В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой более чем в 100 странах мира, лежат законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство. Их цели - содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или группы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов, а также регулирование отношений между участниками рынка в различных государствах.
Изучение хронологии развития и содержания основных положений антимонопольной политики в разных странах мира позволяет выделить пять концептуальных этапов развития антимонопольного законодательства и теории антимонопольного регулирования (см. Князева И. В. «Антимонопольная политика в России», глава 3).
Каждый из этапов имеет свое историческое место, содержание и тактику реализации основных положений и произволен от важнейших теоретических и концептуальных этапов развития экономической теории.
1 этап - формирование прецедентов законодательного ограничения монополистического поведения на рынке (конец XIX века).
Этот этап основывается на принятии в 1890 г. в США первого антитрестовского закона - акта Шермана. Основная экономическая цель этого закона - создание условий в пользу свободного предпринимательства и ничем не ограниченной конкуренции, а также политическое намерение правительства США повысить благосостояние потребителей, предотвратить несправедливое перераспределение благ от потребителей к производителям, поддержание жизнеспособности демократических институтов.
В первоначальном виде закон состоял из двух основных глав (статей). Первая глава содержала запрет на объединения в форме треста (т.е. запрет на создание монополий), тайные сговоры или иные действия, ограничивающие торговлю или коммерцию между штатами. Вторая глава запрещала монополизацию, попытки ее осуществления, вступления в сговор или соглашение с целью монополизации, т.е. закон запрещает злоупотребления рыночной властью действующих участников рынка.
Следует отметить, что закон Шермана не предусматривал принудительное разделение или ликвидацию уже существующих монополий, а только ставил их деятельность под жесткий государственный контроль.
2 этап - формирование антитрестовского законодательства США (1900-1947 годы).
В течение этого периода в США последовательно принимается ряд законов, в целом сформировавших эффективную систему антитрестовского законодательства, а имевно, закон Клейтона (1914 г.), закон О Федеральной торговой комиссии (1914 г.), закон Робинсона - Патмана (1936 г.), закон Сэллара - Ки- фвэра (1954 г.). Они дополнили и развили положения закона Шермана применительно к изменившимся экономическим условиям.
В практике применения антитрестовских законов США чередовались более жесткие н либеральные подходы. Начало XX века ознаменовалось ужесточением антимонопольных подходов, в 1930-1940-е годы регулирование не играло существенной роли в экономике государства. Некоторое ужесточение применения антитрестовских норм наблюдалось в 1950-1970-е годы. Затем наступил период сравнительно либеральной конкурентной политики. Однако, начиная с 90-х годов прошлого века, в США наблюдается дальнейшее ужесточение антимонопольной политики и усиление уголовного преследования нарушителей антитрестовского законодательства.
Регулирование конкурентных отношений в США считается в настоящее время одним из самых комплексных, жестких и эффективных в мире. В последние годы ответственность за нарушение антитрестовского законодательства ужесточена, штраф с компании составляет до 10 млн. долларов. Прн этом размер штрафа может быть определен на уровне, вдвое превышающем доходы компании, полученные от пезакошюй деятельности, или расходы, попесешше потерпевшей стороной.
Американское благополучие строится на трех китах — Конституции США, Билле о правах человека и антитрестовском законодательстве, закрепляющем демократические основы ведения бизнеса и права человека на собственное дело. Претворение в жизнь этих законов способствовало защите американских потребителей и производителей от монополистических злоупотреблений и содействовало успешному развитию американской экономики.
3 этап - формирование антитрестовского законодательства в Европе и мире (1947-1970 гг.).
В течение этого периода были приняты законы о конкуренции во всех странах Западной Европы и Японии, подписана Римская конвенция (Римский договор), предполагающая единую политику Европейского союза в области конкуренции. Под политическим давлением США Япония и Германия в 1947 г. приняли антимонопольные законы, которые былп направлены па демилитаризацию экономики этих стран н на ее либерализацию. Однако с 1965 г. в Германии было разрешено создание картелей из небольших фирм, затем это послабление коснулась крупных предприятий. В итоге на рынок вышли крупные, мощные фирмы - производители для достижения конкурентных преимуществ на международных рынках при условии не злоупотребления своей рыночной властью на внутреннем рынке по отношению к мелким фирмам.
Страны Европейского союза в 1957 г. подписали конвенцию, получившую название Римского договора. Основное достижение этого документа в том, что он содержит условия, согласно которого после отмены национальных защитных мер в торговле стран - членов союза частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры на пути развития торговли и оказывать влияние на ограничение или нарушение конкуренции на общем рынке.
4 этап - либерализация конкурентного законодательства вслед за либерализацией экономических моделей (1970-1990 гг.). В этот период экономические исследования теории отраслевых рынков и организации промышленности продемонстрировали высокую эффективность функционирования крупных производств на олигополистическом рынке. Успехов в конкурентной борьбе на мировых рынках стали достигать крупнейшие транснациональные компании. В этих условиях изменились концептуальные подходы к политике антимонопольного регулирования.
В законодательство о конкуренции в Японии, Германии, Франции Великобритании и других стран были внесены существенные поправки, направленные на либерализацию отношения к слияниям и поглощениям, способствующим укрупнению компаний и созданию картелей. Такой подход связан с тем, что эффективное функционирование общества и конкурентные преимущества стран на данном этапе развития достигаются благодаря активной экономической деятельности крупных компаний. В антимонопольной политике произошел определенный отказ от социальных и политических целей, так как их достижение может привести к ослаблению экономической эффективности и снижению ко1псурентоспособности фирм на рынке.
Изменения политической карты мира, революционные экономические изменения на европейском континенте, активная международная интеграция и глобализация экономики формируют с 1990 г. принципиально новый современный 5 этап в развитии антимонопольного регулирования. На этом этапе происходит становление международной системы регулирования конкуренции. Главные особенности этого этапа - многогранность и принципиально новые экономические и юридические подходы к самой политике антимонопольного регулирования.
В этот период произошла трансформация экономической системы в восточноевропейских странах (Польша, Болгария, Венгрия, Чехия, Румыния и др.) и бывших республиках СССР (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан), что повлияло на принятие в этих странах антимонопольных законов и разработку стратегий конкуренции с самого начала рыночных преобразований в 1990-е годы.
В конце XX века появилась глобальная тенденция к упразднению границ, открытию и объединению рынков, поощрению торговли, соответствешю, возрос интерес к политике конкуренции. Активизация мирохозяйственных связей и принципиально новые явления в международном экономическом сотрудничестве, создание Всемирной торговой организации (ВТО) обусловили необходимость принятия законодательства о защите конкуренции на рынках отдельных государств в свете международных правил торговли. На этом этапе практически каждая развитая страна (Германия, Дания, Австрия, Франция, Швеция, Швейцария, Ирландия, Финляндия, Испания, Канада, Португалия, Австралия и др.) усовершенствовали свое законодательство в области конкуренции. Почти в 60-ти странах мира были приняты законы о конкуренции.
Центр тяжести от концепции антимонопольного регулирования перенесен в область поддержки и обеспечения конкуренции, недопущения со стороны органов государственной власти административных и межрегиональных барьеров. Антимонопольное законодательство стало трансформироваться в законо-
дательство о конкуренции и окончательно прижилось понятие «конкурентная политика».
По рекомендации межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции в начале 90-х годов был подготовлен «типовой закон о конкуренции». На основании этого документа за последние годы более чем в 50-ти странах мира были приняты национальные законы о конкуренции, содержащие единые условия развития международной торговли на конкурентных началах.
Таким образом, в настоящее время в мире в целом сформировалась новая отрасль права конкурентное право, основанная на законодательстве о конкуренции и антитрестовском законодательстве. Такому законодательству присущи следующие общие положения:
1. Политика конкуренции строится на основе содействия экономической либерализации, поощряя или иногда заставляя независимых покупателей или продавцов вступать в конкуренцию.
2. Меры, направленные на ограничение монополий, демонополизация экономики и поддержка малого предпринимательства лежат в основе политики конкуренции.
3. Жесткий контроль н наблюдение за поведением субъектов, занимающих на рынке доминирующее положение.
4. Недопущение несанкционированных соглашений, ограничение слияний.
5. Снятие ограничений на слияния и присоединения в случае, если участники сделки докажут, что положительный эффект от их действий превышает негативные последствия для конкуренции на рынке.
6. Недопущение действий со стороны органов власти, ограничивающих конкуренцию и устанавливающих административные барьеры.
В целом конкурентная политика зарубежных стран направлена на то, чтобы обеспечить эффективную конкуренцию, функционирование которой создавало бы условия для эффективной реализации масштабных политических, экономических и социальных задач развития общества. Логическим итогом такой политики стало создание Международной конкурентной сети, объединяющей государства, реализующие конкурентную политику.
|