Современное социально‑экономическое положение Крыма не соответствует ни имеющимся возможностям развития экономики Крыма, ни вызовам времени. По большинству показателей развития Крым существенно уступает другим регионам России и государствам Причерноморья, а по индексу устойчивого развития входит в число регионов с очень низким уровнем. При этом имеющийся природно‑климатический, человеческий, производственно‑технологический потенциал Крыма используется крайне неэффективно. Крым во многом утратил образ ведущего оздоровительного центра и одного из самых привлекательных мест для жизни на постсоветском пространстве.
Происходящий в настоящее время переход к новому технологическому укладу открывает возможности для опережающего развития регионов, способных стать центрами притяжения умов и капитала. Вкладывая ресурсы в перспективные направления формирования нового технологического уклада, такие регионы создают центры научно‑технологического превосходства и ранее других осваивают новые возможности глобального социально‑экономического развития. Тем самым они первыми выходят на новую волну экономического роста, извлекая сверхприбыль в региональном и мировом масштабе. Необходимая для этого стратегия развития заключается в активизации имеющихся конкурентных преимуществ на ключевых направлениях роста нового технологического уклада, скорейшем освоении его ключевых факторов (нано‑, био‑, информационно‑коммуникационных технологий) для опережающего развертывания конкурентоспособных на мировом рынке производств.
Крым располагает рядом конкурентных преимуществ, активизация которых позволит привлечь инвестиции в перспективных направлениях становления нового технологического уклада для модернизации существующих и создания новых производств, способных стать региональными и глобальными центрами экономического роста. Это, прежде всего, накопленный потенциал в сфере здравоохранения и рекреации, входящей в число несущих отраслей нового технологического уклада. Развитие этой отрасли на основе достижений клеточной медицины и технологий генетической диагностики, освоенных в ряде институтов российской Академии наук, а также современных методов профилактического лечения позволит вернуть Крыму статус наиболее привлекательной здравницы на территории России и СНГ, многократно увеличить объем предоставляемых услуг, в том числе на круглогодичной основе.
Опережающее развитие здравоохранения и рекреации будет сопровождаться модернизацией курортного хозяйства, становлением современных фармацевтических производств и медицинской промышленности, опирающихся на местную сырьевую базу.
Опережающее развитие здравоохранения и рекреации станет локомотивом роста для многих смежных отраслей экономики: гостиничного и ресторанного бизнеса, туристических услуг, розничной торговли, культурно‑развлекательных, спортивных, экскурсионных услуг и т. п.
К числу других несущих отраслей нового технологического уклада, имеющих хорошие перспективы развития в Крыму, относятся образование, наука и информатика. С участием авторитетных российских вузов и институтов РАН в Крыму могут быть созданы крупные научно‑образовательные центры мирового уровня. Их становление будет сопровождаться формированием научно‑технических парков и бизнес‑инкубаторов, которые станут центрами роста инновационной активности по широкому спектру направлений экономического развития. Параллельное развитие бизнес‑образования, особенно в сфере инновационного менеджмента, позволит подготовить необходимые для этого кадры. При создании благоприятных условий для размещения образовательных учреждений, целенаправленных усилиях со стороны ведущих российских вузов и при поддержке соответствующих государственных ведомств образование и наука могли бы стать второй по значимости после курортно‑рекреационного хозяйства отраслью специализации экономики Крыма.
Опережающее развитие образования, науки, здравоохранения и рекреации будет сопровождаться быстрым ростом применения современных информационно‑коммуникационных технологий, развертыванием телекоммуникационных сетей и средств связи на передовой технологической основе.
Наращивание научно‑технического потенциала в сфере наук о жизни даст импульс для модернизации агропромышленного комплекса. Внедрение передовых биотехнологий позволит многократно поднять эффективность растениеводства и животноводства, что с наличием емкого рынка сбыта позволит существенно нарастить объемы производства сельского хозяйства и пищевой промышленности. Восстановление на новой технологической основе орошаемого растениеводства, птицеводства, свиноводства и других высокоорганизованных отраслей сельского хозяйства позволит существенно расширить возможности развития агропромышленного комплекса. Одновременно необходимо создание новых мощностей по переработке сельхозпродукции с целью как удовлетворения внутреннего спроса на продукты питания, так и, с учетом его сезонных колебаний, полного использования имеющегося сельскохозяйственного сырья.
С использованием современных технологий промышленного выращивания морепродуктов и ценных пород рыбы перспективным является развитие рыбного хозяйства и аквакультуры, в том числе в акватории Азовского моря. Для этого потребуются государственные инвестиции в создание соответствующей инфраструктуры, в том числе в рамках программ восстановления рыбных ресурсов Азовского моря.
Дальнейшее развитие традиционных для Крыма виноделия и виноградарства возможно при условии одновременного увеличения рынков сбыта в крупных городах России и масштабных инвестиций в расширение сырьевой базы и производственных мощностей отрасли.
Особое значение для сбыта плодоовощной и ягодной продукции имеет развитие тепличных хозяйств, которые позволяют приблизить период вызревания растений к началу курортного сезона. Создание условий для массового строительства теплиц на основе современных технологий является императивом для успешного развития растениеводства в Крыму.
Наличие в Крыму колоссального биоразнообразия, включая широкую гамму эндемиков, позволяет развивать современные технологии экспериментального семеноводства и фармакологии с использованием передовых достижений генной инженерии. В перспективе, в сочетании с имеющимся в Российской, Российской сельскохозяйственной и Российской медицинской академиях наук научным потенциалом, это позволит создать мощный кластер биоинженерных компаний, работающих в масштабах мирового рынка.
Перечисленные выше приоритетные направления долгосрочного развития крымской экономики сочетают хорошие перспективы роста в новых и традиционных направлениях на основе использования сравнительных преимуществ, а также большой мультипликативный эффект. Здравоохранение и рекреация, образование и наука, модернизированный агропромышленный комплекс образуют ядро, развитие которого на основе нового технологического уклада способно стать локомотивом быстрого роста всей экономики Крыма. Развитие иных ее отраслей должно сочетаться с этим ядром и содействовать наращиванию его конкурентных преимуществ. Это означает, в частности, необходимость модернизации топливно‑энергетического, химико‑металлургического и транспортного комплексов на основе экологически чистых технологий, соблюдение жестких экологических требований в жилищно‑коммунальном хозяйстве, строительстве, машиностроении и других отраслях промышленности.
Использование передовых нанотехнологий открывает широкие возможности для развития гелиоэнергетики. С учетом климатических преимуществ Крыма и его острой энергодефицитности перспективным направлением является широкое использование современных солнечных батарей. Темпы роста данной отрасли могут быть исключительно высокими – в десятилетней перспективе доля электроэнергии, вырабатываемой на основе солнечной энергии, может составить более четверти совокупного потребления. В сочетании с ветровой и геотермальной энергией, формированием распределенных систем теплоснабжения, широким внедрением энергосберегающих технологий это позволит перейти в Крыму к энергетике за счет собственной генерации. Это, в свою очередь, даст импульс развитию электротехнической промышленности. Реализация данного направления требует энергетического районирования территории Крыма с целью жесткого соблюдения экологических ограничений, включая сохранение природной среды обитания для перелетных птиц и эндемического биоразнообразия.
Развитие общественного транспорта должно вестись с учетом приоритетности экологически чистых технологий. В частности, необходима модернизация железнодорожного пассажирского сообщения с резким увеличением скорости перевозок на основе передовых технологий. Целесообразно дальнейшее развитие троллейбусного сообщения, а также переход на электромобили в сфере коммунального хозяйства и общественного транспорта на основе технологий, разработанных для г. Москвы. Перспективным является развитие современных канатных дорог, позволяющих перевозить как пассажиров, так и грузовые контейнеры.
Развитие дорожного хозяйства должно ориентироваться, прежде всего, на пассажирские перевозки и удовлетворение внутренних потребностей в обороте грузов. Рост перевозок не должен затруднять движение пассажирского транспорта и ухудшать состояние природной среды. Формирование коридоров скоростного перемещения грузов железнодорожным и автомобильным транспортом с организацией их перевалки в специализированных портовых терминалах не должно препятствовать реализации приоритетных направлений социально‑экономического развития Крыма – здравоохранения, рекреации, образования и агропромышленного комплекса. С учетом планов по сооружению транспортного перехода через Керченский пролив, наличия железнодорожного сообщения, перспективным районом развития грузовых морских перевозок является керченский транспортный узел.
В морских перевозках весьма перспективным представляется развитие пассажирского транспорта. Необходимо восстановить прибрежное морское сообщение на основе современных высокоскоростных судов, изготавливаемых в Крыму, а также провести реконструкцию портового хозяйства. Крым мог бы стать также центром организации черноморского круизного бизнеса, а также всех видов морского отдыха, опирающегося на местные конкурентные преимущества. Развитие марины даст импульс развитию судостроения, портового хозяйства, сферы соответствующих услуг.
Приоритетное развитие перечисленных выше направлений создаст зону опережающего роста Крымской экономики в долгосрочной перспективе с темпом не менее 15 % по объемам производства услуг и товаров и до 25 % в год по объемам инвестиций. Через многообразные обратные связи это обеспечит ежегодный прирост валового регионального продукта Крыма на 10 % в год, инвестиций – 15–20 %, занятости – до 7 % в год, реальных доходов населения – не менее 8 % в год. При этом наряду с кластерами новых производств в сфере биотехнологий, здравоохранения и рекреации, агропромышленного, топливно‑энергетического и транспортного комплексов необходима модернизация и развитие иных сложившихся в Крыму производств. В том числе – внедрение нанотехнологий в производство красителей и другой продукции химико‑металлургического комплекса, расширение спектра выпускаемой полиграфической продукции, расширение изготовления мебели, развитие различных сборочных и сервисных машиностроительных производств. В связи с масштабным наращиванием инвестиций резко возрастут объемы строительных и монтажных работ, мощный импульс получит развитие промышленности стройматериалов. Потребуется глубокая модернизация жилищно‑коммунального хозяйства, строительного комплекса и промышленности стройматериалов.
Модернизация и развитие сложившихся в Крыму отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, топливно‑энергетического и химико‑металлургического комплексов должны вестись с жестким соблюдением экологических ограничений. Общим принципом должно стать последовательное уменьшение антропогенной нагрузки на природную среду. Внедрение современных технологий утилизации отходов, газо– и водоочистки, проведение природо‑восстановительных и природоохранных мероприятий даст дополнительный импульс экономическому развитию, включая создание новых для Крыма производств и видов деятельности.
При реализации охарактеризованных выше исходных положений стратегии опережающего развития в Концепции социально‑экономического развития экономики Крыма на 10‑летний период могут быть обоснованы следующие целевые ориентиры: рост регионального ВВП – в 2,5 раза, инвестиций – в 4 раза, потребления населения – в 2 раза. Повысится эффективность экономики: удвоится производительность труда, не менее чем вдвое снизится энергоемкость. При этом должен существенно повыситься уровень жизни населения. Опережающее развитие здравоохранения и рекреации, образования и науки, жесткое соблюдение экологических ограничений позволят кардинально улучшить качество жизни и не менее чем на пять лет увеличить ее среднюю продолжительность. Крым станет одним из наиболее привлекательных мест для жизни и работы в России и СНГ.
Для обеспечения этих темпов роста необходимо устранение узких мест, основными из которых являются: отсутствие внутренних источников долгосрочного финансирования, неразвитость инфраструктуры, неудовлетворительное экологическое состояние значительной части территории. Важнейшим условием реализации настоящей концепции опережающего развития Крыма является расшивка этих узких мест, что требует применения специальных управленческих решений и новых хозяйственных механизмов.
В условиях глубокого кризиса трудно рассчитывать на наращивание бюджетных расходов на инвестиционные цели. Достижение последних возможно за счет привлечения внешних инвестиций, основными источниками которых являются: долгосрочные кредиты российских институтов развития, прямые инвестиции корпораций, специализирующихся в перечисленных выше видах деятельности, а также инвестиции частных лиц в жилищное строительство и малый бизнес. В настоящее время активизация этих источников весьма затруднительна вследствие плохого инвестиционного имиджа региона, недоверия и слабой информированности потенциальных инвесторов, общей депрессивной ситуации в мировой и национальной экономиках. Для преодоления этих негативных факторов и стимулирования инвестиционной активности необходимо создание специальных институтов развития, предоставление гарантий и сопровождение инвестиций, формирование механизмов быстрого и огражденного от коррупции согласования и утверждения разрешительных документов, принятие правовых норм, обеспечивающих привлекательный инвестиционный климат и эффективное управление территорией.
Для обеспечения условий реализации долгосрочной стратегии Крыма, направленной на интенсивное социально‑экономическое развитие региона, и формирования необходимой инфраструктуры предлагается предпринять следующие шаги:
1. Создать Институт Стратегического Развития Крыма (ИСРК), который должен решать следующие задачи:
• разработка и научно‑методическое сопровождение долгосрочной стратегии социально‑экономического развития Крыма;
• подготовка предложений по изменениям нормативно‑правовой базы Крыма;
• участие в разработке концепции и программ развития Крыма и индикативных планов их реализации;
• создание информационно‑аналитической базы для разработки приоритетных инвестиционных проектов в регионе;
• адаптация инвестиционных проектов под нормативные требования Крыма.
2. Возобновить на новой основе работу Агентства Регионального Развития Крыма, придав ему функции ведущего института развития в регионе и возложив на него решение следующих задач:
• реализация долгосрочной стратегии социально‑экономического развития Крыма, разработка и осуществление целевых программ социально‑экономического развития Крыма;
• всемерное содействие привлечению инвестиций в развитие экономики Крыма, разработка предложений по совершенствованию нормативно‑правовой базы инвестиционной деятельности, осуществление мер по стимулированию инвестиционной и инновационной активности;
• определение приоритетных направлений региональной инвестиционной политики, формирование механизмов их реализации;
• создание системы государственно‑частного партнерства в реализации инвестиционной политики;
• выявление инвестиционных потребностей отраслей, городов и районов Крыма, проведение инвестиционного районирования территории, содействие максимально полному использованию ее экономического потенциала;
• оценка эффективности управления имуществом и использования имущественных прав, принадлежащих Крыму и органам местного самоуправления, проведение мероприятий по ее повышению в пределах предоставленных полномочий;
• содействие представителям частного бизнеса и инвесторам во взаимодействии с государственными органами и получении государственной поддержки;
• содействие росту инвестиционной привлекательности Крыма путем формирования позитивного имиджа республики.
3. В целях практического обеспечения реализации стратегии социально‑экономического развития Крыма, привлечения необходимых для этого инвестиций, стимулирования инвестиционной и инновационной активности создать Инвестиционно‑финансовую Корпорацию Развития Крыма, основными задачами которой станут:
• улучшение инвестиционного климата путем оказания широкого спектра услуг инвесторам, включая предоставление гарантий и выделение кредитов, в том числе малому и среднему бизнесу;
• обеспечение поступательного увеличения капитализации имущественного комплекса Крыма на основе поддержания механизмов его расширенного воспроизводства за счет последовательного наращивания капиталовложений;
• реализация приоритетных инвестиционных проектов, в том числе направленных на модернизацию транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
• формирование конкурентоспособных, экономически эффективных и социальнозначимых проектных рядов;
• привлечение финансирования на реализацию инвестиционных проектов, сформированных в рамках стратегии развития Крыма, в том числе путем вхождения инвесторов в капитал отдельных проектных компаний, а в перспективе и самой Корпорации, привлечения банковских кредитов, размещения облигационных займов;
• контроль и управление процессом реализации инвестиционных проектов, обеспечение интересов государства в организации инвестиционной деятельности.
Для эффективной работы охарактеризованных выше институтов развития, как и исполнительной власти в целом, необходима соответствующая нормативно‑правовая база. Она должна обеспечить возможность концентрации ресурсов на перспективных направлениях развития, создание благоприятного инвестиционного климата, соответствие властных полномочий органов управления и степени их ответственности за результаты социально‑экономического развития Крыма, упорядочивание отношений землепользования. Прежде всего, речь идет о полномочиях по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, которое в настоящее время фактически осуществляется децентрализовано и без учета интересов государства. Для этого целесообразно разработать и принять следующие специальные правовые нормы:
1. Законодательство о распоряжении имуществом, находящемся в государственной и муниципальной собственности на территории Крыма. В частности, необходимо установить процедуру внесения земельных участков и недвижимого имущества в уставный капитал обществ с участием государственных и муниципальных образований.
2. Законодательство об особых условиях инвестиционной деятельности на территории Крыма, которое, среди прочего, должно предусматривать льготный налоговый режим в течение периода самоокупаемости (включая освобождение от налога на прибыль и упрощенную процедуру возмещения НДС), «дедушкину» оговорку (условия, действующие для инвестора на момент вхождения в проект, не должны ухудшаться в дальнейшем), гарантии от политических рисков и пр. Необходимо на законодательном уровне закрепить полномочия и правовые особенности функционирования Агентства регионального развития и Корпорации развития Крыма с установлением принципа «единого окна» для инвестиционных проектов.
3. Особенности практической реализации существующих правовых норм в отношении ограничений хозяйственной деятельности в двухкилометровой приморской зоне, которые должны закрепить исключительные права государства на управление земельными ресурсами в прибрежной зоне, переход на арендные отношения землепользования (за исключением жилых домов в исторических поселениях), определить целевое назначение земельных участков и процедуру районирования земель, ответственность Агентства развития Крыма за соблюдение целевого назначения земельных участков, используемых при осуществлении проектов, реализуемых в данной зоне. При этом устанавливается переходный период для приведения отношений землепользования в прибрежной зоне в соответствие с их целевым назначением, установленными экологическими и строительными нормами, определенными законом правовыми формами землепользования. Законодательно необходимо предусмотреть механизм компенсаций для субъектов хозяйствования, не отвечающих установленным требованиям, который включает предоставление эквивалентных земельных участков за пределами двухкилометровой зоны.
4. Законодательство об экологических требованиях к хозяйственной деятельности, предусматривающее дополнительные права органов власти Крыма по установлению предельных норм загрязнения и санкций за их превышения, требования экологической паспортизации всех объектов природопользования и хозяйственной деятельности, а также стимулы по внедрению энергосберегающих технологий. При этом средства, собираемые за счет штрафов за загрязнение, платежей за использование природных ресурсов, экологических сборов должны направляться на проведение природоохранных и природовосстановительных мероприятий в Крыму;
5. Региональные особенности трудового, миграционного и административного законодательства с целью устранения барьеров для привлечения иностранных специалистов, предпринимателей, инвесторов, преподавателей, студентов, а также клиентов учреждений здравоохранения и рекреации, прибывающих на длительный срок.
Реализация настоящих предложений, наряду с указанными выше законодательными актами и положениями об институтах развития, потребует разработки и принятия Прогноза, Концепции и Стратегии социально‑экономического развития Крыма на 10‑летний период, целевых программ реализации ее приоритетных направлений, индикативного плана социально‑экономического развития Крыма на предстоящий пятилетний период.
|