Четверг, 28.11.2024, 18:01
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Защита государством интересов общества от проявлений монополизма

Экономика не может развиваться вне государства. При этом государство применительно к экономике руководствуется как рыночными, так и нерыночными ориентирами. В целях защиты интересов общества государство выполняет свои функции. К основным функциям государства в части экономического регулирования, имеющим важнейшее значение для эффективного функционирования всей национальной экономики, следует отнести следующие:

Создание и поддержание законного правопорядка.

Для реализации этой функции законодательная власть государства определяет единые правила честной хозяйственной игры на рынке путем принятия законов и иных нормативных актов, обязательных для применения на всей территории государства всеми участниками экономических отношений. Исполнительная власть обеспечивает исполнение этих правил, создает и обеспечивает эффективное функционирование исполнительных органов на всех уровнях хозяйствования. Правоохранительные органы пресекают нарушения правил (законов) и защищают интересы всех участников рынка. Судебная власть восстанавливает нарушенные права и свободы граждан и бизнеса, руководствуясь при этом принятыми в установленном порядке законами.

За счет реализации этой функции создается правовой механизм функционирования всей экономической системы. К числу важнейших правовых актов следует отнести законы, определяющие взаимоотношения государства и бизнеса, в том числе в части уплаты налогов, взаимоотношения работодателей и работников, правила пользования национальными природными ресурсами, порядок выхода хозяйствующих субъектов на рынок, правила поведения участников на рынке, меры по защите конкуренции и ограничению рыночной власти монополий и др.

Макроэкономическое регулирование, осуществляемое посредством воздействия на общие условия хозяйствования через денежно-финансовую, кредитную и конкурентную политику.

Государство имеет исключительную прерогативу организовывать и контролировать денежное обращение и за счет этого влияет на динамику выпуска продукции, занятости и цен в рыночной экономике. Такое регулирование возможно и эффективно в условиях конкуренции на товарных рынках. Поэтому государство разрабатывает и реализует меры антимонопольной политики, запрещает ограничение конкуренции, сговоры и другие методы недобросовестного поведения на рынке.

Наиболее значимыми направлениями макроэкономического регулирования являются:

- денежное регулирование;

- валютное регулирование;

- кредитное регулирование;

- налоговое регулирование;

 

- регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности;

- антимонопольное регулирование и защита конкуренции.

Микроэкономическое регулирование, осуществляемое путем воздействия на эффективность хозяйства в конкретных отраслях и секторах экономики.

Для России, отличающейся от других государств наличием региональных факторов, дифференциацией освоения территорий, различиями в экономическом развитии отдельных территорий, выработка и реализация эффективных мер микроэкономического регулирования имеет огромное значение.

Необходимость этой функции вызвана также недостаточностью мер макроэкономического регулирования национальной экономики в реальных экономических условиях, влиянием региональных особенностей на эффективность отдельных отраслей хозяйства и предприятий, необходимостью реализации мер по защите окружающей среды, развитию фундаментальной науки как основы прикладной науки и научно-технического прогресса и др. Поэтому государство вправе достаточно активно вмешиваться в деятельность предприятий в отдельных сферах хозяйствования, вводить обязательные отчисления и устанавливать четкие правила в интересах всего общества.

В отличие от макроэкономического регулирования формы и направления микроэкономического регулирования не являются консервативными и могут меняться в зависимости от изменения экономической ситуации на рынке за счет реализации экономической политики в долгосрочном и краткосрочном периодах.

К основным направлениям микроэкономического регулирования следует отнести:

- территориальное регулирование;

- отраслевое регулирование;

- ценовое регулирование в отдельных сферах;

- защита окружающей среды;

- содействие развитшо фундаментальной науки;

- лицензирование предпринимательской деятельности;

- регулирование использования национальных природных ресурсов;

- квотирование добычи природных ресурсов, экспорта-импорта товаров;

- подтверждение качества продукции установленным требованиям;

- государственная регистрация сделок;

- государственная регистрация хозяйствующих субъектов.

Реализация социальной политики.

Назначение этой функции - поддержка слабых или временно ослабленных групп населения или секторов экономики с целью восстановления их работоспособности или конкурентоспособности. В этих целях государство перераспределяет доходы товаропроизводителей, используя систему налогов и трансфертов.

Важнейшим направлением государственной политики является принятие действенных мер по защите конкуренции, а также защите общества от проявле-

22

 

пий монополизма. В этих целях государство вырабатывает конкурентную политику, а также реализует антимонопольную политику.

Под конкурентной политикой принято понимать комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. В европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции».

Антимонопольная политика - это комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдете за процессами концентрации на рынке, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

При рассмотрении сущности антимонопольной политики любого государства с рыночной экономикой, в т. ч. и России, следует иметь в виду два уровня понимания этой политики.

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.

В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.

Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора, пресечения негативных последствий и проявлений монополизма. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сокрапении баланса конкурентных и монополъно- регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции, под которой следует понимать экономическую ситуацию олигополии или монополистической конкуренции на рынке.

Таким образом, хозяйственный механизм современной развитой рыночной экономики характеризуется тем, что государство, максимально перепоручив рынку одни сферы экономики, берет под свою опеку поддержание основных общехозяйственных пропорций, ограничение социально опасных последствий свободного частного предпринимательства, выражающихся, прежде все-


го, в ограничении когпсурешщи и злоупотреблении отдельными участниками своим исключительным положением на рынке. Конечным результатом рыночных реформ в России должен быть переход от универсальной монополии к конкуренции. Только построением конкурентной рыночной экономики можно вывести Россию из того экономического н социального кризиса, в котором она оказалась на рубеже XX и XXI веков.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.12.2017)
Просмотров: 222 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%