Установление положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке является результатом проведения анализа и оценки конкурентной среды на соответствующем рынке. Такая работа проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220, а также в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.
Проведение анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке включает в себя следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рыжа;
в) определение географических границ товарного рыжа;
г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рыже в качестве продавцов и покупателей;
д) расчет объема товарного рыжа и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
е) определение уровня концентрации товарного рынка;
ж) определение барьеров входа на рынок;
оценка состояния конкурентной среды на рынке;
составление аналитического отчета.
В качестве исходной информации при проведении анализа н оценки конкурентной среды на товарном рынке могут использоваться:
- данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
- данные ведомственных н независимых информационных центров и служб;
- результаты товароведческих экспертиз, заключения специализированных организаций;
- данные объединений потребителей н объединений производителей;
- сообщения средств массовой информации;
- данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций;
- данные исследований антимонопольных органов;
- данные иных источников.
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителей, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке. При этом под взаимозаменяемыми товарами понимаются такие товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях). Если для замены товара другими товарами в процессе потребления требуется более года и в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки (превышающие 10 процентов от цепы товара), то такие товары не должны относиться к взаимозаменяемым.
Продуктовые границы определяются для каждого товара или групп взаимозаменяемых товаров, составляющих одну товарную группу, исходя из мнения покупателей (физических и юридических лиц) о намерении приобрести именно этот товар. Очень важным критерием при этом кроме функциональной взаимозаменяемости является сходство потребительских свойств товара или его заменителей.
При этом критерий взаимозаменяемости и, соответственно, продуктовые границы будут различны для разных групп товаров: продукции производственно-технического назначения, сырья, промышленных товаров народного потребления, продуктов питания, услуг и др.
Государственная политика, направленная на развитие рыночных отношений и наполнение рынков товарами и услугами, сужает продуктовые границы товарных рынков, так как увеличивается количество разнообразных товаров, удовлетворяющих потребности покупателя. В условиях дефицитности рынка границы взаимозаменяемости товаров и, следовательно, продуктовые границы расширяются, но только до пределов, определяемых функциональным назначением товара.
При выявлении взаимозаменяемости товаров учитывается, что мнения разных групп покупателей могут не совпадать. Группы покупателей различаются:
- по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые покупатели и розничные покупатели);
- по методу приобретения товара;
- по предъявляемым к товару требованиям;
- по особенностям поведения на товарном рынке;
- по другим признакам.
Разные группы покупателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец устанавливает или может устанавливать разные цены на один и тот же товар для разных групп покупателей.
Определение географических границ товарного рынка - это определение границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами. Эта процедура включает в себя:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Товарный рынок может охватывать всю территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации или их частей (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за пределы муниципального образования, в том числе охватывать территорию города, административного района, микрорайона, одного или нескольких населенных пунктов (.местный или локальный рынок).
Конкретные географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими участие покупателей в приобретении конкретного товара на определенной территории.
При определении географических границ рынка учитываются различные факторы, в том числе:
Возможность перемещения спроса (покупателей) между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок:
- доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;
- незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу.
Возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок:
- незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю;
- сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;
- отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товара.
Сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ
рынка.
Научно-технический прогресс, новые виды упаковки, современные транспортные средства существешю расширяют географические границы товарного рынка.
В сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:
- наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);
- возможностей покупателя по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах определенный товар в пределах определенного временного интервала, В состав хозяйствующих субъектов могут быть включены:
- физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота, отсутствии нарушений законодательства и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) выйти на данный товарный рынок (потенциальные продавцы);
- продавцы товаров, взаимозаменяемых с данным товаром по производству.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом рынке. Объем рынка определяется:
- как сумма объемов продаж конкретного товара хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке;
- как сумма объемов производства конкретного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления данного товара в процессе его производства и объема запаса) за вычетом объемов вывоза (экс
порта) этого товара в дашгой территории и добавлением объемов ввоза (импорта) соответствующего товара на данную территорию;
- как сумма объемов покупок товара действующими на рассматриваемом товарном рынке покупателями.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему общий объем данного товарного рынка. Доля хозяйствующего субъекта на рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и географическим границам соответствующего товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Расчет доли хозяйствующего субъекта па товарном рынке определяется по следующей формуле:
D. - Т5- (%)
S* ,
где:
Di - доля (в процентах) конкретного хозяйствующего субъекта в общем объеме продаж товара па рынке;
V; - объем продаж товара i-oro хозяйствующего субъекта на рынке (тыс. руб. или натуральных единиц);
N - общее количество хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
Если доля конкретного хозяйствующего субъекта на товарном рынке превышает 50 процентов, то данный субъект занимает в соответствующих продуктовых и географических границах рынка доминирующее положение. Если его доля не превышает 35 процентов, то положение этого хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим. Если доля хозяйствующего субъекта на рынке находится в интервале 35-50 процентов, то необходимо провести дополнительные расчеты по определению уровня концентрации товарного рынка в целях доказательства наличия доминирующего положения данного субъекта на рынке или обоснования вывода о том, что хозяйствующий субъект не занимает на рынке доминирующего положения с учетом уровня рыночной концентрации.
Для определения уровня концентрации товарного рынка используется ряд показателей:
Коэффициент рыночной концентрации (CR„) - это сумма долей на товарном рынке (в процентах) определенного числа (п) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
CR„ =
где:
Dj - выраженная в процентах доля i-oro крупнейшего хозяйствующего субъекта на данном товарном рынке;
п - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке.
При расчетах рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.
Если на рынке действует единственный продавец, то коэффициент рыночной концентрации CR равен 100 процентов, что означает абсолютно монопольное положение хозяйствующего субъекта.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиришана (HHI) - это сумма квадратов долей на товарном рынке (в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке:
НШ = 2 D,2
л-1
>
где:
Dj - выраженная в процентах доля i-oro хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;
N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиидаля-Гирптмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
высококонцентрированный рынок
70 % < CR <100 %;
2 000 <НШ <10 000;
Б) умеренноконцентрированный рынок
45 % < CR< 70 %;
1 000 < НШ < 2 000;
низкоконцентрированный рынок
CR<45 %;
НШ < 1 000;
Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов.
Однако надо иметь в виду, что в условиях неразвитости малого предпринимательства в России, а также несовершенной статистической базы по субъектам малого предпринимательства индекс Герфиндаля-Гиршмана может давать отчасти искажающую и неполную картину истинного состояния уровня концентрации товарного рынка.
При определении степени монополизации рынка и установления возможного доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке необходимо
установить наличие (или отсутствие) барьеров входа па товарный рынок потенциальных конкурентов. К барьерам входа на товарный рынок относятся:
а) экономические ограничения, в том числе:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений прн длительных сроках окупаемости этих вложений;
- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рынке;
- издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу и на получение информации;
- транспортные ограничения;
- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, уже действующими па рынке;
- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, перед потенциальными участниками рынка, в том числе по затратам на единицу продукции (услуг) и по спросу на товар;
- другие экономические ограничения.
б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также иными органами и организациями, наделенными правами органов власти, в том числе:
- условия лицензирования отдельных видов деятельности;
- квотирование добычи, производства, продажи товаров и услуг;
- ограничения ввоза-вывоза товаров;
- предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;
-
— условия конкурентного отбора постав
IIISI
сов товаров для государствен
препятствия в выделении производственных и иных помещений, земельных участков;
ных н муниципальных нужд;
- экологические ограничения, запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;
— стандарты и предъявляемые требования к качеству товаров.
иные барьеры для входа на рынок хозяйствующим субъектам.
Барьеры входа на рынок считаются преодолимыми, если затраты на вх
преодоление экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на желаемый товарный рынок.
На основании анализа рынка, расчета показателей рыночной концентрации, оценки барьеров входа на рынок делаются выводы о состоянии конкурентной среды на рынке, наличия на рынке действующих хозяйствующвх субъектов, занимающих доминирующее положение, необходимости принятия мер по контролю и наблюдению за рынком. Товарные рынки могут относиться к одному из следующих видов:
- рынок с развитой конкуренцией;
- рынок с недостаточно развитой конкуренцией;
- рынок с неразвитой конкуренцией.
Хозяйствующие субъекты на таких рынках могут занимать одно из следующих положений:
- конкурентное, то есть ни один из хозяйствующих субъектов не занимает доминирующего положения. Такой рынок близок к саморегулируемому. Вмешательство государства в отношения участников на таких рынках, в том числе в части антимонопольного регулирования, минимально или не требуется вообще;
- доминирующее, то есть доля хозяйствующего субъекта на рынке превышает установленную законом величину. Такие рынки могут быть подвернуты государственному антимонопольному регулированию и контролю, в том числе в части недопущения согласованных действий участников, злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, ограничения конкуренции и др.;
- монопольное, то есть хозяйствующий субъект является чистым монополистом и обладает исключительной рыночной властью над рынком, определяет цены на товар, условия и объемы продаж, лишает покупателя свободы выбора конкретного товара. Такие рынки подлежат обязательному государственному регулированию, в том числе и ценовому. Они находятся под постоянным контролем антимонопольных органов.
Определение доминирующего положения финансовых организаций имеет некоторые особенности, отраженные в специальных нормативных правовых актах. При этом действует общее правило, что не может быть признано доминирующим положение финансовой организации (банка, страховой компании, лизинговой компании, негосударственного пенсионного фонда, организации по управлению ценными бумагами), доля которой не превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар также обращается на иных товарных рынках Российской Федерации.
Доминирующее положение кредитной организации на рынке банковских услуг устанавливается в соответствии с Условиями признания доминирующего положения кредитной организации и Правилами установления доминирующего положения кредитной организации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2007 г. № 409. Доминирующее положение определяется долей конкретной кредитной организации в границах рынка банковских услуг. Если кредитная организация занимает на федеральном рынке банковских услуг долю более 10 процентов или на рынке, границами которого является часть территории Российской Федерации, долю более 20 процентов, то такое положение кредитной организации признается доминирующим.
Доминирующее положение иных финансовых организаций устанавливается в соответствии с Условиями признания доминирующим положения финап- совой организации (за исключением кредитной организации) и Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.06.2007 г. № 359. Доминирующим признается положение финансовой организации (страховой, лизинговой, негосударственного пенсионного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг и др.), в отношении которой в совокупности выполняются следующие условия:
— доля финансовой организации превышает 10 процентов па единственном в РФ товарном рынке или 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках РФ;
- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в РФ товарном рынке, либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках.
В ряде случаев возникает необходимость установления коллективного доминирования нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке. Как правило, такая ситуация коллективного доминирования может складываться на олигополистических товарных рынках, например, на рынках нефтепродуктов, цемента, угля и др., или на иных рынках, отличающихся недостаточно развитой и недостаточно эффективной конкуренцией.
Согласно условиям, содержащимся в ст. 5 Федерального закона «О запщ- те конкуренции», определяется совокупная доля не более чем трех или не более чем пяти хозяйствующих субъектов на товарном рынке притом, что доля каждого нз них превышает 8 процентов.
Последовательность действий по установлению коллективного доминирования следующая:
устанавливаются все хозяйствующие субъекты, действующие на соответствующем товарном рынке в его продуктовых и географических границах;
рассчитывается доля каждого хозяйствующего субъекта на товарном рынке, исходя из фактического объема продаж за период не менее одного года их деятельности;
из всех хозяйствующих субъектов, действующих па рынке, отбираются хозяйствующие субъекты с долей более 8 процентов;
отбираются 2 или 3 хозяйствующих субъекта с наибольшими долями, превышающими доли других хозяйствующих субъектов;
если их доля превышает 50 процентов товарного рынка, то их общее положение признается коллективно доминирующим. Если это условие не удовлетворяется, то положение не может быть квалифицировано как коллективное доминирование;
если количество хозяйствующих субъектов на рынке более пяти, то отбираются 3, 4 или 5 хозяйствующих субъектов с наибольшими долями, пре- вышагощими доли других хозяйствующих субъектов (доля каждого субъекта должна быть более 8 процентов);
если их общая доля превышает 70 процентов товарного рынка, то их общее положение признается коллективно доминирующим. Если их доля не превышает 70 процентов, то из анализируемых хозяйствующих субъектов выбираются 3 субъекта с наибольшими долями и определяется совокупная доля этих 3-х хозяйствующих субъектов. При их общей доле более 50 процентов данные 3 хозяйствующих субъекта будут занимать коллективное доминирование на соответствующем товарном рынке;
для точности расчетов и достаточного доказывания коллективного доминирования хозяйствующих субъектов расчеты долей каждого субъекта на рынке целесообразно проводить за несколько последовательно идущих периодов времени (например, за несколько кварталов или месяцев). Во внимание принимаются те хозяйствующие субъекты, доли которых в течение анализируемых периодов времени не менялись или менялись незначительно;
окончательные выводы о коллективном доминировании необходимо делать с учетом наличия высоких барьеров доступа на товарный рынок новых участников-конкурентов. Если барьеры входа на рынок легко преодолимы и появление новых конкурентов вполне реально, то выводы о возможном коллективном доминировании действующих хозяйствующих субъектов будут необоснованными и противоречащими требованиям закона.
На каждый из хозяйствующих субъектов, которые коллективно доминируют на товарном рынке, распространяются ограничения в поведении на товарном рынке, предусмотренные антимонопольным законодательством.
При этом во всех случаях наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке как индивидуальное, так и коллективное не является противозаконным и не нарушает требования антимонопольного законодательства. Запрещаются действия, которые трактуются как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положеппем на товарном рынке.
|