Среда, 25.06.2025, 06:56
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие платежной услуги

В процессе осуществления банковской деятельности кредитные организации различных стран постоянно взаимодействуют друг с другом. Сфера такого взаимодействия в большинстве случаев касается безналичных расчетов. В результате возникает состояние интегрированности банковских систем различных стран в области предоставления на взаимной основе платежных услуг. что предполагает применение сходных инструментов платежа, наличие адаптированного программного обеспечения и унифицированного правового регулирования безналичных расчетов.

Наиболее глубокая унификация правового регулирования платежных услуг была осуществлена на уровне Европейского союза. Она явилась следствием глобализации экономики государств – членов ЕС, что в конечном итоге потребовало создания единого платежного пространства[1].

Важными документами общеевропейского законодательства о платежных услугах являются два специальных акта, определяющие базовые принципы единого правового регулирования платежных услуг на европейском пространстве:

– Директива Европейского Парламента и Совета от 13 ноября 2007 г. № 2007/64/ЕС о платежных услугах на внутреннем рынке, вносящая изменения в Директивы 97/7/ЕС, 2002/65/ЕС, 2005/60/ЕС и 2006/48/ЕС и отменяющая Директиву 97/5/ЕС (далее – Директива № 2007/64/ЕС)[2];

– Директива Европейского Парламента и Совета от 16 сентября 2009 г. № 2009/110/СЕ, касающаяся допуска к деятельности учреждений по выпуску электронных денег и ее осуществления, а также о пруденциональном надзоре за этими учреждениями, изменяющая Директивы 2005/60/СЕ и 2006/48/СЕ и отменяющая Директиву 2000/46/СЕ (далее – Директива № 2009/110/СЕ).

Директива № 2009/110/СЕ определяет особенности перевода электронных денежных средств.

Директива № 2007/64/ЕС предусматривает объемный блок правил, которые являются предпосылками для технической и юридической интеграции законодательства о платежных услугах в национальное право стран, входящих в Европейский союз. К таким блокам относятся: специальные принципы оказания платежных услуг; образование платежных организаций; специальный понятийный аппарат законодательства о платежных услугах; специальный порядок осуществления надзора за платежными услугами; специальные инструменты платежа и порядок их применения; права и обязанности операторов и пользователей платежных услуг.

Директива 2007/64/ЕС так определяет понятие платежная услуга: это профессиональный вид деятельности, включающий следующие виды: а) услуги по переводу наличных денег на расчетный счет, а также все операции, необходимые для управления расчетным счетом; б) услуги по снятию наличных денег с расчетного счета, а также все операции, необходимые для управления расчетным счетом; в) совершение платежных операций, включая перевод денежных средств на расчетный счет своего провайдера платежных услуг или любого другого провайдера платежных услуг; г) совершение платежных операций с использованием средств кредитной линии, предоставленной пользователю платежных услуг; д) эмиссию и (или) приобретение платежных инструментов; е) перевод денежных средств; ж) совершение платежной операции, когда плательщик дает согласие на ее проведение с использованием телекоммуникационных, цифровых и информационных технологий, а платеж адресован оператору компьютерных или телекоммуникационных систем или сетей, который выступает исключительно в качестве посредника между пользователем платежных услуг и поставщиком товаров и услуг.

Статьей 1 Директивы 2007/64/ЕС определены субъекты оказания платежных услуг. К ним относятся провайдеры платежных услуг (payment services providers), к числу которых отнесены: кредитные организации[3]; учреждения в сфере электронных денег[4]; почтовые учреждения, которые осуществляют жироплатежи[5] и в соответствии с национальным законодательством уполномочены оказывать платежные услуги; Европейский центральный банк и национальные центральные банки, когда они не выступают в качестве монетарных или других органов власти; государства‑участники или их региональные либо местные власти, когда они не действуют в своем качестве органов власти; платежные учреждения (payment institutions), представляющие собой новый вид специализированных финансовых посредников, регулируемых Директивой 2007/64/ЕС.

Каждый из перечисленных субъектов оказания платежных услуг получает возможность оказания любой из услуг, включенных в перечень профессиональных видов деятельности в соответствии со ст. 4 Директивы 2007/64/ЕС[6].

Нормы и правила указанных Директив, положенные в основу национального законодательства государств – членов ЕС, являются основанием для образования специальной группы норм, имеющих единый специальный предмет правового регулирования – процесс оказания платежных услуг и специальную систему правовых средств и принципов их правового регулирования.

Начало консолидации норм российского законодательства в области регулирования платежных правоотношений положено изданием Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе»[7] (далее – Закон № 161‑ФЗ).

Закон № 161‑ФЗ определяет понятия «платежные услуги» и «перевод денежных средств». Платежные услуги – услуги по переводу денежных средств, услуги почтового перевода и услуги по приему платежей[8].

Данное нормативное определение нельзя признать полным, поскольку оно содержит лишь перечень услуг, не раскрывая их существо и содержание. Представляется правильным привести следующее определение понятия «платежные услуги». Платежные услуги – вид профессиональной деятельности по переводу денежных средств, предоставляемой субъектами оказания платежных услуг (кредитные организации, почтовые отделения, платежные агенты и др.) своим клиентам на договорной основе посредством использования платежных инструментов.

Банк России выделяет пять направлений услуг по переводу денежных средств, оказываемых в рамках зарегистрированных платежных систем[9]:

– переводы денежных средств без открытия банковского счета;

– переводы денежных средств с использованием платежных карт;

– переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах;

– переводы денежных средств физических лиц по их банковским счетам;

– переводы денежных средств по распоряжениям участников о межбанковском переводе денежных средств.

Перевод денежных средств – действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика[10]. Подробнее о переводе денежных средств см. параграф 3.3 настоящего учебника.

Понятие почтового перевода определяется законом о почтовой связи[11]. Почтовый перевод денежных средств – услуга организаций федеральной почтовой связи по приему обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи. Порядок предоставления услуг почтового перевода регламентируется Правилами оказания услуг почтовой связи[12]. Подробнее о порядке осуществления почтового перевода см. параграф 2.6 настоящего учебника.

Услуги по приему платежей оказывают платежные агенты, которые действуют в соответствии с Законом о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами[13] (далее – Закон № 103‑ФЗ).

Услуги по приему платежей – это профессиональная деятельность платежных агентов по приему платежей физических лиц, заключающаяся в проведении двух типов операций: а) по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ; б) по осуществлению платежным агентом последующих расчетов с поставщиком, за исключением расчетов, запрещенных к оплате[14].

Плательщиками по таким платежным услугам могут быть только физические лица, осуществляющие внесение платежным агентам денежных средств в целях исполнения своих денежных обязательств перед поставщиками. Поставщиками товаров, работ или услуг могут быть три типа организаций: а) юридические лица (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, получающие денежные средства плательщиков за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с Законом № 103‑ФЗ; б) юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ; в) органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ[15].

В месте приема платежей платежный агент обязан обеспечить предоставление плательщикам следующей информации: а) адрес места приема платежей; б) наименование и место нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента (в случае приема платежа платежным субагентом); в) идентификационный номер налогоплательщика оператора по приему платежей и платежного субагента; г) наименование поставщика; д) реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком; е) реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом; ж) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту (в случае взимания вознаграждения); з) способы подачи претензий; и) номера контактных телефонов поставщика, оператора по приему платежей и платежного субагента; к) адреса и номера контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

При приеме платежей платежный агент обязан: а) использовать контрольно‑кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства о применении контрольно‑кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт[16]; б) использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов; в) сдавать в кредитную организацию все полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.

Специальный банковский счет открывается для проведения ограниченного перечня операций: а) зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств; б) зачисления денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; в) списания денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; г) списания денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежным агентом не допускается.

При приеме платежей платежный агент вправе взимать с плательщика вознаграждение, размер которого определяется соглашением между платежным агентом и плательщиком. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств (за исключением вознаграждения) с момента их передачи платежному агенту.

В заключении хотелось бы отметить, что ключевыми требованиями ко всем платежным услугам с точки зрения их приемлемости для пользователей являются такие показатели, как безопасность, удобство использования, быстродействие, автоматизация и стоимость. Обозначенные показатели воздействуют на развитие безопасного и эффективного взаимодействия между пользователями и провайдерами при оказании платежных услуг на основе рыночных механизмов. Рыночное взаимодействие координирует установление и формирование цен на платежные инструменты и услуги, а также их предоставление провайдерами платежных услуг пользователям. Регулирование отношений между провайдерами услуг и пользователями при оказании платежных услуг включает в себя процедуры, соглашения, нормативы и договоры[17].

 

[1] Сиземова О. Б. Концепция платежного права и ее роль в построении модели российского банковского права // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 12. С. 74–80.

[2] Перевод на русский язык см.: Платежные и расчетные системы. Международный опыт. Центральный банк Российской Федерации. Вып. 18. 2009. 46 с. Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/publ/?Prtid=prs/.

[3] Ст. 4(1) Директивы Европейского парламента и Совета от 14 июня 2006 г. № 2006/48/ЕС о создании и деятельности кредитных учреждений.

[4] Директива Европейского парламента и Совета от 16 сентября 2009 г. № 2009/110/ЕС об организации, деятельности и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений электронных денег.

[5] Понятие, используемое в зарубежных странах, где (giro) – система денежных переводов, которой могут пользоваться даже те, кто не имеет банковских счетов. Например: в Великобритании жиробанковская система функционирует через почтовые отделения, а жиробанк позволяет клиентам банков осуществлять кредитные переводы (жироплатежи). Министерство социального обеспечения Великобритании использует жирочеки для выплаты социальных пособий. Источник: Экономика. Толковый словарь. – М.: «ИНФРА‑М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк Общая редакция: дэ.н. Осадчая И.М. 2000. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/20995

[6] Брыкин К. И. Финансово‑правовое регулирование платежных услуг // Финансовое право. 2014. № 8. С. 29–34.

[7] Федеральный закон от 27 июня 2011 года№ 161‑ФЗ «О национальной платежной системе» // Российская газета. № 139. 30.06.2011.

[8] См.: п. 17 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе».

[9] См.: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. Банк России. Анализ и статистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: http://kurscbr.ru/publ/?PrtID=prs&code=105.

[10] См.: п. 12 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе».

[11] См.: ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176‑ФЗ «О почтовой связи».

[12] См.: Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».

[13] Федеральный закон от 03.06.2009 № 103‑ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

[14] Перечень товаров, работ и услуг, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, может быть установлен Правительством РФ.

[15] См.: Криворучко С. В., Лопатин В. А. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 456 с. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

[16] Федеральный закон от 22 мая 2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно‑кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

[17] См.: Криворучко С. В. Модернизация национальной платежной системы на основе институционального и инфраструктурного взаимодействия: дисс… докт. эконом, наук: М., 2009. С. 41.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.12.2017)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz


0%