В истории становления и развития российского антимонопольного законодательства можно выделить несколько этапов.
Начальным этапом считается принятие в 1991 г. закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон определил основные положения государственной конкурентной, в т. ч. антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.
Однако еще до принятия закона началось формирование специального антимонопольного органа. Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 г. был создан Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
В первой редакции закон просуществовал до 30 мая 1995 г. Его применение показало, что основные положения закона не полностью соответствовали экономическим процессам, происходящим в России, что затрудняло эффективное антимонопольное регулирование. Уже через 2 года стало очевидно, что закон нуждается в обновлении.
Второй этап - это формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации (1993 г.) стала содержать специальную норму (ст. 8), гарантирующую единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Эта норма получила свое развитие в ст. 34 Конституции, в соответствии с которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Кроме того, согласно ст. 74 Конституции на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Таким образом, российская Конституция закрепила публично-правовые начала в регулировании конкуренции, заложила правовой фундамент для формирования цивилизованного рынка.
Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Ст. 10 кодекса не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Это ограничение соответствует положениям ст. 17 Конституции о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Кардинальные изменения конституционного и гражданского законодательства, особенности реализации рыночных реформ в России обусловили необходимость внесения изменений в закон 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1995 г. была принята новая редакция этого закона, в которой изменения коснулись практически всех статей.
Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства принято считать создание ряда новых направлений закона о конкуренции.
В целях ценового регулирования деятельности естественных монополий и ограничения их рыночной власти в 1995 г. был принят Федеральный закон «О естественных монополиях» и Федеральный закон «О государствегаюм регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию».
Для реализации закона о естественных монополиях в 1996 г. были созданы федеральные службы по регулированию естественных монополий в области электроэнергетики, связи и транспорта.
Важнейшим способом формирования и поддержания конкуренции на товарных рынках является демонополизация экономики. Для ее проведения предусмотрены разные механизмы реализации, основанные на правовых нормах.
В марте 1994 г. Правительство Российской Федерации принимает специальное постановление «О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные положения и первоочередные меры)». Необходимость такой программы была особенно очевидна на этапе перехода экономики от административно- командных методов управления к рыночным, экономическим.
По мере развития конкуренции на отдельных рынках все большую роль начинает играть реклама. Для защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред, в июле 1995 г. был принят Федеральный закон «О рекламе».
Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения защиты интересов российских товаропроизводителей в целях конкуренции с импортерами. В 1995 г. принимается Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а в 1998 г. вступил в силу Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внепшей торговли товарами». Этот закон в качестве главной цели ставил защиту отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятной экономической конкуренции, исходящих от зарубежных государств.
Шестой этап - формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Первоначально правовое оформление защиты конкуренции на рынке финансовых услуг осуществлялось фрагментарно, путем введения общих норм в отдельных правовых законах. Так, впервые норма об антимонопольном регулировании страхового рынка появилась в ст. 31 Закона Российской Федерации «О страховании» (1992 г.).
В новую редакцию Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» (1995 г.) были также включены нормы, связанные с антимонопольным регулированием.
В июне 1999 г. был принят специальный Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». С принятием этого закона в Российской Федерации в целом сформировалась комплексная отрасль законодательства - конкурентное (антимонопольное) законодательство, отвечающая реалиям того времени.
Однако уже к 2005 году стало ясно, что существующее антимонопольное законодательство в части защиты конкуренции не в полной мере отвечает сложившимся экономическим условиям хозяйствования в современной России, изменению роли государства в экономике, активизировавшимся интеграционным процессам, развитию международных экономических связей. Поэтому возникла необходимость коренной переработки конкурентного законодательства и принятия новых, более совершенных нормативных актов.
Седьмой этап - принятие и реализация нового комплексного законодательства о защите конкуренции.
2005 г. стал знаковым в принятии принципиально новых законов, направленных на поддержку и развитие конкуренции в разных сферах экономики. Такие законы в целом соответствовали европейскому законодательству о конкуренции.
21 июля 2005 г. был подписан Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 г. Предусмотрешшя законом прозрачная система использования бюджетных средств, основанная на конкурсных началах, была призвана повысить эффективность расходования средств, прозрачность и открытость размещения государственных и муниципальных заказов, способствовать развитию конкуренции среди участников размещения заказов.
Внедрение закона в жизнь происходило достаточно сложно н вызвало серьезные противодействия от отдельных государственных и муниципальных заказчиков и крупных коммерческих организаций, имевших ранее прямой доступ к бюджетным средствам. Закон направлен на борьбу с коррупцией во всех сферах бюджетных отношений, что также не могло не вызвать сложностей с его применением.
В целях совершенствования закона и повышения его результативности в него были внесены поправки, наиболее значимые из которых зафиксированы в специальных законах 2008, 2009,2010,2011 и 2012 годов.
Одновременно с упорядочением процедуры использования бюджетных средств и обеспечению равного доступа поставщиков к размещению государственных и муниципальных заказов по поручению Правительства Российской Федерации стал разрабатываться новый конкурентный закон. Такой закон, подготовленный Федеральной антимонопольной службой, 8 июля 2005 г. был принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении под названием - Закон «О защите конкуренции». Однако из-за жесткого противодействия основным требованиям закона со стороны крупного бизнеса и олигархических структур, закон в окончательном виде был принят только через год, подписан Президентом страны 26 июля 2006 г. и вступил в силу 26 октября 2006 г. под № 135 - ФЗ.
Принятие нового Закона «О защите конкуренции» было вызвано необходимостью решения целого ряда актуальных задач, стоящих перед российскими антимонопольными органами, в том числе задачи повышения эффективности конкурентного регулирования, внедрения новых подходов в этой сфере с учетом процессов глобализации экономики и ускорения мировых интеграционных процессов. Необходимо было упростить систему антимонопольного контроля при одновременном повышении его эффективности, модифицировать систему антимонопольного регулирования с учетом изменения условий конкуренции на российском и международном рынках.
Новый закон объединяет регулирование конкурентных отношений, как на товарном, так и на финансовом рынке, что позволяет устранить существовавшие ранее несоответствия. С принятием Закона «О защите конкуренции» признан утратившим силу Закон «О конкуренции и ограничении на монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.) и Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999 г.).
Закон 2006 г. «О защите конкуренции» соответствует национальному антимонопольному законодательству ряда европейских стран (Германия, Франция, Италия), а также положениям Римского договора. Важнейшим новшеством нового закона стало введение давно действовавшего в Европе и США экстерриториального принципа, по которому положения Закона «О защите конкуренции» стали применяться к достигнутым за пределами территории России соглашениям между российскими или иностранными лицами или организациями, если соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) материальных активов, либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих компаний, или же если соглашения могут привести к ограничению конкуренции в Российской Федерации.
Другим нововведением в законе «О защите конкуренции» стало появление общего запрета на избирательное предоставление преимуществ хозяйству- гопщм субъектам со стороны органов власти и местного самоуправления. Закон определил виды разрешенной государственной и муниципальной помощи в форме специальных преференций и порядок ее предоставления. В закон также введено новое понятие, которое можно охарактеризовать как «коллективное доминирование» па соответствующем рынке, аналогичное положениям ст. 82 Римского договора. Принципиально важным является то обстоятельство, что в законе прописаны процедуры борьбы с картельными н иными соглашениями, имеющими своим результатом ограничение конкуренции.
В целях повышения результативности применения антимонопольного законодательства и ужесточения ответственности за нарушите законодательства в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в 2007 г. были введены специальные нормы, вводящие высокие, так называемые «оборотные штрафы», за злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке, за сговоры и иные противоправные действия, ограничивающие конкуренцию, за недобросовестную конкуренцию. Фактические размеры штрафа могут достигать 15 процентов годовой выручки предприятия-нарушителя, а в отношении должностных лиц кроме штрафа предусмотрена ответственность в форме дисквалификации на срок до трех лет.
В июле 2006 г. вступил в силу новый Закон «О рекламе» (Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ), который в большей степени, чем закон 1995 г. нацелен на развитие рыночных отношений, защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, от ограничения конкуренции на рынке товаров и услуг, а также защиту прав потребителей товаров, работ и услуг. С этой позиции он дополняет Закон «О защите конкуренции» и входит составной частью в систему конкурентного законодательства. Новый рекламный закон в большей мере нацелен на предоставление полной правовой основы регулирования рекламной деятельности с целью защиты потребителя, охраны общественного здоровья, морали и других ценностей. Он основывается на системах и ценностях, действующих в европейских странах с рыночной экономикой.
Со вступлением в силу Федерального закона «О рекламе» (2006 г.) утратил силу ранее действовавший Закон «О рекламе» (1995 г.). Контроль за соблюдением требований Закона «О рекламе» возложен на антимонопольные органы.
Особое внимание в последнее время государство уделяет вопросам регулирования крупнейшей монопольной сферы — электроэнергетике. Начиная с 2001 г., идет планомерное формирование и совершенствование нормативной правовой базы этой отрасли для достижения основных целей реформирования: повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей, создания условий для развития отрасли на основе привлечения инвестиций. В этих целях осуществляется разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций. Вместо прежних вертикально интегрированных компаний созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании становятся преимущественно частными и начинают конкурировать друг с другом. В естественно- монопольных видах деятельности, напротив, происходит усиление государ- ственного контроля. Электроэнергетическая отрасль в настоящее время состоит из двух секторов - конкурентного и монопольного. Конкурентный сектор - частная собственность и рынок, монопольный сектор - государственная собственность и госрегулирование. Таким образом, созданы условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
В последние годы (начиная с 2001 г.) принято более десятка специальных законов, регулирующих рынок электроэнергии, более 20 постановлений Правительства Российской Федерации, более 30 специальных приказов Министерства энергетики России, Федеральной службы по тарифам и Федеральной антимонопольной службы. Основным нормативным актом следует считать Федеральный закон «Об электроэнергетике» (2003 г.), действующий в редакции 2007 г. В этом виде закон является дополнением к Закону «О защите конкуренции» (2006 г.) в части антимонопольного регулирования на рынке электроэнергии.
Особенности структуры рынков, связанных с использованием ограниченных природных ресурсов, диктуют необходимость установления специальных критериев антимонопольного контроля в этих сферах экономической деятельности. Отсутствие антимонопольных ограничений прн широком введении гражданско-правовых отношений в сфере предоставления прав на использование ограниченных природных ресурсов приводит к монополизации рынков природных ресурсов, росту цен на смежных рынках, ухудшению конкурентной среды н общего состояния российской экономики.
С учетом основополагающих норм Закона «О защите конкуренции» в специальные законы, регулирующие использование различных видов природных ресурсов, были введены положения, направленные на защиту конкуренции на соответствующих рынках и запрет на монополистическую деятельность. В 2006 - 2007 годах вступили в силу специальные поправки в Водный кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс, Жилищный кодекс, в федеральные законы «О животном мире», «О недрах», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», реализация которых способствовала формированию конкурентных отношений в ресурсной сфере. Антимонопольные требования были также включены в Воздупшый кодекс, Транспортный Устав железных дорог, федеральные законы «О связи», «О почтовой связи», «О морских портах», «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» и др.
В целях дальнейшего развития международных экономических связей в условиях международной экономической интеграции, развития конкуренции среди участников внешнеэкономической деятельности и защиты экономических интересов государства в декабре 2003 году был принят новый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который вступил в силу в середине 2004 года. С момента введения его в действие утратил силу Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995 г.).
Развитие конкуренции на товарных рынках во многом зависит от количества и деятельности малых и средних предприятий. Для их успешного внедрения на рынок и противостояния крупному бизнесу необходим эффективный механизм, формируемый и защищаемый государством. На дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса, обеспечение гарантий его деятельности, установление добросовестных конкурентных отношений направлен специальный Федеральный закон от 24 шоля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Существенные изменения в части обеспечения гарантий малому бизнесу в него были внесены в 2009 г и в 2015 г.
Значительным событием в деле совершенствования антимонопольного законодательства стало принятие в июле 2009 г. целого пакета существенных поправок в Закон «О защите конкуренции» и другие нормативные акты. В новой реакции закона понятие «государственная или муниципальная помощь» заменены более точным понятием «государственные или муниципальные преференции» и определен четкий механизм их предоставления отдельным участникам рынка. Коренным образом переработаны нормы закона в части определений, признаков, последствий установления и применения монопольно высоких или монопольно низких цен. Закон определил четкий порядок установления правил недискриминационного доступа на товарные рынки и (илн) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естествешгшх монополий. Большое внимание уделено порядку заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, что будет способствовать равному и прозрачному доступу участников рынка к этому имуществу и формированию нормальных конкурентных отношений.
Новая редакция закона стала содержать специальную статью 25 «Проведение проверок антимонопольным органом». С ее введением закончились разночтения в части проверок хозяйствующих субъектов различными государственными органами, в т. ч. и антимонопольным органом. Четко прописаны основания, порядок и процедура проведения плановых и внеплановых проверок, оформление результатов проверок, порядок доступа должностных лиц на территорию и в помещения проверяемых объектов, процедура проведения осмотра и совершения иных действий при осуществлении антимонопольного контроля. Эти требования закона направлены на недопустимость злоупотребления своими должностными правами и полномочиями сотрудников антимонопольных органов в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. В законе также уточнены и изменены отдельные положения антимонопольного контроля за экономической концентрацией.
Одной нз основных инициатив последних поправок в антимонопольное законодательство стала новая редакция ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, принятая в июле 2009 г. и в марте 2015 г. Она предусматривает серьезную уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы до семи лет или принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определешше должности до трех лет за действия по недопущению, ограничению устранению конкуренции. Прежде всего, речь идет о картельных сговорах и соглашениях.
В июле 2009 г. были также внесены дополнения и уточнения в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность в виде штрафов и дисквалификацию виновных лиц за нарушения антимонопольного законодательства.
На ограничение рыночной власти торговых сетей, недопущения монополизации в торговле направлен специальный Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Этот закон входит составной частью в российское антимонопольное законодательство.
В 2011 году в Закон «О защите конкуренции» были внесены очередные серьезные поправки, касающиеся ограничения прав и свобод участников соглашений, осуществления согласованных действий. Более либеральным стал антимонопольный контроль за заключением договоров с финансовыми организациями. В законе появились специальные нормы, определяющие порядок рассмотрения антимонопольными органами жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Изменился порядок государственного кшпроля за экономической концентрацией.
Процесс корректировки антимонопольного законодательства, уточнения отдельных норм действующих нормативных актов и принятие новых документов продолжается и в последние годы. Крайне важным документом, направленным на дальнейшее развитие конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по рациональному и эффективному использованию средств бюджетов всех уровней стал Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу с 1 января 2014 г. С этого момента утратил силу закон № 94-ФЗ «О размещении заказов...». Закон № 44-ФЗ органически вошел составной частью в российское антимонопольное законодательство.
С октября 2014 г. началась работа над подготовкой изменений в Закон «О защите конкуренции», получившие название «четвертый антимонопольный пакет поправок». Эти поправки были утверждены Государственной думой РФ в шоле 2015 г. и вступили в силу с 10 января 2016 г. В законе выделено в самостоятельные статьи восемь видов недобросовестной конкуренции, процесс рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства стал более прозрачным и открытым, решения комиссии подлежат обязательному опубликованию на сайте ФАС России. Решения территориального антимонопольного органа сейчас могут быть обжалованы не только в суде, но в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы.
Таким образом, к 2016 г. завершилась модернизация российского антимонопольного законодательства. В результате в стране создана действенная и эффективная система, основная на законах и других нормативных правовых актах, направленная на защиту конкуренции, и содержащая жесткие санкции за нарушения антимонопольного законодательства. Эта система в целом соответствует нормам зарубежного конкурентного законодательства, что является залогом успешного развития интеграционных связей с другими государствами и укрепления национальной экономики.
Существующая система антимонопольного законодательства России представляет собой комплекс конституционных и федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов федерального антимонопольного органа и федерального органа по регулированию естественных монополий. Основу системы представляет федеральное законодательство, в том числе:
Конституция Российской Федерации (ст. 8, 17, 34,74);
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 1, 10);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 178);
Федеральный закон «О защите конкуренции» (2006 г.);
Федеральный закон «О естественных монополиях» (1995 г.);
Федеральный закон «О рекламе» (2006 г.);
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (2013 г.);
Федеральный закон «Об электроэнергетике» (2003 г.);
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007 г.);
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (2009 г.);
специальные статьи в Водном кодексе, Воздушном кодексе, Жилищном кодексе, Земельном кодексе, Лесном кодексе, Транспортном Уставе железных дорог;
специальные статьи в федеральных законах «О связи», «О животном мире», «О недрах», «О рыболовстве», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О морских портах», «О почтовой связи» и др.
По мере развития и изменения экономических условий хозяйствования в стране и в мире, развития интеграционных процессов, совершенствования гражданского законодательства, система антимонопольного законодательства Российской Федерации также будет модернизироваться. Но ее главной задачей останется защита конкуренции на товарных рынках и пресечение проявлений монополизма в экономике.
|