Воскресенье, 24.11.2024, 22:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Мобильные платежные технологии

Широкое использование мобильных телефонов для совершения платежно‑расчетных операций способствовало появлению такого вида деятельности, как мобильная коммерция, который является общим названием, объединяющим различные коммерческие сервисы (кроме услуг связи), использующие мобильный телефон в качестве основного интерфейса пользователя с системами расчетов и платежей[1].

По данным Банка России физические лица стали активнее совершать платежи с использованием мобильных телефонов и сети Интернет. За 2014 г. их количество и объем увеличились на 22,2 % и 67,6 % соответственно. Из 100 платежных поручений, направленных физическими лицами в кредитную организацию электронно, 73 было передано ими через сеть «Интернет» и с использованием мобильного телефона (в 2013 г. – 69).

Мобильный телефон может заменить несколько основных устройств для совершения платежно‑расчетных операций[2].

1. Мобильный телефон может использоваться как банковская карта[3] для хранения информации, содержащейся на банковской карте. Модуль идентификации пользователя (SIM‑карта) в мобильных телефонах представляет собой смарт‑карту (карту со встроенным чипом, аналогичную современным банковским картам). PIN‑код клиента банка и номер счета могут быть записаны на этой SIM‑карте или в памяти телефона, действующих как виртуальная карта.

2. Мобильный телефон может выполнять функции банкомата. Данная функция проявляется при использовании денежных средств, доступ к которым обеспечивает мобильный телефон для оплаты в магазине. В этом случае и телефон, и кассовый аппарат магазина выполняют функцию банкомата по внесению и выдаче наличных денежных средств.

3. Мобильный телефон может играть роль терминала в торгово‑сервисном предприятии, в случае его использования для направления запросов на осуществление операций и установления связи с соответствующим банком для получения разрешения на операцию. В торгово‑сервисном предприятии осуществление операций и установления связи с соответствующим банком для получения разрешения на операцию выполняет кассовый терминал POS: у него есть экран, клавиатура для ввода данных о реквизитах операции и устройство для считывания информации с карты, фиксирующее хранящуюся на ней информацию о клиенте (для подтверждения его личности и нахождения его счета), а также безопасная линия связи с банком. Мобильный телефон может воспроизвести эти функции. При использовании клиентом на своем телефоне виртуальной карты, мобильный телефон в качестве терминала POS сможет ее считать; в иных случаях нужно подсоединить к мобильному телефону устройство для считывания с карт.

4. Мобильный телефон может использоваться как терминал для обслуживания клиентов через Интернет. Банковское обслуживание через Интернет (интернет‑банкинг) удовлетворяет двум основным условиям, необходимым для клиента: возможность контроля (моментальный доступ к любым понадобившимся реквизитам счета) и удобство (возможность дистанционного совершения платежей и денежных переводов). Мобильный телефон и беспроводная связь могут обеспечить клиентам интернет‑терминал.

По результатам исследования пользователей электронных финансовых и платежных сервисов в России e‑Finance User Index 2014, проводимого агентством Markswebb Rank & Report[4], 68,7 % пользователей Интернета в России (19,4 млн человек[5]) используют хотя бы один из сервисов дистанционного банковского обслуживания: интернет‑банк, мобильный банк, SMS‑банк. Больше половины из них используют как минимум два разных типа сервисов дистанционного банковского обслуживания (например, интернет‑банк и мобильный банк), каждый четвертый – три разных типа сервисов. Интернет‑банком для физических лиц пользуется 54,6 % российской интернет‑аудитории (15,4 млн человек), мобильным банком – 38 % (10,8 млн человек), SMS‑банком – 34,3 % (9,7 млн человек).

Результаты исследования Markswebb Rank & Report показали, что:

– 19,6 млн человек совершают хотя бы одну платежную операцию в Интернете каждый месяц;

– 11,7 млн человек совершали хотя бы один раз в месяц платеж через интернет‑банк;

– 8,9 млн человек платят в Интернете банковской картой;

– 7 млн человек совершали онлайн‑платежи с помощью электронных кошельков;

– 6,6 млн человек совершали хотя бы раз в месяц один онлайн‑платеж с мобильного устройства.

В основе мобильных платежных технологий лежит эталонная модель мобильной коммерции, разработанная Open Mobile Alliance (ОМА)[6]. Оказывать клиентам современные мобильные платежные услуги позволяет процесс взаимовыгодной кооперации между банковским и телекоммуникационным сообществами. Порядок взаимодействия участников платежно‑расчетных отношений в модели мобильной коммерции соответствует традиционной структуре платежных систем.

В любой транзакции в рамках модели мобильной коммерции представлены четыре ключевые роли: покупатель, продавец, эмитент (организация, которая обеспечивает покупателя средствами для оплаты товаров и услуг, осуществляет выпуск электронных средств оплаты) и эквайрер (организация, с которой взаимодействует продавец, чтобы получить денежные средства за товары и услуги). Помимо этого, как и в любой другой платежной системе, участниками мобильных платежных систем являются платежные агенты, оператор мобильной связи и платежной системы, процессинговый (операционный) и расчетный центры. Расчетный и клиринговый центры обычно совмещаются в рамках одной кредитной организации, которая выступает в модели мобильной коммерции либо эмитентом, либо эквайрером. Участником платежной системы, выполняющим идентификацию клиентов в соответствии с требованиями законодательства РФ, может являться служба доверенной третьей стороны.

Различными направлениями мобильной коммерции являются услуги мобильного банкинга и мобильных платежей.

Мобильный банкинг – управление банковским счетом с использованием мобильного телефона в качестве устройства идентификации владельца банковского счета[7]. Платежи осуществляются за счет денежных средств, находящихся на банковском счете.

Мобильный банкинг позволяет клиентам за счет оперативного информирования уменьшить риск несанкционированного использования денежных средств на карточном счете и контролировать использование средств, получая сообщения относительно места и времени проведенных операций.

Для использования мобильного банкинга необходимо открыть банковский счет. Для этого клиенту требуется личное присутствие в офисе банка или платежного агента, аккредитованного банком, для прохождения идентификации в целях установления личности клиента в соответствии с требованиями закона № 115‑ФЗ. Идентификации проводится на основании документа, удостоверяющего личность. При наличии у клиента открытого банковского счета для получения услуг мобильного банкинга с мобильного телефона он может зарегистрироваться, отправив текстовое сообщение на конкретный номер. По беспроводной связи на телефон клиента банк пересылает прикладную программу мобильного банкинга, связанную с банковским счетом клиента. После чего клиент регистрирует номер своего телефона, выбирает и вносит свой персональный идентификационный номер (PIN) и запускает программу мобильного банкинга, затем он может совершать платежные операции, получать заработную плату, денежные переводы, другие поступления на банковский счет, а также производить платежи (например, оплачивать счета за коммунальные услуги и т. п.).

Мобильные платежи – совершение платежа при помощи мобильного телефона с использованием разновидностей электронных денег[8]. Мобильные платежи доступны пользователям, не имеющим собственного банковского счета, поскольку осуществляются без использования банковских счетов. Через системы мобильных платежей клиенты могут оплачивать различные товары и услуги, используя денежные средства в виде электронных денег или счет мобильного телефона у оператора сотовой связи.

Мобильные платежные технологии являются основным направлением повышения доступности на территории России банковских услуг с учетом масштабов страны и тенденций к снижению обеспеченности населения офисами банков[9]. Наряду с мобильными телефонами широкие возможности управления своими банковскими счетами и получения комплекса услуг без личного присутствия в отделении банка предоставляют клиентам кредитных организаций системы дистанционного банковского обслуживания.

Тенденция к расширению использования дистанционного банковского обслуживания (ДБО) отразилась в продолжающемся росте количества клиентских счетов с дистанционным доступом, а также операций, совершенных с их использованием. За год количество таких счетов возросло на 13,5 % (до 3,7 млн), они составляли более 65 % от общего количества активных счетов юридических лиц, не являющихся кредитными организациями. При этом количество и объем платежей с использованием электронных технологий увеличились на 9,3 % и 21,5 % (1,3 млрд распоряжений на сумму 499,1 трлн руб.).

Растет с каждым годом и количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях физическим лицам: в 2014 г. таких счетов составило 124,4 млн (около 55 % от общего количества активных счетов), что на 12,6 % больше, чем в 2013 г. Большая часть таких счетов приходилась на счета, предназначенные для совершения операций с расчетными и кредитными картами.

Одним из показателей, характеризующих развитие ДБО, является частота использования корпоративными клиентами кредитных организаций дистанционных каналов доступа при совершении безналичных платежей. В 2014 г. в 82 случаях из 100 юридические лица направляли платежные распоряжения с использованием электронных технологий и лишь в 18 случаях – на бумажных носителях. Доля электронных платежей в общем объеме платежей юридических лиц достигла 89,9 %. В их структуре как по количеству, так по объему преобладали платежи, совершенные через сеть «Интернет» (59,0 % и 77,3 % соответственно).

В 2014 г. абсолютное большинство кредитных организаций предоставляло клиентам возможность дистанционного доступа к счетам для осуществления платежей (94,6 % от общего количества действующих кредитных организаций), из них 94,2 % предоставляли доступ через сеть «Интернет» и 15,1 % – посредством мобильных телефонов.

Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, увеличилось более чем на 12,6 % и составило 128,1 млн. Это более половины (54,1 %) от общего количества активных счетов[10]. Важной предпосылкой для развития в стране инновационных платежных механизмов является инфраструктурная и технологическая обеспеченность. В частности, дальнейшее развитие дистанционного банковского обслуживания через Интернет во многом связано с увеличением числа пользователей Всемирной сети, улучшением качества доступа к ней в различных регионах и повышением информационной безопасности.

По данным международной статистики[11], количество пользователей Интернета во всем мире за последние 10 лет росло в среднем на 12,4 % в год и в 2014 г. составило 2,9 млрд человек (более 40 % всего населения планеты).

При этом из них две трети приходилось на развивающиеся страны. Количество пользователей сети Интернет в России с каждым годом увеличивается. Так, в 2014 г. оно достигло 84,4 млн человек.

Уровень проникновения Интернета тесно связан с размерами населенных пунктов: чем больше населенный пункт, тем значительнее доля жителей, имеющих доступ во Всемирную сеть. Так, в г. Москве и г. Санкт‑Петербурге осенью 2014 г. этот показатель составил 77,2 % и 76,8 % соответственно, а наименьшее значение наблюдалось в селах – 50,2 %.

Благодаря растущей скорости мобильной широкополосной связи и увеличивающемуся внедрению смартфонов индустрия мобильной связи продолжает активно развиваться. Так, к концу 2014 г. количество уникальных абонентов мобильной связи достигло 3,6 млрд[12].

Мобильный банкинг в Российской Федерации является наиболее быстрорастущим сегментом дистанционного банковского обслуживания. По данным ежегодного исследования российского рынка мобильного банкинга, проведенного компанией J'son&Partners Consulting[13], оборот платежей в 2014 г. с его использованием составил 15,2 млрд руб. В рамках проведенного экспресс‑опроса пользователей мобильного банкинга в России более половины респондентов отметили, что используют мобильный банкинг один раз в неделю или чаще[14]. Наиболее используемой функцией является проверка баланса и последних операций[15].

Среди платежей физических лиц количество безналичных платежей, проведенных на основании распоряжений, направленных физическими лицами в кредитные организации электронно, в 2014 г. составляет 9,5 млрд операций на сумму 16,7 трлн руб. Из них через сеть «Интернет» и с использованием мобильных телефонов было отправлено 27,3 % распоряжений, а их доля в общем объеме электронных платежей составила 21,8 %[16].

Смартфоны и рынок трансграничных переводов [17]. Ежегодно в мире проводятся трансграничные платежи на сумму порядка 550 млрд долл., и эта цифра с каждым годом будет увеличиваться. Рынок международных переводов, объединяя более 190 стран, является одним из самых больших рынков финансовых услуг, участниками которого являются банки, регуляторы, платежные системы и другие участники процесса перевода денежных средств.

Несмотря на объем и востребованность, трансграничные переводы до сих пор остаются одним из самых дорогих, фрагментированных и непрозрачных для пользователей финансовых продуктов. В среднем трансграничный перевод обходится в 9 % от суммы перевода, и в отличие от большинства финансовых услуг в силу существующей бизнес‑модели, включающей большое количество организаций‑посредников между отправителем и получателем при осуществлении перевода, его стоимость снижается крайне медленно.

Решением данной проблемы для сегмента Р2Р[18] может стать распространение трансграничных переводов денежных средств с использованием мобильных телефонов. Главным преимуществом этого способа является гораздо более широкое распространение мобильных сервисов среди населения Земли, нежели банковских. К примеру, даже в такой развитой стране, как США, порядка 30–40 миллионов жителей не пользуются услугами банков, в то время как 91,6 %[19] населения использует возможности сетей 3G и 4G. Вторым важным аспектом является большое количество трансграничных переводов с использованием наличных денежных средств, в особенности с участием граждан развивающихся стран.

Электронные платежные услуги, позволяющие осуществлять переводы денежных средств без использования наличных денег, существенно упростят процессы международных переводов денежных средств между конечными пользователями. В США одним из лидеров в этой сфере является компания Хоот, используя мобильное приложение которой, пользователь может переводить деньги и оплачивать счета из США в 33 других странах быстрее и дешевле, чем при использовании Western Union, MoneyGram или при обращении в банк, что является самым дорогим способом осуществить трансграничный перевод. Кроме того, к примеру, перевод денежных средств из США в Индию пройдет через Хоот в режиме реального времени, в то время как при обращении в банки он займет до четырех дней. Отправители денежных средств, имеющие счета в банках, для перевода через Хоот могут использовать в том числе и свои счета, кредитные или дебетовые карты.

Первым шагом в сторону «дигитализации» и повышения доступности трансграничных переводов, а значит, и к расширению аудитории потенциальных пользователей стала возможность использования пред оплаченных карт. Такие известные провайдеры, как Western Union и Netspend, также запустили совместные с другими компаниями проекты предоплаченных сервисов. Современные цифровые банки, у которых изначально отсутствуют отделения, двигаются в том же направлении, но ориентированы скорее не на людей, у которых отсутствует возможность пользоваться банковскими продуктами, а на наиболее продвинутых пользователей Интернета и мобильных устройств. У получателя же денежных средств, в особенности в развивающихся странах, нет иного выхода, кроме как получить переводимую сумму наличными.

Предположительный вариант решения данной проблемы заключается в расширении использования мобильных банковских продуктов и мобильных кошельков, не связанных с банками компаний, в том числе в развивающихся странах. Хорошим примером, иллюстрирующим данный подход, является кенийская система M‑Pesa, в которой на данный момент уже зарегистрировано более 20 миллионов аккаунтов. Мобильные кошельки обладают очень большим потенциалом на рынке трансграничных переводов, предлагая полный отказ от наличных и гораздо более высокую скорость осуществления перевода по сравнению с традиционными провайдерами и позволяя пользователям использовать свои телефоны напрямую для осуществления необходимых им действий (оплата товаров и услуг). Также известные всем, обладающие огромной клиентской базой и необходимыми лицензиями Facebook или WhatsApp имеют возможность выйти на рынок трансграничных переводов либо самостоятельно, либо в партнерстве с уже работающими структурами.

Для пользователей крайне важными аспектами остаются безопасность, цена, удобство использования, скорость и доверие к бренду. В этой связи и новые компании, предлагающие услуги трансграничных переводов денежных средств, и крупные и известные участники этого рынка работают над созданием и развитием своих мобильных сервисов, позволяющих снизить стоимость и сделать более удобным процесс перевода Р2Р[20].

Перспективы внедрения стандарта ISO 20022 [21]. В настоящее время международный стандарт ISO 20022 стремительно набирает популярность во всех областях финансовой деятельности, в том числе благодаря возможности его использования как для внутренних, так и для трансграничных операций.

ISO 20022 – это стандарт и методология создания описаний бизнес‑процессов, сопровождающихся обменом электронными финансовыми сообщениями, а также проектирования схем и форматов этих сообщений.

ISO 20022 представляет собой универсальный язык взаимодействия разных автоматизированных систем участников финансовых и торговых рынков.

В последнее время в связи с активным развитием электронных систем расчетов финансовые организации вынуждены тратить значительные средства на поддержку различных форматов и правил взаимодействия друг с другом при использовании разных инструментов и платежных систем. Более того, попытки стандартизировать данную область привели к кластеризации определенных моделей взаимодействия по соответствующим регионам или отраслям. Стала очевидной потребность в глобальном стандарте, определяющем межотраслевые правила обмена финансовой информацией. С 2002 г. эта работа проводилась в Техническом комитете 68 «Финансовые операции» Международной организации по стандартизации (ISO), и в результате в 2004 г. был официально принят стандарт ISO 20022.

Главное отличие стандарта ISO 20022 от множества ранее существующих заключается в наличии методологии проектирования схем обмена и форматов электронных сообщений. Операции обмена информационными сообщениями являются вспомогательными, они лишь обеспечивают выполнение основных финансовых операций и не могут рассматриваться вне контекста основных операций, что и учитывает методология ISO 20022. Следуя указаниям по созданию стандартов, с использованием формализованного инструментария, основывающегося на языках UML (язык моделирования, который служит для визуализации и проектирования программных систем) и XML (язык разметки, служащий для создания и программной обработки документов), можно смоделировать бизнес‑процессы, соответствующие определенной предметной области, а также необходимые электронные сообщения.

В связи с тем, что область применения методологии ISO 20022 охватывает все финансовые отрасли, обеспечивается «сквозная» обработка информации и, как следствие, существенно снижаются операционные затраты и риск возникновения ошибок за счет отсутствия операций, проводимых с использованием ручного труда как при внутреннем, так и при трансграничном обмене информацией.

Вследствие использования UML и XML реализуется независимость созданных моделей на основе ISO 20022 от какой‑либо определенной технологической платформы. Это означает, что пользователи смогут вносить изменения в свои программные комплексы по мере необходимости, но по‑прежнему пользоваться удобными им бизнес‑моделями на основе ISO 20022.

В настоящее время в процессе проектирования сообщений были исследованы бизнес‑процессы в таких областях, как платежи, операции с ценными бумагами, управление счетами, операции на валютном рынке, операции с использованием банковских карт, торговые операции, корпоративные действия, электронный обмен информацией с государственными и налоговыми органами и др.; определены все возможные виды участников этих процессов, возможные схемы их взаимодействия и состав передаваемой на каждом этапе информации. На основании построенных моделей были получены описания схем и форматов электронных сообщений, реализующих описанные бизнес‑процессы. Они и являются стандартами финансовых сообщений, которые вместе со своими компонентами хранятся в репозитории – централизованном хранилище всех материалов, разработанных по методологии ISO 20022. Открытость и единый для всех областей подход к созданию стандартов обеспечивают универсальность использования ISO 20022.

Первым крупным проектом по внедрению стандарта ISO 20022 стало единое платежное пространство в Европе (SEPA – Single Europe Payment Area), в рамках которого странам‑участницам предписывалось использовать ISO 20022 при переводах денежных средств посредством кредитового перевода и прямого дебетования.

Европейский центральный банк рекомендовал адаптировать данный стандарт для европейской системы валовых расчетов в режиме реального времени TARGET2, в которой переход на ISO 20022 запланирован на 2017 г. Система расчетов по ценным бумагам TARGET2‑Securities на ISO 20022 запущена в 2015 г. Отмечено порядка 200 инициатив от 90 стран по внедрению ISO 20022, среди которых Китай, Япония, США и др.[22]

Инициативы подобного масштаба, безусловно, являются поводом для инициирования работ по данной тематике и в Российской Федерации. Особо перспективной идея перехода на стандарт ISO 20022 представляется в рамках проекта по созданию единого розничного платежного пространства (ЕРПП) в Российской Федерации с его последующим расширением на территории других государств‑участников ЕАЭС[23].

Применение методологии ISO 20022 способствует решению проблемы совместимости национальной платежной системы Российской Федерации с международными платежными системами, повышению доступности российского финансового рынка для иностранных участников, обеспечению непрерывности автоматической обработки электронных расчетных документов коммерческих банков и сообщений корпораций в российских рублях как в кредитных организациях, так и при взаимодействии с платежной системой Банка России.

 

[1] См.: Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.

[2] Подробнее о функционировании международных платежно‑расчетных технологий с использованием мобильных средств см.: Mas, Ignacio, and Kabir Kumar. 2008. Banking on Mobiles: Why, How, for Whom? Focus Note 48. Washington, D. C: CGAP, June. Mas, Ignacio, and Sarah Rotman. 2008. Going Cashless at the Point of Sale: Hits and Misses in Developed Countries. Focus Note 51. Washington, D.C.: CGAP, December (www.cgap.org).

[3] Банковская карта – это принадлежащее клиенту запоминающее устройство, которое выполняет две функции: идентификацию пользователя и идентификацию счета (и учреждения), где находятся финансовые средства пользователя.

[4] Ежегодный репрезентативный опрос более 3 тысяч респондентов. Методика исследования доступна по адресу: http://markswebb.ru/e‑finance/e‑finance‑user‑index/#method

[5] Из расчета 28,3 млн суточной аудитории Интернета в России. Приводится по публикации: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. БанкРоссии. Анализ истатистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: ппр://киг5сЬг. ги/риЫ/?РпГО=рг5&сос1е=105

[6] Информацию об эталонной модели мобильной коммерции см. на информационном портале Инфокоммуникационного союза в Интернете (www.mobilepaymentsrassia.ru).

[7] См.: Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.

[8] См.: Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.

[9] В том числе с использованием сети Интернет, мобильных телефонов, платежных карт, системы «Клиент‑Банк» и т. д.

[10] Счета, по которым с начала года проводился хотя бы один безналичный платеж.

[11] См.: Электронный ресурс: www.itu.int/ict.

[12] По данным отчета компании GSMA Intelligence «The Mobile Economy 2015». Приводится по публикации: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. Банк России. Анализ и статистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: http://kurscbr.ru/publ/?PrtID=prs&code=105.

[13] См.: Электронный ресурс: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/ mobilnyy‑banking‑v‑rfprognozyrynka‑povedenie‑polzovateley‑reyting‑prilojeniy‑20150525095123.

[14] Онлайн‑опрос активных пользователей Интернета и социальных сетей. Приводится по публикации: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. Банк России. Анализ и статистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: http://kurscbr.ru/ publ/?PrtID=prs&code= 105.

[15] См.: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. Банк России. Анализ и статистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: littp://kurscbr.ri^ubl/?PrtID=prs&code=105

[16] Там же.

[17] По материалам статьи «Mobile money: The impact of smartphones on the international remittance market» (Journal of Payments Strategy & Systems, Volume 8, Number 3).

[18] р2р – это person to person, буквально «от персоны к персоне», т. е. такие переводы, которые совершаются от одного физического лица к другому. Источник: http://pokupo.livejournal.com/6475.html.

[19] См.: Global Mobile Statistics 2014, Part A: Mobile Subscribers; Handset Market Share; Mobile Operators (2014, 1st January).

[20] См.: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. Банк России. Анализ и статистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: http://kurscbr.ru/publ/?PrtID=prs&code=105

[21] Раздел написан по: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. БанкРоссии. Анализ истатистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: http://kurscbr.ru/publ/?PrtID=prs&code=105.

[22] См.: The ISO 20022 Adoption Initiatives Report. Режим доступа: http://www.iso20022.org.

[23] См.: Стратегия развития национальной платежной системы Режим доступа: http://www.cbr.ru.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.12.2017)
Просмотров: 243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%