Для реализации антимонопольной политики, осуществления эффективного антимонопольного регулирования, пресечения проявлений монополизма, государству необходимо создать правовую основу совершения определенных действий. Создание такой правовой основы является результатом реализации государством своей первой функции в части экономического регулирования - создание и поддержание законного правопорядка. Итогом осуществления государством этой функции является разработка специального антимонопольного законодательства, состоящего из набора законодательных и подзаконных актов, определяющих правила взаимодействия субъектов рынка, механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных в законодательных актах правил.
Антимонопольное законодательство, основашюе на конкурентном праве, и являющееся инструментом реализации государственной конкурентной политики, имеет своей главной целью проведение в жизнь политики антимонопольного регулирования, основным девизом которой следует считать «Защищать конкуренцию, а не конкурентов».
Общей целью антимонопольного законодательства является регулирование государством на основе нормативных и правовых актов поведения на рынке его участников, обеспечение конкуренции, осуществление контроля концентрации капитала.
Отношения, связанные с процессами конкуренции, представляют собой одну из наиболее сложных сфер правового регулирования. Законодательные акты о конкуренции, как правило, являются достаточно сложными. Законы содержат непростые юридические понятия, многие из которых являются новыми для российского законодательства.
Антимонопольное законодательство в России начало создаваться только с 1991 г., когда государством был взят курс на становление в стране рыночных экономических отношений, основанных на конкурентных началах. Современное антимонопольное законодательство является комплексным, включающим нормы административного, гражданского, уголовного, процессуального права, т.е. нормы традиционных отраслей права
Во всех странах с рыночной экономикой существуют не только законодательство о конкурешщи (антимонопольное законодательство), но и системы специальных государственных органов, задачами которых являются отслеживание и пресечение монополистической деятельности, защита конкуренции, применение мер принуждения и ответственности за антиконкурентное поведение и проявление монополизма, проведение политики адвокатирования конкуренции. Эти органы участвуют также в совершенствовании и модернизации ан- тимопопольного законодательства, его соответствия изме1швшимся реалиям экономического развития.
Система российского антимонопольного законодательства основывается на нормах и положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации. Она включает в себя как специальные законы, так и иные законы и нормативные правовые акты, содержащие положения по защите конкуренции и ограничению рыночной власти существующих хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим исключительным положением на рынке.
Становление и совершенствование антимонопольного законодательства проходило и происходит в настоящее время одновременно с либерализацией экономики, приватизацией государственных и муниципальных предприятий, формврованием рыночных отношений, распределением государственной и муниципальной помощи, развитием малого и среднего предпринимательства. В настоящее время можно говорить, что основными целями российского антимонопольного законодательства являются:
- обеспечение единства экономического пространства на всей территории государства;
- обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств на территории государства;
- обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации;
- устранение административных барьеров для развития предпринимательства;
- содействие развитию малого и среднего бизнеса;
- защита конкуренции на товарных и финансовых рынках;
- обеспечение равного доступа участников рынка к бюджетным средствам, првродным и иным ресурсам;
- создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;
- контроль за рыночной концентрацией, пресечение антиконкурентных картельных и иных соглашений.
Антимонопольное законодательство не является неизменным и консервативным. Оно изменяется в связи с изменениями экономической ситуации в стране и в мире, в т. ч. в связи с развитием международных интеграционных процессов, созданием Таможенного Союза, образованием Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии (ЕАЭС), вхождением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Российское антимонопольное законодательство в целом соответствует зарубежному конкурентному (антимонопольному) законодательству и во многом основывается на зарубежных актах и правилах, показавших свою жизненность н эффективное практическое применение в течение длительного времени.
|