Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке, обладает рыночной властью и может злоупотреблять ею при установлении и применении цен на продукцию. К наиболее распространенным видам нарушений антимонопольного законодательства относятся:
Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким нарушением признается применение свободных (рыночных) цен (тарифов) на товары (услуги), на которые по установленному нормативными правовыми актами порядку должны применяться регулируемые цены. Перечень товаров и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цеп (тарифов), установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 (с последующими изменениями и дополнениями), а также федеральными законами «О естественных монополиях», «Об электроэнергетике» и иными федеральными законами.
Нарушением также считается несоблюдение установленных регулирующими органами сроков представления на рассмотрение проектов регулируемых цен (тарифов) с обосновывающими материалами, а также сроков их доведения до потребителей после утверждения.
Причинами нарушений могут быть также отсутствие согласованных тарифов на регулируемые виды деятельности с региональными органами по тарифам, с администрациями субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Наиболее часто такие нарушения допускают хозяйствующие субъекты — естествешше монополисты (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, телефонные компании, порты, аэропорты и др.), которые на практике применяют не регулируемые, а свободные цепы (тарифы) или применяют к установленным ценам собственные поправочные коэффициенты.
При продаже товаров по свободным ценам к нарушениям установленного нормативными актами порядка ценообразования со стороны хозяйствующего субъекта относятся:
- включение в стоимость товара фактически невыполненных или выполненных не в полном объеме работ;
- применение цен на комплектный товар при поставке некомплектного;
- применение цен на товары, не соответствующие по характеристикам и потребительским свойствам, предусмотренным при согласовании (установлении) цен;
- применение не предусмотренного нормативными актами регулирования цен (тарифов) на не подлежащие государственному регулированию товары (работы, услуги).
Нарушения установленного порядка ценообразования выявляются сопоставлением порядка, предусмотренного в нормативных актах, с действующей практикой установления цен, проводимой хозяйствующим субъектом, доминирующем на рынке.
Установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В соответствии со cm. 6 Закона «О защите конкуренции» под монопольно высокой ценой товара понимается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (сопоставимый рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Одним из существенных признаков, характеризующих наличие монопольно высокой цены, является компенсация необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей. Другим признаком является прямое завышение себестоимости (расходов) производства и реализации товара. Третьим признаком следует признать установление при формировании цены неоправданно высокой рентабельности, что позволяет получить монопольно высокую прибыль. Четвертым признаком является получение дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Важнейшим признаком монопольно высокой цены является доказательство того, что установленная монополистом цена превышает цену, которая сформировалась на аналогичный товар в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке на территории России или на территории иностранного государства.
Монопольно высокой считается, в частности, цена, установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
- расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
- состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
Также монопольно высокой является цена, установленная путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
- расходы, необходимые для производства и реализации товара, суще- ственно снизились;
- состав продавцов или покупателей товара обуславливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Для доказательства нарушений антимонопольного законодательства путем установления или поддержания монопольно высокой цены необходимо проводить серьезные экономические исследования, включая:
- проведение факторного н сопоставительного анализа динамики цен на данный товар у различных производителей, в различных регионах страша и даже за ее пределами;
- сопоставление темпов роста цены товара с индексами роста цен в промышленности или иных сферах экономики, потребительских цен или видов продукции, используемой для производства данного товара;
- постатейный анализ всех затрат, формирующих полную себестоимость производства и реализации продукции, с выделением затрат на производство и реализацию данного конкретного товара;
- обоснованность н причины получения прибыли, которую есть основания считать монопольно высокой;
- выявление конкурентных и потенциально конкурентных товарных рынков в Российской Федерации н за ее пределами н др.
В случае доказательства факта установления или поддержания монопольно высокой цены антимонопольный орган должен принять установленные законодательством меры по ее снижению до уровня, сформированного на аналогичный товар на конкурентном рынке, или исключения неоправданно высоких расходов и прибыли.
Не признается монопольно высокой цена, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, установленного органом государственного ценового регулирования.
При определенных условиях не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара.
Установление, поддержание монопольно низкой цены.
В соответствии со cm. 7 Закона «О защите конкуренции» монопольно низкой признается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Такое определение монопольно низкой цены фактически объединяет два понятия - монопсонически низкая цена и собственно монопольно низкая цена (демпинговая или хищническая цена). Каждое понятие имеет свою специфику. В частности, монопсонически низкая цена является результатом ущемления экономических интересов производителя (поставщика) и направлена на получение хозяйствующим субъектом - потребителем (покупателем) - монопсонистом дополнительной прибыли. Демпинговая цена ограничивает конкуренцию на товарном рынке и направлена на вытеснение с него реальных конкурентов и недопущение входа новых хозяйствующих субъектов на данный рынок.
Монопольно низкая цена может быть также установлена одним из двух следующих способов:
Путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
- расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
- состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
Путем поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
- расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;
- состав продавцов или покупателей товара обуславливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;
- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обуслов- ленные мерами государственного регулирования, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.
Законом предусмотрено, что не может быть признана монопольно низкой цена товара в следующих случаях:
а) если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органами государствешюго ценового регулирования;
б) если она не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;
в) если ее установление продавцом товара не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
Для выявления монопсонически низкой цены необходимо установить факт доминирования хозяйствующего субъекта на рынке в качестве покупателя (монопсониста), получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, доказать занижение покупной цены.
Для выявления монопольно низкой демпинговой цены необходимо установить факт доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке в качестве продавца, выявить уровень цены, приносящий убытки от продажи данного товара, доказать ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.
Установление различных цен на один и тот же товар.
Законом запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, по экономически, технологически или иным образом необоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Такие злоупотребления рассматриваются как ценовая дискриминация. Для разных групп покупателей или для отдельных покупателей цены устанавливаются на один и тот же товар вне зависимости от реальных затрат, в том числе с использованием системы надбавок и скидок. Продавец при этом преследует цель получения монопольной прибыли либо вытеснения конкурентов с рынка путем установления эксклюзивных скидок для отдельных групп хозяйствующих субъектов, а также ограничения перепродажной цены.
В соответствии с требованиями антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, должен продавать свой товар разным покупателям по одинаковой цене, не допуская фактов цеповой дискриминации.
Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии (мощности).
Данный запрет охватывает действия хозяйствующего субъекта, совершаемые на особых рынках - оптовом н розничном рынках электроэнергии (мощности). Такие рынки обладают значительной спецификой и регулируются значительным количеством специальных нормативных и правоприменительных актов в сфере электрической энергии (мощности), в том числе федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172, Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. №929 «О порядке осуществления государственного регулирования в электроэнергетике, условиях его введения и прекращения», Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1164 «Об утверждении Правил осуществления антимонопольного регулирования н контроля в электроэнергетике», различными регламентами и методиками, утвержденными уполномоченными органами.
Под манипулированием цен на оптовом рынке электрической энергии (мощности) понимают совершение экономически или технологически необоснованных действий, которые приводят к существенному изменению цен на электрическую энергию на оптовом рынке, путем:
подачи необоснованно завышенных или за1шженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности;
указанием объема, который не соответствует объему электрической энергии, вырабатываемому с использованием максимального значения генерирующей мощности генерирующего оборудования участника - системного оператора;
подача ценовой заявки, не соответствующей требованиям экономической обосповагаюсти.
Под манипулированием ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) следует понимать совершение экономически или технологически необоснованных действий доминирующим хозяйствующим субъектом, которые приводят к существенному изменению нерегулируемых цен на электрическую энергию и (или) мощность. На розничном рынке электрической энергии (мощности) действуют следующие субъекты:
— потребители электрической энергии;
- поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке);
— территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
|