Широкое использование мобильных телефонов для совершения платежно‑расчетных операций способствовало появлению такого вида деятельности, как мобильная коммерция, который является общим названием, объединяющим различные коммерческие сервисы (кроме услуг связи), использующие мобильный телефон в качестве основного интерфейса пользователя с системами расчетов и платежей[1].
По данным Банка России физические лица стали активнее совершать платежи с использованием мобильных телефонов и сети Интернет. За 2014 г. их количество и объем увеличились на 22,2 % и 67,6 % соответственно. Из 100 платежных поручений, направленных физическими лицами в кредитную организацию электронно, 73 было передано ими через сеть «Интернет» и с использованием мобильного телефона (в 2013 г. – 69).
Мобильный телефон может заменить несколько основных устройств для совершения платежно‑расчетных операций[2].
1. Мобильный телефон может использоваться как банковская карта[3] для хранения информации, содержащейся на банковской карте. Модуль идентификации пользователя (SIM‑карта) в мобильных телефонах представляет собой смарт‑карту (карту со встроенным чипом, аналогичную современным банковским картам). PIN‑код клиента банка и номер счета могут быть записаны на этой SIM‑карте или в памяти телефона, действующих как виртуальная карта.
2. Мобильный телефон может выполнять функции банкомата. Данная функция проявляется при использовании денежных средств, доступ к которым обеспечивает мобильный телефон для оплаты в магазине. В этом случае и телефон, и кассовый аппарат магазина выполняют функцию банкомата по внесению и выдаче наличных денежных средств.
3. Мобильный телефон может играть роль терминала в торгово‑сервисном предприятии, в случае его использования для направления запросов на осуществление операций и установления связи с соответствующим банком для получения разрешения на операцию. В торгово‑сервисном предприятии осуществление операций и установления связи с соответствующим банком для получения разрешения на операцию выполняет кассовый терминал POS: у него есть экран, клавиатура для ввода данных о реквизитах операции и устройство для считывания информации с карты, фиксирующее хранящуюся на ней информацию о клиенте (для подтверждения его личности и нахождения его счета), а также безопасная линия связи с банком. Мобильный телефон может воспроизвести эти функции. При использовании клиентом на своем телефоне виртуальной карты, мобильный телефон в качестве терминала POS сможет ее считать; в иных случаях нужно подсоединить к мобильному телефону устройство для считывания с карт.
4. Мобильный телефон может использоваться как терминал для обслуживания клиентов через Интернет. Банковское обслуживание через Интернет (интернет‑банкинг) удовлетворяет двум основным условиям, необходимым для клиента: возможность контроля (моментальный доступ к любым понадобившимся реквизитам счета) и удобство (возможность дистанционного совершения платежей и денежных переводов). Мобильный телефон и беспроводная связь могут обеспечить клиентам интернет‑терминал.
По результатам исследования пользователей электронных финансовых и платежных сервисов в России e‑Finance User Index 2014, проводимого агентством Markswebb Rank & Report[4], 68,7 % пользователей Интернета в России (19,4 млн человек[5]) используют хотя бы один из сервисов дистанционного банковского обслуживания: интернет‑банк, мобильный банк, SMS‑банк. Больше половины из них используют как минимум два разных типа сервисов дистанционного банковского обслуживания (например, интернет‑банк и мобильный банк), каждый четвертый – три разных типа сервисов. Интернет‑банком для физических лиц пользуется 54,6 % российской интернет‑аудитории (15,4 млн человек), мобильным банком – 38 % (10,8 млн человек), SMS‑банком – 34,3 % (9,7 млн человек).
Результаты исследования Markswebb Rank & Report показали, что:
– 19,6 млн человек совершают хотя бы одну платежную операцию в Интернете каждый месяц;
– 11,7 млн человек совершали хотя бы один раз в месяц платеж через интернет‑банк;
– 8,9 млн человек платят в Интернете банковской картой;
– 7 млн человек совершали онлайн‑платежи с помощью электронных кошельков;
– 6,6 млн человек совершали хотя бы раз в месяц один онлайн‑платеж с мобильного устройства.
В основе мобильных платежных технологий лежит эталонная модель мобильной коммерции, разработанная Open Mobile Alliance (ОМА)[6]. Оказывать клиентам современные мобильные платежные услуги позволяет процесс взаимовыгодной кооперации между банковским и телекоммуникационным сообществами. Порядок взаимодействия участников платежно‑расчетных отношений в модели мобильной коммерции соответствует традиционной структуре платежных систем.
В любой транзакции в рамках модели мобильной коммерции представлены четыре ключевые роли: покупатель, продавец, эмитент (организация, которая обеспечивает покупателя средствами для оплаты товаров и услуг, осуществляет выпуск электронных средств оплаты) и эквайрер (организация, с которой взаимодействует продавец, чтобы получить денежные средства за товары и услуги). Помимо этого, как и в любой другой платежной системе, участниками мобильных платежных систем являются платежные агенты, оператор мобильной связи и платежной системы, процессинговый (операционный) и расчетный центры. Расчетный и клиринговый центры обычно совмещаются в рамках одной кредитной организации, которая выступает в модели мобильной коммерции либо эмитентом, либо эквайрером. Участником платежной системы, выполняющим идентификацию клиентов в соответствии с требованиями законодательства РФ, может являться служба доверенной третьей стороны.
Различными направлениями мобильной коммерции являются услуги мобильного банкинга и мобильных платежей.
Мобильный банкинг – управление банковским счетом с использованием мобильного телефона в качестве устройства идентификации владельца банковского счета[7]. Платежи осуществляются за счет денежных средств, находящихся на банковском счете.
Мобильный банкинг позволяет клиентам за счет оперативного информирования уменьшить риск несанкционированного использования денежных средств на карточном счете и контролировать использование средств, получая сообщения относительно места и времени проведенных операций.
Для использования мобильного банкинга необходимо открыть банковский счет. Для этого клиенту требуется личное присутствие в офисе банка или платежного агента, аккредитованного банком, для прохождения идентификации в целях установления личности клиента в соответствии с требованиями закона № 115‑ФЗ. Идентификации проводится на основании документа, удостоверяющего личность. При наличии у клиента открытого банковского счета для получения услуг мобильного банкинга с мобильного телефона он может зарегистрироваться, отправив текстовое сообщение на конкретный номер. По беспроводной связи на телефон клиента банк пересылает прикладную программу мобильного банкинга, связанную с банковским счетом клиента. После чего клиент регистрирует номер своего телефона, выбирает и вносит свой персональный идентификационный номер (PIN) и запускает программу мобильного банкинга, затем он может совершать платежные операции, получать заработную плату, денежные переводы, другие поступления на банковский счет, а также производить платежи (например, оплачивать счета за коммунальные услуги и т. п.).
Мобильные платежи – совершение платежа при помощи мобильного телефона с использованием разновидностей электронных денег[8]. Мобильные платежи доступны пользователям, не имеющим собственного банковского счета, поскольку осуществляются без использования банковских счетов. Через системы мобильных платежей клиенты могут оплачивать различные товары и услуги, используя денежные средства в виде электронных денег или счет мобильного телефона у оператора сотовой связи.
Мобильные платежные технологии являются основным направлением повышения доступности на территории России банковских услуг с учетом масштабов страны и тенденций к снижению обеспеченности населения офисами банков[9]. Наряду с мобильными телефонами широкие возможности управления своими банковскими счетами и получения комплекса услуг без личного присутствия в отделении банка предоставляют клиентам кредитных организаций системы дистанционного банковского обслуживания.
Тенденция к расширению использования дистанционного банковского обслуживания (ДБО) отразилась в продолжающемся росте количества клиентских счетов с дистанционным доступом, а также операций, совершенных с их использованием. За год количество таких счетов возросло на 13,5 % (до 3,7 млн), они составляли более 65 % от общего количества активных счетов юридических лиц, не являющихся кредитными организациями. При этом количество и объем платежей с использованием электронных технологий увеличились на 9,3 % и 21,5 % (1,3 млрд распоряжений на сумму 499,1 трлн руб.).
Растет с каждым годом и количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях физическим лицам: в 2014 г. таких счетов составило 124,4 млн (около 55 % от общего количества активных счетов), что на 12,6 % больше, чем в 2013 г. Большая часть таких счетов приходилась на счета, предназначенные для совершения операций с расчетными и кредитными картами.
Одним из показателей, характеризующих развитие ДБО, является частота использования корпоративными клиентами кредитных организаций дистанционных каналов доступа при совершении безналичных платежей. В 2014 г. в 82 случаях из 100 юридические лица направляли платежные распоряжения с использованием электронных технологий и лишь в 18 случаях – на бумажных носителях. Доля электронных платежей в общем объеме платежей юридических лиц достигла 89,9 %. В их структуре как по количеству, так по объему преобладали платежи, совершенные через сеть «Интернет» (59,0 % и 77,3 % соответственно).
В 2014 г. абсолютное большинство кредитных организаций предоставляло клиентам возможность дистанционного доступа к счетам для осуществления платежей (94,6 % от общего количества действующих кредитных организаций), из них 94,2 % предоставляли доступ через сеть «Интернет» и 15,1 % – посредством мобильных телефонов.
Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, увеличилось более чем на 12,6 % и составило 128,1 млн. Это более половины (54,1 %) от общего количества активных счетов[10]. Важной предпосылкой для развития в стране инновационных платежных механизмов является инфраструктурная и технологическая обеспеченность. В частности, дальнейшее развитие дистанционного банковского обслуживания через Интернет во многом связано с увеличением числа пользователей Всемирной сети, улучшением качества доступа к ней в различных регионах и повышением информационной безопасности.
По данным международной статистики[11], количество пользователей Интернета во всем мире за последние 10 лет росло в среднем на 12,4 % в год и в 2014 г. составило 2,9 млрд человек (более 40 % всего населения планеты).
При этом из них две трети приходилось на развивающиеся страны. Количество пользователей сети Интернет в России с каждым годом увеличивается. Так, в 2014 г. оно достигло 84,4 млн человек.
Уровень проникновения Интернета тесно связан с размерами населенных пунктов: чем больше населенный пункт, тем значительнее доля жителей, имеющих доступ во Всемирную сеть. Так, в г. Москве и г. Санкт‑Петербурге осенью 2014 г. этот показатель составил 77,2 % и 76,8 % соответственно, а наименьшее значение наблюдалось в селах – 50,2 %.
Благодаря растущей скорости мобильной широкополосной связи и увеличивающемуся внедрению смартфонов индустрия мобильной связи продолжает активно развиваться. Так, к концу 2014 г. количество уникальных абонентов мобильной связи достигло 3,6 млрд[12].
Мобильный банкинг в Российской Федерации является наиболее быстрорастущим сегментом дистанционного банковского обслуживания. По данным ежегодного исследования российского рынка мобильного банкинга, проведенного компанией J'son&Partners Consulting[13], оборот платежей в 2014 г. с его использованием составил 15,2 млрд руб. В рамках проведенного экспресс‑опроса пользователей мобильного банкинга в России более половины респондентов отметили, что используют мобильный банкинг один раз в неделю или чаще[14]. Наиболее используемой функцией является проверка баланса и последних операций[15].
Среди платежей физических лиц количество безналичных платежей, проведенных на основании распоряжений, направленных физическими лицами в кредитные организации электронно, в 2014 г. составляет 9,5 млрд операций на сумму 16,7 трлн руб. Из них через сеть «Интернет» и с использованием мобильных телефонов было отправлено 27,3 % распоряжений, а их доля в общем объеме электронных платежей составила 21,8 %[16].
Смартфоны и рынок трансграничных переводов [17]. Ежегодно в мире проводятся трансграничные платежи на сумму порядка 550 млрд долл., и эта цифра с каждым годом будет увеличиваться. Рынок международных переводов, объединяя более 190 стран, является одним из самых больших рынков финансовых услуг, участниками которого являются банки, регуляторы, платежные системы и другие участники процесса перевода денежных средств.
Несмотря на объем и востребованность, трансграничные переводы до сих пор остаются одним из самых дорогих, фрагментированных и непрозрачных для пользователей финансовых продуктов. В среднем трансграничный перевод обходится в 9 % от суммы перевода, и в отличие от большинства финансовых услуг в силу существующей бизнес‑модели, включающей большое количество организаций‑посредников между отправителем и получателем при осуществлении перевода, его стоимость снижается крайне медленно.
Решением данной проблемы для сегмента Р2Р[18] может стать распространение трансграничных переводов денежных средств с использованием мобильных телефонов. Главным преимуществом этого способа является гораздо более широкое распространение мобильных сервисов среди населения Земли, нежели банковских. К примеру, даже в такой развитой стране, как США, порядка 30–40 миллионов жителей не пользуются услугами банков, в то время как 91,6 %[19] населения использует возможности сетей 3G и 4G. Вторым важным аспектом является большое количество трансграничных переводов с использованием наличных денежных средств, в особенности с участием граждан развивающихся стран.
Электронные платежные услуги, позволяющие осуществлять переводы денежных средств без использования наличных денег, существенно упростят процессы международных переводов денежных средств между конечными пользователями. В США одним из лидеров в этой сфере является компания Хоот, используя мобильное приложение которой, пользователь может переводить деньги и оплачивать счета из США в 33 других странах быстрее и дешевле, чем при использовании Western Union, MoneyGram или при обращении в банк, что является самым дорогим способом осуществить трансграничный перевод. Кроме того, к примеру, перевод денежных средств из США в Индию пройдет через Хоот в режиме реального времени, в то время как при обращении в банки он займет до четырех дней. Отправители денежных средств, имеющие счета в банках, для перевода через Хоот могут использовать в том числе и свои счета, кредитные или дебетовые карты.
Первым шагом в сторону «дигитализации» и повышения доступности трансграничных переводов, а значит, и к расширению аудитории потенциальных пользователей стала возможность использования пред оплаченных карт. Такие известные провайдеры, как Western Union и Netspend, также запустили совместные с другими компаниями проекты предоплаченных сервисов. Современные цифровые банки, у которых изначально отсутствуют отделения, двигаются в том же направлении, но ориентированы скорее не на людей, у которых отсутствует возможность пользоваться банковскими продуктами, а на наиболее продвинутых пользователей Интернета и мобильных устройств. У получателя же денежных средств, в особенности в развивающихся странах, нет иного выхода, кроме как получить переводимую сумму наличными.
Предположительный вариант решения данной проблемы заключается в расширении использования мобильных банковских продуктов и мобильных кошельков, не связанных с банками компаний, в том числе в развивающихся странах. Хорошим примером, иллюстрирующим данный подход, является кенийская система M‑Pesa, в которой на данный момент уже зарегистрировано более 20 миллионов аккаунтов. Мобильные кошельки обладают очень большим потенциалом на рынке трансграничных переводов, предлагая полный отказ от наличных и гораздо более высокую скорость осуществления перевода по сравнению с традиционными провайдерами и позволяя пользователям использовать свои телефоны напрямую для осуществления необходимых им действий (оплата товаров и услуг). Также известные всем, обладающие огромной клиентской базой и необходимыми лицензиями Facebook или WhatsApp имеют возможность выйти на рынок трансграничных переводов либо самостоятельно, либо в партнерстве с уже работающими структурами.
Для пользователей крайне важными аспектами остаются безопасность, цена, удобство использования, скорость и доверие к бренду. В этой связи и новые компании, предлагающие услуги трансграничных переводов денежных средств, и крупные и известные участники этого рынка работают над созданием и развитием своих мобильных сервисов, позволяющих снизить стоимость и сделать более удобным процесс перевода Р2Р[20].
Перспективы внедрения стандарта ISO 20022 [21]. В настоящее время международный стандарт ISO 20022 стремительно набирает популярность во всех областях финансовой деятельности, в том числе благодаря возможности его использования как для внутренних, так и для трансграничных операций.
ISO 20022 – это стандарт и методология создания описаний бизнес‑процессов, сопровождающихся обменом электронными финансовыми сообщениями, а также проектирования схем и форматов этих сообщений.
ISO 20022 представляет собой универсальный язык взаимодействия разных автоматизированных систем участников финансовых и торговых рынков.
В последнее время в связи с активным развитием электронных систем расчетов финансовые организации вынуждены тратить значительные средства на поддержку различных форматов и правил взаимодействия друг с другом при использовании разных инструментов и платежных систем. Более того, попытки стандартизировать данную область привели к кластеризации определенных моделей взаимодействия по соответствующим регионам или отраслям. Стала очевидной потребность в глобальном стандарте, определяющем межотраслевые правила обмена финансовой информацией. С 2002 г. эта работа проводилась в Техническом комитете 68 «Финансовые операции» Международной организации по стандартизации (ISO), и в результате в 2004 г. был официально принят стандарт ISO 20022.
Главное отличие стандарта ISO 20022 от множества ранее существующих заключается в наличии методологии проектирования схем обмена и форматов электронных сообщений. Операции обмена информационными сообщениями являются вспомогательными, они лишь обеспечивают выполнение основных финансовых операций и не могут рассматриваться вне контекста основных операций, что и учитывает методология ISO 20022. Следуя указаниям по созданию стандартов, с использованием формализованного инструментария, основывающегося на языках UML (язык моделирования, который служит для визуализации и проектирования программных систем) и XML (язык разметки, служащий для создания и программной обработки документов), можно смоделировать бизнес‑процессы, соответствующие определенной предметной области, а также необходимые электронные сообщения.
В связи с тем, что область применения методологии ISO 20022 охватывает все финансовые отрасли, обеспечивается «сквозная» обработка информации и, как следствие, существенно снижаются операционные затраты и риск возникновения ошибок за счет отсутствия операций, проводимых с использованием ручного труда как при внутреннем, так и при трансграничном обмене информацией.
Вследствие использования UML и XML реализуется независимость созданных моделей на основе ISO 20022 от какой‑либо определенной технологической платформы. Это означает, что пользователи смогут вносить изменения в свои программные комплексы по мере необходимости, но по‑прежнему пользоваться удобными им бизнес‑моделями на основе ISO 20022.
В настоящее время в процессе проектирования сообщений были исследованы бизнес‑процессы в таких областях, как платежи, операции с ценными бумагами, управление счетами, операции на валютном рынке, операции с использованием банковских карт, торговые операции, корпоративные действия, электронный обмен информацией с государственными и налоговыми органами и др.; определены все возможные виды участников этих процессов, возможные схемы их взаимодействия и состав передаваемой на каждом этапе информации. На основании построенных моделей были получены описания схем и форматов электронных сообщений, реализующих описанные бизнес‑процессы. Они и являются стандартами финансовых сообщений, которые вместе со своими компонентами хранятся в репозитории – централизованном хранилище всех материалов, разработанных по методологии ISO 20022. Открытость и единый для всех областей подход к созданию стандартов обеспечивают универсальность использования ISO 20022.
Первым крупным проектом по внедрению стандарта ISO 20022 стало единое платежное пространство в Европе (SEPA – Single Europe Payment Area), в рамках которого странам‑участницам предписывалось использовать ISO 20022 при переводах денежных средств посредством кредитового перевода и прямого дебетования.
Европейский центральный банк рекомендовал адаптировать данный стандарт для европейской системы валовых расчетов в режиме реального времени TARGET2, в которой переход на ISO 20022 запланирован на 2017 г. Система расчетов по ценным бумагам TARGET2‑Securities на ISO 20022 запущена в 2015 г. Отмечено порядка 200 инициатив от 90 стран по внедрению ISO 20022, среди которых Китай, Япония, США и др.[22]
Инициативы подобного масштаба, безусловно, являются поводом для инициирования работ по данной тематике и в Российской Федерации. Особо перспективной идея перехода на стандарт ISO 20022 представляется в рамках проекта по созданию единого розничного платежного пространства (ЕРПП) в Российской Федерации с его последующим расширением на территории других государств‑участников ЕАЭС[23].
Применение методологии ISO 20022 способствует решению проблемы совместимости национальной платежной системы Российской Федерации с международными платежными системами, повышению доступности российского финансового рынка для иностранных участников, обеспечению непрерывности автоматической обработки электронных расчетных документов коммерческих банков и сообщений корпораций в российских рублях как в кредитных организациях, так и при взаимодействии с платежной системой Банка России.
[1] См.: Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.
[2] Подробнее о функционировании международных платежно‑расчетных технологий с использованием мобильных средств см.: Mas, Ignacio, and Kabir Kumar. 2008. Banking on Mobiles: Why, How, for Whom? Focus Note 48. Washington, D. C: CGAP, June. Mas, Ignacio, and Sarah Rotman. 2008. Going Cashless at the Point of Sale: Hits and Misses in Developed Countries. Focus Note 51. Washington, D.C.: CGAP, December (www.cgap.org).
[3] Банковская карта – это принадлежащее клиенту запоминающее устройство, которое выполняет две функции: идентификацию пользователя и идентификацию счета (и учреждения), где находятся финансовые средства пользователя.
[4] Ежегодный репрезентативный опрос более 3 тысяч респондентов. Методика исследования доступна по адресу: http://markswebb.ru/e‑finance/e‑finance‑user‑index/#method
[5] Из расчета 28,3 млн суточной аудитории Интернета в России. Приводится по публикации: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. БанкРоссии. Анализ истатистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: ппр://киг5сЬг. ги/риЫ/?РпГО=рг5&сос1е=105
[6] Информацию об эталонной модели мобильной коммерции см. на информационном портале Инфокоммуникационного союза в Интернете (www.mobilepaymentsrassia.ru).
[7] См.: Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.
[8] См.: Национальная платежная система. Бизнес‑энциклопедия / В. В. Адрианов, М. Я. Букирь, С. А. Бутенко и др.; ред. – сост. А. С. Воронин. М: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. 424 с.
[9] В том числе с использованием сети Интернет, мобильных телефонов, платежных карт, системы «Клиент‑Банк» и т. д.
[10] Счета, по которым с начала года проводился хотя бы один безналичный платеж.
[11] См.: Электронный ресурс: www.itu.int/ict.
[12] По данным отчета компании GSMA Intelligence «The Mobile Economy 2015». Приводится по публикации: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. Банк России. Анализ и статистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: http://kurscbr.ru/publ/?PrtID=prs&code=105.
[13] См.: Электронный ресурс: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/ mobilnyy‑banking‑v‑rfprognozyrynka‑povedenie‑polzovateley‑reyting‑prilojeniy‑20150525095123.
[14] Онлайн‑опрос активных пользователей Интернета и социальных сетей. Приводится по публикации: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. Банк России. Анализ и статистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: http://kurscbr.ru/ publ/?PrtID=prs&code= 105.
[15] См.: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. Банк России. Анализ и статистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: littp://kurscbr.ri^ubl/?PrtID=prs&code=105
[16] Там же.
[17] По материалам статьи «Mobile money: The impact of smartphones on the international remittance market» (Journal of Payments Strategy & Systems, Volume 8, Number 3).
[18] р2р – это person to person, буквально «от персоны к персоне», т. е. такие переводы, которые совершаются от одного физического лица к другому. Источник: http://pokupo.livejournal.com/6475.html.
[19] См.: Global Mobile Statistics 2014, Part A: Mobile Subscribers; Handset Market Share; Mobile Operators (2014, 1st January).
[20] См.: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. Банк России. Анализ и статистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: http://kurscbr.ru/publ/?PrtID=prs&code=105
[21] Раздел написан по: Национальная платежная система в 2014 году // Платежные и расчетные системы. БанкРоссии. Анализ истатистика. 2016. Вып. 50. Режим доступа: http://kurscbr.ru/publ/?PrtID=prs&code=105.
[22] См.: The ISO 20022 Adoption Initiatives Report. Режим доступа: http://www.iso20022.org.
[23] См.: Стратегия развития национальной платежной системы Режим доступа: http://www.cbr.ru.
|