Основными экономическими целями антимонопольной политики и антимонопольного регулирования являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух основных задач: повышение качества жизни населения и обеспечения конкурентоспособности российской экономики. Цели антимонопольного регулирования можно систематизировать следующим образом:
Оптимизация экономической структуры рынка, в том числе:
— анализ уровня концентрации на товарных рынках;
— контроль над процессами концентрации;
— определение уровня конкуренции на рынке;
— определение доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов на рынке;
— ведение реестра субъектов естественных монополий.
Воздействие на экономическое поведение субъектов, в том числе:
- ограничение и пресечение горизонтальных и вертикальных соглашений (сговоров), противоречащих требованиям действующего законодательства;
- выявление и пресечение недобросовестной конкуренции;
- выявление и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов;
- выявление и пресечение действий по установлению монопольно высоких или монопольно низких цен;
- выявление и пресечение антиконкурентных действий органов власти и управления.
Корректировка экономических результатов, в том числе:
- устранение административных, организационных, межрегиональных барьеров, сдерживающих развитие предпринимательства;
- поддержка малого и среднего предпринимательства и формирование конкурентной среды на рынке;
- проведение политики демонополизации экономики на основе разработанных государственных, региональных и отраслевых программ демонополизации.
Для достижения этих целей необходимо:
24
- организация постоянных наблюдений за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровней;
- обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров для свободного перемещения товаров;
- обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
- снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля над поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
- активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
- упорядочение оказания государственной помощи и предоставления отдельным участникам рынка государственных преференций;
- организация антимонопольного контроля над поведением субъектов естественных монополий;
- пропаганда основных требований и норм антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, разработка мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.
В качестве основных принципов реализации целей антимонопольного регулирования можно считать следующие положения:
Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля над процессами концентрации.
Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Разумный подход при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.
Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.
Последовательность проведения государством антимонопольной политики является важнейшим условием формирования и функционирования цивилизованного товарного рынка. В качестве приоритетных задач конкурентной политики на современном этапе можно выделить:
- антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей;
- совершенствование законодательства о защите конкуренции, о естественных монополиях, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о рекламе;
- контроль над концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы, обеспеченпе равного доступа пользователей к природным ресурсам;
- защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку;
- действенный контроль над актами и действиями органов власти и управления, ограничивающими конкуренцию, устранение административных барьеров для развития предпринимательства, содействие развитию малого и среднего бизнеса;
- обеспечение равного доступа поставщиков товаров и услуг к бюджетным средствам за счет применения конкурсных и аукционных процедур;
- интегрирование российского антимонопольного законодательства в законодательство других стран, с которыми установлены н поддерживаются активные торгово-экономические отношения;
- разработка и реализация механизмов активного адвокатирования конкуренции в России.
Кроме того, Стратегия развития антимонопольного регулирования до 2024 года ставит своей целью решение следующих задач:
- вхождение в десятку лучших когпсурештшх ведомств мира;
- переход от индивидуальной защиты интересов физического лица к защите интересов неопределенного круга физических лиц в случае нарушения их прав (ущемление их интересов) монополистом;
- закрепление в законодательстве Российской Федерации международного принципа исчерпания прав на интеллектуальную собствешюсть в целях усиления конкуренции и снижения розничных цен на товары;
- распространения сферы применения новых правовых институтов - предупреждений и предостережений — на антиконкурентные акты и действия публично-правовых образований, а также на недобросовестную конкуренцию;
- стимулирование внедрения системы комплайнса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушения антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков;
- исключение уведомительного контроля за экономической концентрацией в целях дальнейшего снижения нагрузки на бизнес и снятия административных барьеров;
- кодификация всех положений российского законодательства, направленных на защиту и развитие конкуренции, разработка Антимонопольного кодекса Таможенного Союза;
- по мере углубления интеграции на пространстве СНГ и Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС) создание системы антимонопольного регулирования нового уровня, аналогичной формируемой в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и существующей в Европейском Союзе (ЕС).
С учетом вышеизложенного глобальной целью государственной антимонопольной политики и антимонопольного регулирования является создание условий для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению и использованию всех видов ресурсов и устойчивому экономическому развитию территорий.
|