Федеральный антимонопольный орган — Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) входит в структуру федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельности Федеральной антимонопольной службы осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации.
Основные задачи федерального антимонопольного органа определены федеральными законами «О защите конкуренции», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и мушщипалысых нужд» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. ФАС России осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 с последующими изменениями и дополнениями. Деятельность территориального антимонопольного органа регламентируется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы 23 июля 2015 г. № 649/15 с последующими изменениями и дополнениями.
К основным задачам указанных антимонопольных органов относятся:
- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- государственный контроль за соблюдением антимонопольного, рекламного законодательства и законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государствешгых и муниципальных нужд.
Антимонопольные органы выполняют следующие основные функции:
- обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
— выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение виновных лиц к ответственности за такие нарушения;
— предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
— осуществление государственного контроля за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Наряду с данными функциями антимонопольные органы могут осуществлять иные функции, предусмотренные другими федеральными законами. Эти органы принимают участие в разработке и реализации федеральных и региональных программ развития экономики, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства, организации биржевых торгов природными ресурсами и др.
Исключительно Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и при осуществлении антимонопольного регулирования;
1. Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы по вопросам, относящимся к сфере ведения службы.
2. Самостоятельно принимает нормативные правовые акты в форме приказов в установленной сфере деятельности, в том числе формы процессуальных документов, порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках, порядок установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов па рынке, административные регламенты по вопросам осуществления деятельности ФАС России н др.
3. Дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства.
4. Дает заключения о последствиях воздействия специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, последствиях изменения ставок таможенных пошлин на конкуренцию на товарных рынках Российской Федерации.
5. Вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий.
6. Ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации и размещает его на сайте антимонопольного органа в сети Интернет.
7. Обобщает и анализирует практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывает рекомендации по его применению.
8. Осуществляет сотрудничество с международными организациями, государственными органами иностранных государств, принимает участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, в работе межправительственных и межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, в осуществлении международных программ и проектов по вопросам защиты конкуренции.
Федеральный и территориальный антимонопольные органы:
1. Возбуждают и рассматривают в установленном порядке дела о нарушении антимонопольного законодательства.
2. Выдают хозяйствующим субъектам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений антимонопольного законодательства.
3. Осуществляют контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
4. Привлекают к административной ответственности в форме штрафа виновных юридических лиц, должностных лиц и граждан за нарушения антимонопольного законодательства.
5. Ведут реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.
6. Устанавливают доминирующее положение хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
7. Обращаются в арбитражный суд с исками и заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства.
8. Обращаются в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
9. Размещают на сайте антимонопольного органа в сети Интернет решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц.
10. Проводят плановые и внеплановые проверки хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.
11. Размещают на сайте антимонопольного органа в информационнотелекоммуникационной сети Интернет решения н предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц.
12.Осуществляют контроль за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций.
13.Осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и положениями об антимонопольном органе.
Территориальный антимонопольный орган имеет практически те же полномочия, что и федеральный антимонопольный орган (центральный аппарат), за исключением полномочий, являющихся исключительной компетенцией центрального аппарата.
Все полномочия антимонопольных органов можно классифицировать по следующим направлениям.
1. Полномочия, направленные на развитие конкуренции:
а) проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
Результаты анализа, проводимого федеральным и территориальным антимонопольными органами, используются при подготовке государственных докладов о реализации конкурентной политики, отраслевых и региональных программ демонополизации, при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства, при контроле рыночной концентрации и во многих других случаях.
Итоговая оценка конкурентной среды на товарных рынках позволяет антимонопольным органам определить, к какому типу рыночной структуры принадлежит изучаемый товарный рынок, и оценить степень развитости (неразвитости) конкуренции на нем.
Материалы анализа и оценки товарного рынка имеют важное правовое значение. Они могут быть представлены в суд или комиссию антимонопольного органа по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Эти материалы используются антимонопольными органами в качестве доказательств правильности и обоснованности решений об установлении доминирующего положения, о даче или об отказе в дачи согласия па приобретение акций (долей), передачу имущества, слияние или присоединение хозяйствующих субъектов и при совершении иных сделок.
б) определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта;
Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на
рынке является исключительной компетенцией антимонопольных органов. Признание законом «О защите конкуренции» этого полномочия исключительным означает, что суд не вправе без заключения экспертизы не придать доказательной силы заключению антимонопольного органа о доминирующем положении. Так как для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке требуется установление географических и продуктовых границ рынка, то и определение этих границ также является исключительной компетенцией антимонопольного органа.
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке не является для него предосудительным. Запрещается лишь злоупотребление этим положением (рыночной властью). Установление доминирующего положения в результате анализа конкурентной среды означает, что хозяйствующий субъект попадает в зону контроля антимонопольного органа в части его рыночного поведения.
в) разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках;
По итогам анализа товарных рынков, определения положения на нем основных хозяйствующих субъектов антимонопольные органы полномочны вносить в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения о введении или отмене таможенных тарифов, лицензирования отдельных видов деятельности, различных видов государственной поддержки и др.
г) дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства;
Это полномочие принадлежит только федеральному антимонопольному органу и не представлено территориальным антимонопольным органам. Разъяснения могут даваться как по конкретным случаям применения антимонопольного законодательства, так и в целом в отношении отдельных норм н положений Закона «О защите конкуренции».
Разъяснения федерального антимонопольного органа не имеют силы официального толкования закона, обязательного к применению другими органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами и судами. Однако территориальные антимонопольные органы обязаны их учитывать в своей деятельности по осуществлению контроля соблюдения антимонопольного законодательства.
д) представление в Правительство Российской Федерации доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации;
Это полномочие реализует только федеральный антимонопольный орган на основе тщательного и глубокого изучения состояния дел на товарных и финансовых рынках в России. Доклад содержит конкретные предложения по дальнейшему развитию конкуренции на отдельных рынках. По результатам обсуждения доклада Правительство Российской Федерации принимает меры по защите и развитию конкуренции путем издания специальных постановлений. При необходимости могут вноситься поправки в действующее законодательство.
2. Полномочия по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства
а) принятие решения и выдача предписания, предупреждения и направление предостережений в случае нарушения антимонопольного законодательства;
Одним из методов предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в соответствии со ст. 23 Закона «О защите конкуренции» является возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения дел принимаются решения и выдаются соответствующие предписа- иия. Выдача предписаний является одпим из основных полномочий антимонопольного органа. Предписание является следствием решения, которым нарушителю предлагается совершить определенные действия или воздержаться от действий.
Предписание - это обязательное для исполнения распоряжение, данное антимонопольным органом хозяйствующим субъектам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, иным органам и организациям о совершении определенных действий либо о воздержании от определенных действий. Признаками предписания являются:
- конкретный адресат;
- четкое наименование действий, которые должны быть совершены или не совершены;
- обязательность исполнения;
- соответствие содержания предписания принятому антимонопольным органом решению;
- соблюдете утвержденной формы;
- наступление последствий, вызванных неисполнением предписания.
В отношении хозяйствующих субъектов антимонопольные органы вправе принимать решения и направлять соответствующие предписания:
- о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
- о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
- о прекращении нарушения правил недискриминациошюго доступа к товарам;
- о прекращении недобросовестной конкуренции;
- об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
- о восстановлении положения, существующего до нарушения антимонопольного законодательства;
- о заключении договоров, об изменении условий договоров в случае, если такое ходатайство заявлено лицами, чьи права и интересы были нарушены;
- о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;
- о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
- о продаже определенного объема продукции па товарной бирже и др.
Предусмотрены также полномочия антимонопольных органов принимать решения и выдавать обязательные для исполнения предписания федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам:
- об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
- о прекращении щщ 0б изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;
- о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
- о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции.
Перечень решений, которые могут приниматься антимонопольными органами, и предписаний, выдаваемых на их основе, содержащийся в ст. 23 Закона «О защите конкуренции», не является исчерпывающим, поскольку решения могут приниматься во исполнение любых полномочий, предоставленных антимонопольным органам Законом «О защите конкуренции», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, а также положением о федеральном антимонопольном органе и о территориальном антимонопольном органе.
В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и последствий, способствующих возникновению такого гирушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Основанием для направления такого предостережения является публичное заявление должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
б) антимонопольный контроль на торгах;
Развитие рынка и рыночных отношений ввели в коммерческую практику торги и иные конкурентные способы, в том числе при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государствегашх и му н иди палы гых нужд. Для торгов естественна конкуренция между участниками. В таких условиях возникает потребность в обеспечении соблюдения организаторами торгов и участниками торгов правил поведения, предусмотренных антимонопольным законодательством. Такие правила изложены в статьях 17, 171, 18 Федерального закона «О защите конкуренции» и в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В случае несоблюдения требований законодательства о проведении торгов, нарушения порядка проведения торгов, ограничения конкуренции при проведении конкурсов, аукционов, запроса котировок цен антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдает соответствующие предписания.
в) привлечение нарушителей антимонопольного законодательства к ответственности;
Одним из важнейших и наиболее результативных полномочий антимонопольных органов является принятие решений о применении административных взысканий путем наложения штрафа. Административные дела возбуждаются и рассматриваются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Основаниями для административного производства являются установленные факты нарушения антимонопольного законодательства, в том числе:
- неисполнение решения или предписания антимонопольного органа;
- непредставление в антимонопольный орган ходатайств и уведомлений, которые должны быть представлены в соответствии с требованиями закона в целях обеспечения контроля за экономической концентрацией;
- непредставление в антимонопольный орган по его запросу в установленный срок документов или иной информации;
- выявления фактов злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке;
- выявление фактов совершения согласованных действий хозяйствующих субъектов на рынке (картельный сговор);
- выявление фактов недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами;
- иные случаи, предусмотрешше Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дела об административном правонарушении возбуждаются и рассматриваются непосредственно уполномоченными сотрудниками антимонопольных органов. За нарушения антимонопольного законодательства административная ответственность предусмотрена в форме штрафа, налагаемого должностным лицом антимонопольного органа, или дисквалификации, решение о которой принимает суд по иску антимонопольного органа. Учитывая тяжесть совершенных административных правонарушений, административным законодательством не предусмотрена ответственность за нарушения ашгимонополыюго законодательства в форме предупреждения.
Кроме того, следует учитывать, что привлечение виновных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в случае установления нарушений антимонопольного законодательства является не правом, а обязанностью антимонопольного органа. Это означает, что в любом случае при нарушении антимонопольного законодательства, если за такие нарушения предусмотрена административная ответственность, антимонопольный орган обязан возбудить и рассмотреть дело об административном правонарушении и принять соответствующее решение.
В случае выявления в действиях виновных лиц признаков уголовного преступления антимонопольный орган передает соответствующие документы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела за нарушения антимонопольного законодательства
г) право антимонопольного органа на предъявление иска в суд;
Ст. 23 Закона «О защите конкуренцию) предусматривает полномочия антимонопольных органов обращаться в суд, в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе:
о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
- о признании недействительными полностью или частично договоров, несоответствующих антимонопольному законодательству;
- об обязательном заключении договора;
- об изменении или о расторжении договора;
- о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
- о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
- о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
- о взыскании административного штрафа с виновного лица в случае отказа от его добровольной оплаты;
- о признании торгов недействительными;
- о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.
Антимонопольный орган (его сотрудники) имеет право участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства.
Участие антимонопольного органа в судебном процессе возможно как в качестве истца, так и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора. Вместе с тем, антимонопольный орган может быть ответчиком в суде, если обжалуются его действия, в том числе принятые решения и выданные предписания.
Следует подчеркнуть, что антимонопольные органы участвуют в процессе не только при нарушении антимонопольного законодательства, но и в иных случаях, в том числе прн нарушении законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров для государственных и муниципальных нужд, другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на антимонопольные органы.
д) контроль за предоставлением государственных и муниципальных преференций;
Эти полномочия введены в обязанность антимонопольных органов только с июля 2009 г. в связи с внесением изменений в Закон «О защите конкуренции». При этом под преференциями понимаются преимущества, которые предоставляются отдельным хозяйствующим субъектам органами государственной власти, органами местного самоуправления или иными органами и организациями. Преференции предоставляются путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот. С введением в закон этого понятия из него исключено понятие «государствен ая или муниципальная помощь» и процедура ее предоставления, которое содержалось в первоначальном варианте Закона «О защите конкуренции», принятого в 2006 г.
Предоставление преференций не должно вести к необоснованным преимуществам отдельным хозяйствующим субъектам и не должно ограничивать конкуренцию па товарном рынке. Государственные или муниципальные преференции предоставляются только с предварительного согласия антимонопольного органа. Принятию решения должен предшествовать тщательный анализ положения дел на товарном рынке и определение уровня конкуренции. Антимонопольный орган осуществляет контроль за целевым использованием преференций и соблюдением условий их предоставления. В случае выяатения нецелевого использования преференций антимонопольный орган обязан выдать предписание хозяйствующему субъекту и органу, предоставившему преференции, по возврату имущества и иных объектов гражданских прав либо по прекращению использования иных преимуществ.
3. Права антимонопольного органа в части получения информации, доступа в органы и организации.
Право па получение информации о деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций является одним из важнейших прав, дающих возможность в полной мере выполнять возложенные на антимонопольные органы функции.
Согласно ст. 25 Федерального закона «О защите конкуренции», коммерческие и некоммерческие организации (их должностные лица), органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели, иные участники экономических отношений обязаны представлять в антимонопольный оргап по его мотивировашюму требованию в установленный им срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию в письменной или устной форме, включая служебную переписку в электронном виде.
За непредставление запрошенных сведений и документов предусмотрена административная ответственность виновных лиц.
При осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства работники антимонопольного органа при предъявлении ими служебного удостоверения и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства имеют право беспрепятственного доступа в органы власти и органы местного самоуправления, в коммерческие и некоммерческие организации для получения необходимых документов и информации. В случае отказа в доступе в соответствующие организации составляется акт о препятствии осуществлению работниками антимонопольного органа возложенных на них функций. В этом случае виновные лица также привлекаются к административной ответственности.
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства работники антимонопольного органа вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей. Порядок проведения проверок, оформление документов по итогам проверок определены статьями 251 - 256 Закона «О защите конкуренции».
В целях защиты прав проверяемых лиц плановая проверка может проводиться не чаще чем один раз в три года. Внеплановая проверка проводится в случае поступления жалоб и заявлений от заинтересованных лиц, представлений правоохранительных органов, сообщений средств массовой информации, указывающих на признаки нарушений антимонопольного законодательства, а также в случае истечения срока исполнения предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Плановая или внеплановая проверки проводятся на основе приказа руководителя антимонопольного органа. По итогам проверки составляется акт о результатах проверки, копия которого вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю.
В ходе проверки сотрудники антимонопольного органа вправе осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица. В необходимых случаях при этом производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов. По результатам осмотра составляется протокол.
Наряду с правами антимонопольного органа на получение документов и информации от коммерческих и некоммерческих организации, органов власти и местного самоуправления работники антимонопольного органа обязаны соблюдать коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и не разглашать информацию, полученную от иных лиц, составляющую такую тайну. За несоблюдение такого правила сотрудники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
|