платежа: привлечение клиентов, настройка оборудования, заключение договоров;

– стадия авторизации, включающая генерацию, подтверждение и пересылку платежной информации;

– стадия клиринга, в рамках которой происходит обмен платежной информацией между счетами плательщика и определяются позиции для расчета;

– стадия расчета, на которой осуществляется непосредственно перевод средств между счетами плательщика и получателя платежа;

– посттрансакционная стадия – стадия предоставления дополнительных услуг после совершения трансакции (например, претензионная работа).

Результаты сбора информации показали, что степень участия небанковских организаций на стадии, предшествующей осуществлению трансакции, довольно велика в случае использования кредитных карт и электронных денег. На стадии авторизации роль небанковских организаций также значительна, а на стадии клиринга вовлеченность небанковских организаций заметна в случае использования переводов, карт и электронных денег и незначительна для других платежных инструментов. На стадии расчета роль небанковских организаций минимальна, однако на посттрансакционной стадии наблюдается их активное участие.

В целях снижения собственных затрат банки передают небанковским организациям на аутсорсинг непрофильные для них услуги, что способствует активному вовлечению небанковских организаций в платежный процесс. В свою очередь, для небанковских организаций эти платежные услуги становятся профильными, и они специализируются на них, занимая определенную часть рынка.

Развитию небанковских организаций также способствует изменение платежных привычек потребителей и развитие инноваций (например, электронной торговли), и положительное воздействие регулирования, направленное на обеспечение справедливой конкуренции, в условиях которой небанковские организации выходят на рынок розничных платежных услуг наравне с уже существующими участниками.

Несмотря на положительное воздействие небанковских организаций на платежную индустрию, их участие в платежном процессе сопряжено с возникновением ряда рисков, к которым относятся следующие факторы: а) концентрация небанковских организаций на какой‑либо стадии платежного процесса может создать угрозу безопасности и стабильности осуществления платежей; б) аутсорсинг услуг небанковских организаций должен предусматривать четкое разграничение ответственности; в) участие небанковских организаций удлиняет цепочку оказания платежных услуг, что с точки зрения безопасности увеличивает ее уязвимость; г) защита прав потребителя должна быть обеспечена на высоком уровне, несмотря на упрощенные требования к небанковским организациям со стороны регуляторов; д) конкуренция между банками и небанковскими организациями должна быть сбалансирована, и небанковским организациям должна быть предоставлена равная с другими участниками возможность доступа на рынок платежных услуг.

Для решения задач по снижению рисков воздействия небанковских организаций на платежную индустрию КПРИ рекомендует: а) ввиду того, что небанковские организации могут предоставлять широкий спектр услуг, относящихся к компетенциям различных регуляторов, определять сферы ответственности этих регуляторов по отношению к небанковским организациям; б) ввиду того, что небанковские организации могут оказывать услуги в различных странах, предусмотреть возможность взаимодействия регуляторов на международном уровне.

Регулированием деятельности небанковских организаций в сфере платежных услуг занимаются не только центральные банки, но и другие ведомства, осуществляющие надзор за банками, организации по защите прав потребителей и защите конкуренции, организации, регулирующие сферу телекоммуникаций, министерства экономики или финансов.

Как показало исследование КПРИ, в различных странах применяются различные подходы к регулированию деятельности небанковских организаций. Среди них: а) получение банковской лицензии (добровольно или в соответствии с требованиями регулирования) или получение лицензии, отличной от банковской; б) регистрация небанковских организаций без последующего наблюдения или надзора; в) надзор и наблюдение за небанковскими организациями; г) взаимодействие с регулятором, например, в части предоставления информации, на основе добровольного сотрудничества, а не регуляторных требований.

В некоторых странах в случае привлечения небанковской организации по договору аутсорсинга к ней могут быть предъявлены те же требования, что и к организации, привлекающей ее. В глобальной практике наблюдаются также случаи отсутствия какого‑либо регулирования небанковских организаций.

В рамках полномочий по наблюдению в национальной платежной системе Банк России в 2014 г. провёл начатое в 2013 г. выборочное обследование деятельности платежных агентов и банковских платежных агентов (далее при совместном упоминании – агенты). В выборочном обследовании на территории Российской Федерации за 2013 и 2014 гг. приняли участие 6582 платежных агентов (47 % от общего количества платежных агентов, обслуживаемых операторами по переводу денежных средств) и 1368 банковских платежных агентов (67,2 % от общего количества банковских платежных агентов, привлеченных операторами по переводу денежных средств). Указанным субъектам национальной платежной системы у 667 операторов по переводу денежных средств открыто соответственно 15 167 и 1349 специальных банковских счетов. Среднее количество специальных банковских счетов, открытых агентами у операторов по переводу денежных средств, приходящееся на одного платежного агента, составило 2,3 на одного банковского платежного агента.

В 2013–2014 гг. платежные агенты преимущественно принимали от физических лиц наличные денежные средства для оплаты коммунальных услуг, услуг операторов сотовой связи, сети Интернет, телевидения и других услуг.

Банковские платежные агенты привлекались операторами по переводу денежных средств для оказания услуг по приему наличных денежных средств населения в целях осуществления переводов в пользу физических лиц, погашения кредитов, оплаты коммунальных услуг, услуг операторов сотовой связи, других услуг.

Наиболее часто платежные агенты оказывали населению услуги по приему денежных средств для оплаты коммунальных услуг (43 % от общего объема платежей), банковские платежные агенты – для переводов денежных средств в пользу физических лиц (29 %).

Платежи физических лиц, совершенные через принявших участие в обследовании агентов, в 2014 г. составили 1,8 трлн руб. у платежных агентов и 772,8 млрд руб. у банковских платежных агентов (увеличились по сравнению с 2013 г. на 15,8 и 25,9 % соответственно), что, по мнению Банка России, свидетельствует о благоприятных правовых и экономических условиях ведения агентами розничного бизнеса, а также о непрерывном росте спроса на предоставляемые ими платежные услуги.

По операциям, принятым банковскими платежными агентами, в 2014 г. наблюдался заметный рост их количества (на 19,8 %). Средняя сумма операции в отчетном периоде по сравнению с 2013 г. увеличилась на 5 % и составила 1885 руб. Причиной положительной динамики Банк России считает удобное расположение и круглосуточный режим работы используемых банковскими платежными агентами объектов платежной инфраструктуры, а также рост числа поставщиков и перечня услуг, оплата которых возможна с привлечением банковских платежных агентов. Так, например, многие государственные и муниципальные учреждения, а также коммерческие организации заключили соответствующие договоры с банковскими платежными агентами по приему платежей физических лиц в целях оплаты штрафов ГИБДД, налогов, услуг ФГУП «Ростехинвентаризации», родительских взносов (детские сады, школы) и т. д.

В отчете Банка России отмечается высокая популярность у населения переводов денежных средств в целях оплаты интернет‑покупок, пополнения электронных кошельков, оплаты игр и развлечений посредством сервисов, предлагаемых банковскими платежными агентами. Увеличение количества операций по оплате услуг сети Интернет объясняется увеличением количества пользователей указанных услуг и ростом количества интернет‑провайдеров, их предоставляющих.

Большая часть платежных операций, проведенных платежными и банковскими платежными агентами, осуществлялась через кассы платежных агентов и банковских платежных агентов (42,5 и 41,9 % соответственно). В остальной части проведенных операций преобладали операции через устройства самообслуживания (платежные терминалы).

В процессе осуществления деятельности по приему платежей физических лиц агентами использовались инновационные инструменты и технологии, примером которых могут служить:

– использование фискального регистратора совместно с программным обеспечением Payment Module, позволяющим учитывать принятые денежные средства;

– автоматическое определение агентами получателя по штрих‑коду;

– усовершенствованное программное обеспечение приема платежей агентами через сеть «Интернет» и с использованием мобильных устройств.

В качестве направлений деятельности на рынке платежных услуг платежные агенты ориентированы Банком России на продвижение способа оплаты через сеть «Интернет», поиск субагентов с широкой географией присутствия, увеличение количества дополнительных платежных терминалов, модернизацию оборудования для приема платежей и внедрение гибкой тарифной политики.

Оператор электронных денежных средств – это кредитная организация, а также небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, является оператором электронных денежных средств.

Для данной категории операторов (банковских и небанковских кредитных организаций) действует уведомительный порядок получения соответствующего статуса и установлены требования, без выполнения которых проведение операций по переводу электронных денежных средств запрещается.

В уведомлении о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств указываются: наименование, место нахождения, номер лицензии на осуществление банковских операций; виды предоставляемых клиентам электронных средств платежа; организации, привлеченные им для оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга, если такие организации привлекаются.

Для осуществления переводов электронных денежных средств, помимо уведомления Банка России, оператор электронных денежных средств обязан установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, в которых должен урегулировать порядок: своей деятельности, связанной с переводом, в том числе при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги, услуги платежного клиринга; предоставления клиентам электронных средств платежа и их использования; обеспечения бесперебойности переводов; рассмотрения претензий и оперативного взаимодействия с клиентами; обмена информацией при осуществлении переводов.

Работа любого оператора по переводу денежных средств, помимо обязательных для исполнения правил, регулируется договорами, заключаемыми с клиентами и другими операторами по переводу денежных средств. Перевод денежных средств происходит за счет денег плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия счета.

Платежная инфраструктура операторов по переводу денежных средств. В 2014 г. были осуществлены мероприятия по преобразованию территориальной сети Банка России, в результате которых 79 главных управлений и национальных банков преобразованы в семь главных управлений с входящими в их состав отделениями (отделениями – национальными банками). В рамках реорганизации были ликвидированы головные расчетно‑кассовые центры.

В 2014 г. уменьшилось количество учреждений операторов по переводу денежных средств на 4,5 % и на 1 января 2015 г. составило 44,5 тыс.: 365 учреждений Банка России и около 44,1 тыс. кредитных организаций, их филиалов и внутренних структурных подразделений[10].

Оператор услуг платежной инфраструктуры – операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр.

Оператором услуг платежной инфраструктуры могут стать кредитная организация, Банк России, Внешэкономбанк и организация, не являющаяся кредитной. Требование о том, что организация должна быть создана в соответствии с российским законодательством, не установлено.

Деятельность оператора основывается на правилах платежной системы и его договорах с участниками платежной системы и другими операторами услуг платежной инфраструктуры.

Требования, предъявляемые к операционному, платежному клиринговому и расчетному центрам различны.

Так, операционный центр создается для того, чтобы обеспечивать обмен электронными сообщениями между участниками платежной системы; участниками платежной системы и их клиентами, платежным клиринговым центром, расчетным центром; платежным клиринговым центром и расчетным центром. При этом операционный центр отвечает за использование информационно‑коммуникационных технологий, от которых зависит работа платежной системы в соответствии с Правилами.

Правилами и договором об оказании операционных услуг может быть предусмотрена обязанность операционного центра обеспечить гарантированный уровень бесперебойности оказания операционных услуг в течение определенного времени.

Платежный клиринговый центр создается, чтобы передавать расчетному центру от имени участников платежной системы их распоряжения, подлежащие исполнению. В платежной системе может быть несколько платежных клиринговых центров.

Платежный клиринговый центр, выступающий плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы, получил название «центрального платежного клирингового контрагента». Эту роль могут выполнять кредитная организация, Банк России или Внешэкономбанк.

В обязанности центрального платежного клирингового контрагента входит:

– иметь достаточно денег для исполнения своих обязательств либо обеспечивать исполнение своих обязательств, в том числе за счет гарантийного фонда, в размере наибольшего обязательства, по которому центральный платежный клиринговый контрагент становится плательщиком, за период, определяемый правилами платежной системы;

– ежедневно осуществлять контроль за рисками неисполнения (ненадлежащего исполнения) участниками платежной системы своих обязательств по переводу денежных средств, применять в отношении участников платежной системы, анализ финансового состояния которых свидетельствует о повышенном риске, ограничительные меры, включая установление максимального размера платежной клиринговой позиции, и предъявлять требования о повышенном размере обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств.

Расчетный центр. Роль расчетного центра могут выполнять кредитная организация, Банк России или Внешэкономбанк.

Расчетный центр исполняет поступившие от платежного клирингового центра распоряжения участников платежной системы путем списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы и (или) банковскому счету центрального платежного клирингового контрагента (при его наличии).

Законом о платежной системе не используется термин «субъекты платежной системы» для обозначения совокупности организаций, взаимодействующих в рамках отдельных платежных систем. Однако в Положении о бесперебойности функционирования платежных систем и анализе рисков в платежных системах[11] Банк России оператора платежной системы, привлеченных им операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы совместно именует субъектами платежной системы. Исходя из положений, изложенных в названном нормативном акте, субъекты платежной системы – это организации, которые обеспечивают бесперебойность функционирования платежной системы: операторы платежной системы, привлеченные ими операторы услуг платежной инфраструктуры и участники платежной системы.

Исходя из приведенного определения организации, являющиеся операторами по переводу денежных средств и операторами электронных денежных средств, относятся к участникам платежной системы, т. е. имеют «двойной» правовой статус в рамках платежной системы.

Участники платежной системы – это организации, присоединившиеся к правилам платежной системы в целях оказания услуг по переводу денежных средств: оператор по переводу денежных средств (в том числе электронных); банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты (индивидуальный предприниматель может получить этот статус наравне с организацией); организации федеральной почтовой связи (услуги почтового перевода).

Если лицо в целях оказания услуг по переводу денежных средств присоединилось к правилам платежной системы, оно становится участником платежной системы. Кроме операторов по переводу денежных средств и операторов электронных денежных средств в качестве участников отдельных платежных систем в Законе о платежной системе (п. 1–3 ст. 21) также указаны: организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 325‑ФЗ «Об организованных торгах»[12], профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 7‑ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»[13]; страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности; органы Федерального казначейства; организации федеральной почтовой связи; центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы[14]; международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки[15]. Указанные лица не являются носителями правовых статусов «оператор по переводу денежных средств» и «оператор электронных денежных средств», а располагают более общим правовым статусом участника платежной системы[16].

Организации федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг входят в состав платежной системы в качестве ее участника. Они оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 № 176‑ФЗ «О почтовой связи»[17]. Участниками платежной системы они становятся после того, как присоединились к Правилам. Банк России вправе запрашивать и получать от этих организаций информацию об осуществлении ими почтовых денежных переводов, за исключением сведений, отнесенных к тайне связи.

Почтовый перевод – это услуга, оказывая которую организации федеральной почтовой связи принимают, обрабатывают, перевозят (передают), доставляют (вручают) деньги с использованием сетей почтовой и электрической связи.

Организации федеральной почтовой связи осуществляют следующие категории переводов: прием перевода от отправителя наличными денежными средствами с выплатой перевода получателю наличными денежными средствами; прием перевода денежных средств от отправителя на расчетный счет подразделений Почты России с выплатой перевода получателю наличными денежными средствами; прием от отправителя наличными денежными средствами с выплатой на расчетный счет получателя. Максимальная сумма 500 тыс. руб. за некоторыми исключениями, установленными законом[18].

Такие участники платежных систем, как профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности, не имеют в качестве основного (профильного) вида деятельности по оказанию платежных услуг, а также иных связанных с нею услуг. Эти лица присоединяются к правилам платежной системы и становятся ее участниками в целях оказания услуг по переводу денежных средств, что необходимо для исполнения обязательств в рамках их основной деятельности.

Участники клиринга, органы Федерального казначейства, являясь участниками платежной системы, участвуют в расчетах в рамках «альтернативных» систем.

Участник клиринга – лицо, которому клиринговая организация оказывает клиринговые услуги на основании заключенного с ним договора об оказании клиринговых услуг; клиринг – определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств (ст. 2 Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности»).

Неттинг (англ. netting) – часть клиринга, процесс, при котором денежные требования клиента засчитываются против его денежных обязательств (т. е. взаимозачёт в области денежного оборота). По результатам неттинга для каждого клиента определяется чистое сальдо – позиция (т. е. остаток на величину денежных требований, если таковые превышали денежные обязательства и наоборот).

Платежные и клиринговые системы имеют принципиальные различия[19]. Согласно Глоссарию терминов, используемых в платежных и расчетных системах (утв. Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, Базель, Швейцария, март 2003 г.)[20], платежная система состоит из ряда инструментов, банковских процедур, которые включают в том числе процедуры клиринга.

Клиринговая система – набор процедур, посредством которых финансовые учреждения представляют и обмениваются данными и (или) документами, относящимися к переводам денежных средств или ценных бумаг другим финансовым учреждениям в одном месте (клиринговой палате). Часто эти процедуры также включают механизм подсчета двусторонних и (или) многосторонних нетто‑позиций участников с целью упрощения расчета по их обязательствам на нетто– или нетто‑нетто‑основе, т. е. клиринговая система предназначена для передачи и проверки поручений о переводе, а также для выполнения иных процедур, включая неттинг (включает процедуры предоставления данных и обмена данными и (или) документами, относящимися к переводам денежных средств или ценных бумаг между финансовыми учреждениями через клиринговую палату, включая центрального контрагента)[21].

Суть клиринга[22] с точки зрения платежной системы заключается в том, что денежные претензии участников клиринга погашаются их же денежными обязательствами посредством взаимного зачета; расчеты между участниками клиринга осуществляются одним платежом обычно один раз в день в виде сальдо входящих и исходящих платежей[23]. Платежные системы, согласно статьям Закона о платежной системе, предназначены для оказания услуг по переводу денежных средств.

Федеральное казначейство является участником платежной системы Банка России, у него и его территориальных органов открыты банковские счета в подразделениях расчетной сети Банка России[24]. Это обусловлено тем, что в современных условиях денежное обращение невозможно вне банковской системы[25].

Его правовое положение определяется Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе»[26], согласно которому в числе прочих полномочий Федеральное казначейство наделено полномочиями по осуществлению операций по кассовому исполнению федерального бюджета.

 

[1] Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86‑ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

[2] См.: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82‑ФЗ «О банке развития» // Рос. газ. 2007. 24 мая.

[3] Демьянец М. В., Елин В. М., Жарова А. К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: монография. М: ЮРКОМПАНИ, 2014. 440 с. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

[4] Правила платежной системы должны быть размещены в месте нахождения оператора платежной системы или на сайте в сети Интернет.

[5] См.: п. 6, 22 ст. 3, ст. 20 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе» // Рос. газ. 30.06.2011.

[6] Новости налогового законодательства. Режим доступа: https:// www.nalog.ru/m31/news/tax_doc_news/4466362/

[7] См.: п. 4–5 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103‑ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» // Российская газета. № 104, 10.06.2009.

[8] Приводится по: Национальная платежная система в 2014 году//Платежные и расчетные системы. Банк России. Анализ и статистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: http://kurscbr.ru/publ/?PrtID=prs&code=105.

[9] См.: Публикация КПРИ «Non‑banks in retail payments» ((http://www.bis.org/publ/cpmi/publ/d118.pdf))

[10] Дополнительные офисы, операционные и кредитно‑кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла.

[11] Положение Банка России от 31.05.2012 № 379‑П «О бесперебойности функционирования платежных систем и анализе рисков в платежных системах» // Вестник Банка России, № 31, 20.06.2012.

[12] Федеральный закон от 21.11.2011 № 325‑ФЗ «Об организованных торгах» // Российская газета, № 266, 26.11.2011.

[13] Федеральный закон от 07.02.2011 № 7‑ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» // Российская газета, № 29, 11.02.2011.

[14] В случае заключения между операторами платежных систем договора о взаимодействии платежных систем и на основании поручения оператора такой платежной системы.

[15] См.: п. 1–3 ст. 21 Федерального закона от 27.06.2011 № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе» // Российская газета, № 139. 30.06.2011.

[16] Подробнее см.: Комаров А. А. Субъекты российских платежных систем: правовые основы статуса// Финансовое право. 2014. № 7. С. 32–38.

[17] Федеральный закон от 17.07.1999 № 176‑ФЗ «О почтовой связи» // Российская газета, № 140–141, 22.07.1999.

[18] См. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176‑ФЗ «О почтовой связи».

[19] См.: п. 2.2.1. Информации Банка России «Платежные системы в России» // Вестник Банка России. 2003. № 64.

[20] «Глоссарий терминов, используемых в платежных и расчетных системах» (утв. Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, Базель, Швейцария, март 2003 г.). Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

[21] См.: Международное и зарубежное финансовое регулирование: институты, сделки, инфраструктура: монография / под ред. А. В. Шамраева. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2014. Ч. 2. Режим доступа: СПС «Консультант‑Плюс».

[22] Правила о клиринге, установленные соответствующим законом о клиринговой деятельности, не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении клиринга в соответствии с законом о платежной системе // см. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 7‑ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» // Российская газета, № 29. 11.02.2011.

[23] Тарасенко О. А. Классификация расчетных небанковских кредитных организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 9. С. 86–91.

[24] См.: п. 2.2. Концепции развития платежной системы Банка России на период до 2015 г. (одобрена решением Совета директоров Банка России от 16.07.2010 г., протокол № 16). Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

[25] Подробнее см.: Альжанова А.Б. Субъекты финансовых правоотношений в области кассового исполнения бюджета: автореф. дис… к.ю.н. Саратов, 2008. С. 7.

[26] Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 27.12.2014) «О Федеральном казначействе» // Российская газета, № 272. 08.12.2004.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.12.2017)
Просмотров: 218 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%