Закон «О защите конкуренции» определяет монополистическую деятельность как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Из этого определения следует:
1. Монополистическую деятельность могут осуществлять как отдельные хозяйствующие субъекты, так и группа лиц.
2. Монополистическую деятельность могут осуществлять только хозяйствующие субъекты, чье положение на рынке признано доминирующим. К лицам, не занимающим доминирующее положение, термин «монополистическая деятельность» не может быть применен. Соответственно, на них не распространяются запреты и ограничения, установленные законом и трактуемые как злоупотребление доминирующим положением.
3. Запрещенной является не любая деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, или группы лиц, а только деятельность в форме злоупотребления своим доминирующим положением или злоупотребление рыночной властью. Само по себе занятие на рынке хозяйствующим субъектом доминирующего положения пе является противозаконным и не имеет никаких негативных последствий для такого хозяйствующего субъекта.
4. К монополистической деятельности приравниваются соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством. Такие соглашения или согласованные действия могут быть как явными, так и тайными, имеющие проявление в виде сговора. Если участники соглашений осуществляют действия, ограничивающие конкуренцию на рынке, ущемляют интересы других участников, совершают нные противозаконные действия, то такая деятельность является противоправной н расценивается как монополистическая, то есть запрещенная законом.
5. Монополистической деятельностью могут быть признаны иные действия (бездействия) участников рыночных отношений, которые могут быть признаны в соответствии с другими федеральными законами монополистической деятельностью как результат злоупотребления своей рыночной властью.
В первоначальном Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.) к монополистической деятельности были отнесены противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, ор- гапов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. В действующем с 2006 г. законе «О защите конкуренции» действия органов власти и органов местного самоуправления уже не трактуются как монополистическая деятельность. Этим органам законом запрещено ограничивать конкуренцию, используя свои властно-распорядительные, контрольные, надзорные и иные функции.
Статья 10 Закона «О защите конкуренции» содержит общую норму, запрещающую хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, совершать действия (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Эта норма получила развитие путем включения в данную статью перечня возможных запрещенных действий (состав правонарушений). Этот перечень не является исчерпывающим. Фактически это означает, что любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в определенных границах рынка, могут быть признаны монополистическими, то есть противоречащими закону, если такие действия направлены на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов конкретных других лиц или неопределенного круга лнц, включая граждан.
Из этой нормы следует, что запрещенными являются как действия хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке, направленные на ограничения, недопущение, устранение конкуренции, так и действия такого участника, результатом которых является ущемление интересов других лиц. Такими иными лицами могут быть как конкуренты данного хозяйствующего субъекта, так и его контрагенты, поставщики и потребители товаров и услуг, а также иной неопределенный круг потребителей.
Таким образом, попытки хозяйствующего субъекта, доминирующего па товарном рынке, сохранить или укрепить свое положение (рыночную власть), используя определенные методы, воздействующие на общие условия конкуренции и ограничивающие ее, наносящие ущерб конкурентам, а также другим хозяйствующим субъектам или физическим лицам, являются нарушением антимонопольного законодательства и должны пресекаться и устраняться антимонопольными органами.
Монополистические действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, могут быть направлены на создание ограничений доступа па рынок другим хозяйствующим субъектам, вытеснение действующих на данном рынке конкурентов, получение монопольной сверхприбыли либо иных преимуществ в предпринимательской деятельности. Поэтому могут быть выделены злоупотребления по отношению к контрагентам, то есть поставщикам и потребителям, н злоупотребления по отношению к хозяйствующим субъектам, действующим на том же рынке, то есть реальным и потенциальным конкурентам.
Необходимыми условиями для признания действий хозяйствующего субъекта монополистическими кроме установления его доминирующего положения является выявление и доказательство фактов злоупотребления своим доминирующим положением, то есть сознательного осуществления таких действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов иных лиц, оценка степени допустимости совершенных действий. Если эти условия не соблюдены, действия хозяйствующего субъекта не могут быть квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства. Необходимо правильное разграничение действий хозяйствующего субъекта, являющихся обычной справедливой рыночной конкуренцией, и злоупотреблений доминирующим положением, а также разграничение споров, относящихся к компетенции арбитражных судов или антимонопольных органов.
Во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов постоянно возникают проблемы, связшшые с заключением договоров, установлением цен, выходом на новые рынки и др. Но если ни один из участников этих взаимоотношений не занимает доминирующего положения на рынке, любые споры между ними должны решаться в гражданско-правовом порядке без обращения в антимонопольные органы, так как в этих случаях нет нарушения антимонопольного законодательства.
При рассмотрении поведения хозяйствующего субъекта на рынке необходимо оценить его антиконкурентную направленность, то есть установить, что действия данного субъекта имели или могли иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Следует иметь в виду, что запретительные нормы закона распространяются не только на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, которые фактически привели к ограничению конкуренции, но и на действия, которые потенциально представляют угрозу конкуренции, то есть были совершены, но еще не дали тех результатов, которых ожидал от них монополист.
В ряде случаев закон (часть 2 ст. 10) предполагает применение так называемого «правила разумного подхода». Имеется в виду, что даже в том случае, если доминирующий на рынке хозяйствующий субъект совершил отдельные действия, запрещенные законом, он вправе представить доказательства того, что такие действия могут быть признаны допустимыми и положительный эффект от таких действий превысит негативные последствия для данного товарного рынка.
Кроме того, не являются монополистическими, то есть противозаконными, действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
|