Федеральное казначейство Министерства финансов Российской Федерации (Федеральное казначейство) создано в соответствии с Указом Президента РФ[1] в 1992 г. с целью проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета Российской Федерации, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением и использованием государственных средств, действует на основании Положения о федеральном казначействе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703[2].
Федеральное казначейство – государственное учреждение, являющееся федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющее в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово‑бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности[3].
Федеральное казначейство состоит из Центрального аппарата и 85 территориальных органов в республиках, краях, областях, городах и районах и одной подведомственной организации – Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России»[4], которым открываются банковские счета в учреждениях Банка России по месту их нахождения. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Банком России, общественными объединениями и иными организациями.
По совокупности операций, выполняемых Федеральным казначейством, оно представляет собой платежную, учетную, контрольную и информационную систему в области финансовой деятельности публично‑правовых образований: Российской Федерации; субъектов Российской Федерации (83 единицы); муниципальных образований (24 296 единиц)[5].
Федеральное казначейство, осуществляя кассовое исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы, обеспечивает единство техники, механизма существования бюджетной системы России, а также повышает уровень прозрачности бюджетных финансовых операций.
Кассовые операции – действия, связанные с платежами, осуществляемыми с помощью наличных денег.
Кассовые операции по исполнению бюджета – операции с денежными средствами, которые обеспечивают их движение в наличной и безналичной форме, включающие операции по зачислению денежных средств на счет бюджета (кассовые поступления), а также списание средств с бюджетного счета (кассовые выплаты).
Кассовое обслуживание исполнения бюджета – действия по осуществлению кассовых (платежных) операций и их учет.
Федеральное казначейство и его территориальные органы входят в состав ассоциированных участников системы БЭСП Банка России, что способствует сокращению времени проведения операций со средствами федерального бюджета между счетом Федерального казначейства и счетами территориальных органов по субъектам Российской Федерации.
В течение 2014 г. общее количество органов Федерального казначейства уменьшилось на 0,1 тыс. или на 38,9 % (до 0,2 тыс.). Общее количество открытых в Банке России счетов органов Федерального казначейства составляет 49 тыс., в том числе счета государственных внебюджетных фондов, перешедших с 2014 г. на кассовое обслуживание исполнения своих бюджетов через лицевые счета, открытых ими в органах Федерального казначейства[6].
Федеральное казначейство является оператором программно‑аппаратного комплекса (сайт в Интернете) государственных закупок, который представляет собой единый на всю Россию ресурс, где размещается информация обо всех тендерах, конкурсах и публикуются все контракты, все акты выполненных работ, кто бы ни был заказчиком – муниципальные образования, субъекты Федерации или федеральные структуры. Ведение общероссийского официального сайта государственных закупок выполняется совместно с Министерством экономического развития РФ[7].
Платежи, совершаемые Федеральным казначейством в адрес государственных и муниципальных заказчиков в рамках осуществления функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, а также кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в условиях приема к исполнению и исполнение распоряжений плательщиков в рамках платежной системы Банка России в форме электронного документооборота, имеют важнейшее государственное значение.
Объем платежей Федерального казначейства и его территориальных органов, которые являются участниками электронного обмена платежными документами с Банком России, растет с каждым годом, составляя значительную долю в платежах, проводимых через платежную систему Банка России. В 2014 г. через платежную систему Банка России органами Федерального казначейства было осуществлено 143,3 млн переводов денежных средств на сумму 106,9 трлн руб. (в 2013 г. – 195,5 млн переводов на сумму 74,6 трлн руб.). Подавляющая доля (90,4 %) от общего объема переводов органов Федерального казначейства, как и в предыдущие годы, совершалась с использованием электронной технологии. Средняя сумма одного перевода составила 746 тыс. руб.
Одним из направлений развития системы бюджетных платежей является минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ обеспечение наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), начиная с 2015 г. осуществляется только органами Федерального казначейства. В связи с этим во многих регионах проведены конкурсы по отбору кредитных организаций для оказания услуг по обслуживанию счетов для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям территориальных органов Федерального казначейства.
В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность уплаты платежей в бюджетную систему Российской Федерации только через кредитные организации, подразделения федеральной почтовой связи и кассу местных администраций (для налоговых платежей и страховых взносов) на основе бумажной технологии. Одновременно в рамках пилотных проектов, направленных на минимизацию наличного денежного обращения и использование для расчетов с бюджетом современных платежных инструментов, вводятся расчеты расчетными (дебетовыми) банковскими картами вместо использования денежных чеков и объявлений на взнос наличными. Эти мероприятия позволяют перейти к полномасштабному электронному документообороту при исполнении федерального бюджета.
В соответствии с Концепцией реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 г.[8] Федеральное казначейство осуществляет модернизацию своей платежной системы, на базе которой будут проводиться зачисления в бюджет и выплаты из бюджета с применением современных платежных технологий. На это направлены работы по созданию «электронного казначейства», переходу на обслуживание через единый казначейский счет, совершенствованию системы бюджетных платежей, построению казначейской биллинговой системы и предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Единый казначейский счет – совокупность банковских счетов, открытых в Банке России для осуществления и учета операций в валюте Российской Федерации со средствами бюджетов бюджетной системы, а также операций со средствами иных организаций в случаях, предусмотренных российским законодательством.
Для реализации проекта «Электронное казначейство» создана Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) – централизованная система, обеспечивающая прием, учет и передачу информации между ее участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, многофункциональные центры, взаимодействие которых с ГИС ГМП производится через систему межведомственного электронного взаимодействия.
ГИС ГМП позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по принципу одного окна.
В 2014 г. взаимодействие Банка России с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), в том числе с Минфином России и Федеральным казначейством, получило дальнейшее развитие по совершенствованию взаимодействия банков с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). К концу 2014 г. регистрацию в качестве участников ГИС ГМП завершили 97,5 % кредитных организаций[9]. Через Банк России осуществляется обмен в электронном виде информацией, предусмотренной Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами, между федеральными органами исполнительной власти, подразделениями Банка России и кредитными организациями[10].
[1] Указ Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 «О Федеральном казначействе».
[2] Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе».
[3] П. 1 Положения о федеральном казначействе.
[4] См.: Официальный сайт Федерального казначейства. Режим доступа: http://www.roskazna.ra/o‑kaznachejstve/straktura‑fk/#tabl.
[5] Приводится по: Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.
[6] Статистические данные приводятся по: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. Банк России. Анализ и статистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: http://kurscbr.ru/ publ/?PrtID=prs&code=105
[7] Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.
[8] Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2013, № 227.
[9] Данные приводятся по: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. Банк России. Анализ и статистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: http://kurscbr.ru/ publ/?PrtID=prs&code=105
[10] В целях исполнения требований Налогового кодекса РФ (ст. 46. 60 и 76) выпущено Положение Банка России от 06.11.2014 № 440‑П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах», в котором разработан порядок направления в банк документов налоговых органов, а также порядок направления банком в налоговый орган документов банка в электронной форме через Банк России и перечень указанных документов.
|