Под монополизмом обычно понимают активные действия монопольных структур на рынке, направленные на получение своих преимуществ в процессе взаимоотношений с другими субъектами хозяйствования и противоречащие общественным интересам. Такие действия являются результатом злоупотребления монополистами своей рыночной властью.
С начала 90-х годов прошлого века в России активно проводится государственная политика, направленная на поддержку конкуренции и ограничение монополизма. Монополизм, сложившийся к концу 80-х годов, обладал уникальными чертами, отличающими его от классической монополии. Генетически он сформировался не в результате эффективной хозяйственной стратегии, умелого использования технологических инноваций, анализа динамики рыночной конъюнктуры, а вследствие тотального огосударствления экономики с присущей ей административно-командной системой управления.
Начиная с середины 20-х годов XX века, в СССР создавалась система промышленного производства, нацеленная на подъем уровня общественного производства и состоящая из замкнутых, ориентированных на собственное воспроизводство структур, подменивших цели общественного развития своими собственными. Этими чертами монополизма обладало не отдельное предприятие, а ведомство, возглавляющее и управляющее отраслью народного хозяйства. Ведомственно-бюрократическая форма монополии в России создавалась на базе государственной собственности директивным путем и не имела аналогов ни с управленческой точки зрения, ни с организационной.
Государственный монополизм в течение всего периода социалистического развития сопровождался огромной концентрацией экономической власти на всех уровнях и функциональных направлениях централизованного планирования и управления экономикой. В этот период активно реализовывались принципы так называемой эффективной организации общественного производства: концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование. Генеральной линией экономического развития было укрупнение предприятий, создание специализированных комплексов, что неизбежно вело к появлению и укреплению монопольных структур. В условиях транспортных, ресурсных и оборонных ограничений исключалась какая-либо возможность стимулирования конкурентных начал, способствовавших повышению народнохозяйственной эффективности. Не случайно за долгие годы функционирования таких структур не удалось сформировать действенной системы расходования ресурсов.
Отсутствие рыночных принципов управления и распределения ресурсов, централизованное размещение инвестиций явились предпосылками формирования своеобразного технологического монополизма. Монополизм пронизывал все сферы и отрасли советской экономики, все уровни подсистемы организации и управления. Он переплетался с монополизацией других сфер общественной жизни, ставя личность в подчиненное, приниженное положение по отношению к административным и хозяйственным уровням управления. Воспроизводство и устойчивость монопольных структур обеспечивались системой экономических и внеэкономических факторов, которые играли ведущую роль.
Современный этап развития экономики страны характеризуется перестройкой экономической политики государства, диверсификацией форм собственности, либерализацией условий хозяйствования, созданием рыночных структур, демонополизацией и развитием конкурентной среды на рынке, в т. ч. за счет развития малого и среднего предпринимательства.
Процесс экономических преобразований, ориентированных на создание конкурентной рыночной системы, является достаточно длительным. В этот период на рынке продолжают функционировать крупные монопольные структуры, обладающие реальной рыночной властью.
К основным проявлениям монополизма в современных условиях следует отнести:
- ценовой диктат, выражающийся в установлении и применении монопольными участниками рынка монопольно высоких или монопольно низких цен;
- навязывание монополистом потребителям продукции невыгодных для них условий поставки товаров;
- необоснованное сокращение объемов поставок товаров на рынок с целью создания дефицита и последующего за этим повышения цен на товары;
- неправомерный отказ от заключения договоров с отдельными участниками рынка;
- рост издержек производства и обращения товаров за счет применения более дорогих исходных материалов, использования несовершенных технологий, устаревшего оборудования с покрытием всех дополнительных и необоснованных затрат за счет потребителя;
- отсутствие интереса к внедрению достижений научно-технического прогресса в производство, повышению производительности труда и качества продукции;
- создание барьеров и препятствий выходу на рынок новых участников- конкурентов, всяческое ограничение конкуренции;
- создание олигархических структур, достижение гласных и негласных соглашений, как по вертикали, так и по горизонтали;
- получение необоснованных преференций и преимуществ от властных структур, не способствующих достижению общественных интересов;
- возрождение государствешюго экономического монополизма путем создания государственных корпораций и иных высококонцентрированных форм хозяйствования, занимающих на рынке абсолютное исключительное положение и имеющих практически неограниченный доступ к общенациональным ресурсам и государственным финансам и др.
В целях борьбы с проявлениями монополизма, ограничения рыночной власти монополий, содействия развитою конкуренции в странах с рыночной экономикой разрабатывается антимонопольное законодательство, вырабатывается и реализуется антимонопольная политика, основ анная на нормах конкурентного права, осуществляется антимонопольное регулирование.
|