Понедельник, 25.11.2024, 00:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Товарные рынки н их типология

Антимонопольное законодательство направлено на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защиту конкуренции и создание условии для эффективного фушсционирования товарных рынков.

Учитывая, что возможные нарушения антимонопольного законодательства имеют место на товарных рынках, и они же являются объектами антимонопольного регулирования, необходимо рассмотреть различные типы товарных рынков с точки зрения наличия или отсутствия на них конкурентных отношений между их участниками. Принято выделять четыре классических модели рынка:

-рынок совершенной конкуренции;

-                   рынок монополистической конкуренции;

-олигополистический рынок;

-                   монополистический рынок.

Рынок совершенной конкуренции - это такая рыночная ситуация, при которой на рынке действует много продавцов и покупателей идентичного товара, и ни один из них самостоятельно не способен повлиять на цену товара, регулируя объем продаж. Этот рынок характеризуется следующими условиями:

-                   большое количество продавцов и покупателей товара;

-каждый из продавцов имеет столь незначительную долю на рынке, что не может самостоятельно влиять на уровень текущих цен;

-                    однородность и взаимозаменяемость конкурирующих товаров;

-отсутствие барьеров вхождения на рынок и выхода с него;

-                    абсолютная мобильность движения ресурсов;

-               полная информировашюсть участников о ценах и условиях предпринимательской деятельности;

-                   отсутствие ценовых ограничений;

-ни один субъект рынка не обладает рыночной властью.

Совершенная конкуренция - исторически первый и наиболее простой тип рынка. Именно он явился той средой, где между изначально равными субъектами рынка зародилось соперничество, которое последовательно вело к расслоению, выделению наиболее крупных и агрессивных участников рыночного процесса, формировало стремление отдельных участников подчинить своему контролю определенные фрагменты рынка, т.е. создало условия для возникновения монополии.

Совершенная конкуренция в настоящее время характерна для рынков отдельных товаров и услуг - рынка ценных бумаг, рынка отдельных сельскохозяйственных товаров, отдельных продовольственных товаров повседневного спроса, услуг общественного питания, туристических, зрелищноразвлекательных услуг и др. При такой ситуации производители и продавцы борются за покупателя на рынке, расширяют ассортимент, повышают качество товаров и услуг, снижают издержки производства и обращения, разрабатывают и реализуют политику стимулирования сбыта товаров.

В условиях совершенной конкуренции на рынке может сложиться ситуация длительного равновесия, при которой участники не получают ни прибыли, ни убытков, так как вынуждены продавать товар по цене, равной средним издержкам на его производство.

На рынке совершенной конкуренции возможна недобросовестная конкуренция среди участников. Для ее выявления и пресечения государство должно вырабатывать и реализовывать конкурентную политику.

Рынок монополистической конкуренции предполагает дифференциацию продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка. Этот рынок характеризуется следующими условиями:

—множество продавцов и покупателей товара;

-каждый участник обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой;

—отсутствие барьеров вхождения на рынок и выхода из него;

-дифференцированность продукции по ассортименту, качеству, упаковке, дизайну, эргономике, формам продаж и послепродажного обслуживания, гарантиям, качеству обслуживания и др.;

— наличие некоторой рыночной власти в отношении определенных групп покупателей;

-практически невозможны тайные сговоры и согласованные действия участников рынка с целью искусственного повышения цен или ограничения объема продаж.

На таком рынке потребители отдают предпочтение продукции определенного производителя (поставщика, продавца) и в ряде случаев платят более высокую цепу за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Продавцы и покупатели больше не связаны между собой стихийно, как в условиях совершенной конкуренции.

Каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, потребительскими свойствами, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. В этих условиях фирма может стать монополистом своей марки товара и за счет этого получить реальную рыночную власть над покупателями своей продукции. За счет этого фирма может повышать или понижать цену на свой товар независимо от конкурентов. Однако, учитывая, что такой рынок является открытым для новых участников-конкурентов, фирма не может быть абсолютно независимой на рынке, в т. ч. и в вопросах установления и изменения цен.

Политику поведения фирмы на рынке монополистической конкуренции во многом определяет не уровень цен других продавцов аналогичного товара, а степень приверженности покупателей к конкретной марке товара конкретного производителя. При этом основным фактором конкурентоспособности товара является уникальность комбинации потребительских и иных свойств товара в глазах покупателя. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей такие инструменты, как рекламные кампании, конкуренция сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента, внешнего вида и упаковки, месторасположение и др.

На рынке монополистической конкуренции важнейшую роль играет реклама, которая не всегда может быть достоверной, что расценивается как проявление недобросовестной конкуренции. Для создания условий для цивилизованного рынка, защиты интересов потребителей продукции государство разрабатывает специальное рекламное законодательство и реализует конкурентную политику.

Олигополистический рынок характеризуется небольшим количеством поставщиков и серьезными барьерами для входа в пего.

Основные условия этого рынка следующие:

-небольшое число сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной или незначительно различающейся продукции;

—значительные и примерно одинаковые доли каждого продавца на рынке;

—значительное количество покупателей товара;

-                 высокие барьеры для входа на рынок;

-                  взаимозависимость участников-продавцов.

На олигополистическом рынке фирмы применяют разнообразные методы неценовой конкуренции, используя инструменты стимулирования сбыта и продвижения товаров.

Действия участников на таком рынке могут быть как конкурентными, так и монополистическими в зависимости от характеристики рынка и поведения других участников. С учетом этого возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативная и кооперативная.

При некооперативном поведении каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Если фирма считает, что снижение цены поможет ей (или совместно с другими участниками) вытеснить конкурента с рынка, то она может начать ценовую войну. Под ценовой войной понимается цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Но цены могут снижаться до определешюго предела - пока цена не упадет до уровня предельных издержек. От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители товара

Кооперативное поведение означает достижение соглашений, учитывающих возможные действия других производителей. Соглашения бывают явные и тайные. Явные соглашения имеют юридически оформленный вид - это различного рода объединения, союзы н другие формы кооперативного поведения. Такие соглашения способствуют образованию картелей. Под картелем понимают объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Образование картелей требует выработки совместной стратегии, установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Картельные рынки, как правило, это краткосрочные образования. Это связано с тем, что имеется возможность подрыва картельного соглашения отдельной фирмой, которая желает получить дополнительную прибыль за счет расширения своего сбыта в ущерб картельным продажам.

Тайное соглашение или сговор - это негласное соглашение о ценах, о разделе рынка и других способах ограничения конкуренции, которые противоречат действующему законодательству и преследуются по закону. Если между участниками сговора достигнута твердая договоренность о поведении на рынке, то олигополия фактически преобразуется в монополию. Но тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольно высокая цена привлекают в отрасль и на рынок новых производителей (поставщиков), что приводит к конкурентным отношениям. Чем больше участников рынка, тем труднее им договориться между собой или поддерживать ранее достигнутое тайное соглашение о поведении на рынке.

В целях пресечения различного рода незаконных соглашений, сговоров, злоупотребления участниками олигополистического рынка своим положением государство вырабатывает и реализует жесткую антимонопольную политику и проводит работу по антимонопольному регулированию.

Монополистический рынок представляет собой такую организацию рынка, при которой на рынке существует единстве1шый продавец определенного товара, не имеющего близких заменителей. В таких условиях продавец (а в ряде случаев и производитель) способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему диктовать свою цену потребителю и другие условия поставки и реализации товара. За счет этого фирма (продавец, производитель) получает реальную рыночную власть, т.е. способность влиять на цену товара, и имеет возможность получать максимальную монопольно высокую прибыль. При отсутствии конкуренции фирма не стремится контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования, повышать качество своего товара, ориентироваться на удовлетворение запросов потребителей. Рынок представлен одной фирмой — монополистом. При этом зачастую понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Такая ситуация получила название «чистая монополия».

Чистая монополия является противоположностью совершенной конкуренции. В масштабах страны такая ситуация встречается довольно редко (газовая промышленность - ОАО «Газпром», производство боропродуктов - ОАО «БОР», реализация алмазов - фирма Де Бирс). Однако на локальных рынках (в масштабах города, района, населенного пункта или части его) такая ситуация довольно типична. На рынке действует одна котельная, одна телевизионная компания, одни аэропорт, одна страховая компания, один банк, один книжный магазин и т.д.

Чистая монополия обычно возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт уникален, велики барьеры для вступления в отрасль. Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс - на естественные и природные факторы производства или иные исключительные права.

Отличительными чертами монополии являются:

-единственный поставщик (продавец) товара монополист;

-реализуемый товар уникален, у него нет заменителей;

-у покупателя нет свободы выбора, и он вынужден покупать товар по предлагаемой монополистом цене;

-полный контроль монополиста над ценой товара, объемом продаж и условиями продаж (абсолютная рыночная власть);

-наличие высоких и зачастую непреодолимых барьеров для входа на рынок конкурентам;

-полное отсутствие конкуренции.

В ряде случаев монополия экономически выгодна. Речь идет о так называемых естественных монополиях. Они существуют в отраслях, где конкуренция независимо от уровня спроса невозможна или экономически неэффективна. Естественные монополии обладают исключительным правом на деятельность, сохраняют свое монопольное положение неопределенно долгое время, как правило, принадлежат государству или регулируются им. Естествешше монополии являются примером чистой монополии.

Другой вид монополий - это временные монополии. Их деятельность носит временный характер, и они утрачивают свое монопольное положение под влиянием конкуренции или в результате реализации государственных программ демонополизации экономики.

Монополии, которые появились в результате рыночной конкурентной борьбы, принято называть экономическими монополиями. Такие монополии, обладая рыночной властью, вынуждены считаться с возникновением потенциальной конкуренции и ограничивать рост цен на свою продукцию.

В условиях административно-командной системы могут существовать административные монополии, основанные на государственной собственности на средства производства и действующие в условиях товарного дефицита и значительного ограничения рынка. Рынки искусственно закрыты от поступления товаров-заменителей (субститутов), в т.ч. импортных, конкуренция отсутствует и ее возникновение без разрешения административных органов невозможно. Административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью, чем экономическая монополия.

Фирма-монополист, стремясь получить максимальную прибыль, имеет возможность назначать разные цены на один и тот же товар для различных групп покупателей. Тем самым она может проводить политику ценовой дискриминации, которая осуществима при трех условиях:

1.        Продавец должен быть монополистом и обладать монопольной властью, т.е. иметь возможность контролировать производство и ценообразование.

2.    Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные группы (классы), каждая из которых имеет готовность платить за продукт.

3.     Первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу другому лицу, т.е. он является и конечным потребителем этого блага.

В целях защиты интересов потребителей государство вправе регулировать н контролировать деятельность монополий, прежде всего чистых и естественных. Государство регулирует цены и определяет условия поведения таких монополий на рынке. Они работают по единому публичному договору, условия которого одинаковы для всех потребителей, и не могут никому отказать в заключении договора. Государство может установить максимальную цену для монополиста, которая равна предельным издержкам. Такая цена называется общественно-оптимальной ценой.

Возможна ситуация, когда на рынке действует один покупатель товара (услуги) при множестве продавцов. Эта ситуация называется «монопсония», т.е. монополия со стороны покупателя. В этом случае покупатель (монопсонист) имеет возможность закупать товар по установленной им низкой цене, которая называется монопольно низкой ценой. Фирма-монопсонист может использовать свою власть и сократить объем закупок, нарушить сложившееся равновесие на рынке, что приведет к понижению закупочных цен и увеличению массы прибыли фирмы.

Поведение фирмы-монопсониста на рынке такое же, как и у фирмы- монополиста. При злоупотреблении им своим исключительным положением на рынке к этому участнику, так же как и к монополисту, могут быть применены меры воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Монополистические рынки наиболее опасны для общества. Они должны находиться под постоянным вниманием уполномоченных государственных органов, которые осуществляют антимонопольное регулирование в соответствии со специальной антимонопольной политикой, основанной на антимонопольном законодательстве.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.12.2017)
Просмотров: 214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%