Понедельник, 25.11.2024, 00:22
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятия согласованных действий хозяйствующих субъектов на рынке

Антимонопольным законодательством запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. При этом в практической деятельности не все соглашения между конкурентами или иными лицами ограничивают конкуренцию. Многие виды совместной деятельности положительно сказываются на состоянии конкуренции: они могут стимулировать факторы эффективности, снижать риски, создавать новые виды продукции или методы ее распределения, повышать качество информационных потоков и др.

Хозяйствующие субъекты могут совместно инвестировать средства в строительство нового предприятия, создавать общие коммуникационные сети или объекты совместной инфраструктуры, совместно закупать сырье и материалы, создавать сети посредников, организовывать отраслевые или территориальные ассоциации, союзы и другие формы легальных объединений. Достижение таких соглашений само по себе не является противоправным и не противоречит нормам антимонопольного законодательства.

Запрещенными признаются соглашения в форме достигнутой между двумя и более хозяйствующими субъектами договоренности о координации тех или иных аспектов предпринимательской деятельности, результатом которой является (может являться) ограничение или устранение конкуренции на соответствующем рынке. Согласованные действия - это скоординированные, согласно достигнутой договоренности, действия хозяйствующих субъектов, результатом которых также является (может являться) ограничение или устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

При этом cm. 4 Закона «О защите конкуренции» определяет соглашение как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе илн нескольких документах, а также договоренность в устной форме. На практике соглашения в устной форме зачастую называют сговорами.

Различают горизонтальные и вертикальные соглашения (согласованные действия).

Горизонтальные соглашения (согласованные действия) или картели заключаются (осуществляются) между конкурентами (поставщиками или покупателями), действующими на одном и том же товарном рынке. В данном случае хозяйствующие субъекты, которые должны конкурировать между собой на рынке, согласовывают свое поведение и фактически выступают на рынке как один продавец - монополист или один покупатель - монопсонист. При наличии у участников соглашения в совокупности значительной доли рынка они могут оказывать существенное влияние на состояние конкуренции, приобретать рыночную власть и использовать её в традиционных для монополистической деятельности целях получения дополгаггельной прибыли, ограничения объема продаж, ценового диктата, вытеснения конкурентов и осуществления иных противоправных действий.

Вертикальное соглашение - это соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом. Такие соглашения заключаются между поставщиками и покупателями, находящимися на разных уровнях производства или распределения, то есть между хозяйствующими субъектами и их заказчиками или поставщиками, действующими на разных уровнях цепочки производство - оптовая торговля - розничная торговля.

В российской предпринимательской практике получили распространение так называемые «вертикально интегрированные коммерческие структуры» (ВИКС) в сфере добычи нефти, её переработки, оптовой н розничной продажи нефтепродуктов. Также соглашения ведут к установлению и поддержанию как оптовых, так и розничных цен на конечный товар.

По степени опасности дш конкуренции горнзонталыше соглашения (картели) превосходят вертикальные, поскольку могут явиться самым крупным после традиционной монополии источником антиконкурентного поведения. Существует много возможных видов картелей. Однако все онн снижают выпуск продукции и повышают цены, устраняя конкуренцию между сторонами по соглашению о создании картеля. Чаще всего продавцы н покупатели заключают между собой следующие виды картельных соглашений: соглашения о фиксировании цен, соглашения о подаче мошеннических заявок на торгах, соглашения о распределении клиентов, соглашения о распределении территории, соглашения о сокращении объемов выпуска продукции.

Полностью устранить конкуренцию картели не способны. Участники соглашений могут договориться лишь об устранении конкуренции на отдельных сегментах рынка или в определешгых районах страны. Но и в этом случае их согласованные действия должны признаваться противоправными.

Существуют и некартельные договоры между конкурентами. Многие соглашения не содержат в себе значительных потенциальных возможностей ограничения конкуренции, особенно если компании — участники соглашения совместно обладают лишь небольшой долей рынка. Распространены горизонтальные соглашения, основанные на так называемом «правиле справедливости». К таким соглашениям относятся соглашения о:

выводе товара на рынок, маркировке, других стандартах;

совместной рекламе и продвижении товара на рынок;

совместном обучении кадров;

обмене некоторой информацией;

исследованиях и разработках;

иные соглашения, не преследующие цель ограничения конкуренции на рынке.

К таким типам соглашений относятся договоры о создании совместного предприятия, договоры о совместной деятельности, договоры специализации, договоры о содействии, договоры о создании объединения в форме союза или ассоциации и др. Во многих странах получили развитие экспортные картели. Участники такого соглашения договариваются о совместных действиях в экспортных сделках в целях повышения конкурентоспособности своей продукции на внешних рынках. Они могут быть признаны законными и не подпадают под нормы антимонопольного законодательства, если решают следующие задачи:

выработка единой государственной политики на международных рынках;

защита национальных интересов государств-экспортеров;

повышение конкурентоспособности продукции па мировых рынках;

выработка единой ценовой политики в экспорте;

повышение доходной части бюджета за счёт экспортных пошлин;

поддержка деятельности компаний за счёт зарубежных заказов при ограниченном спросе на внутреннем рынке.

Российским антимонополышм законодательством запрещены как горизонтальные, так н вертикальные соглашения, направленные на ограничение конкуренции.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (19.12.2017)
Просмотров: 242 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%