Статьей 11 Закона «О защите конкуренции» запрещаются горизонтальные соглашения (картели) между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к следующим результатам:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
Такие соглашения получили название «фиксирование цен». В этом случае конкуренты предпринимают действия с целью прямого воздействия на цены через соглашение о цепе или цепах, взимаемых с некоторых или со всех покупателей. Цены обычно устанавливаются выше уровня цен наименее эффективного производителя на рынке. Если у покупателей нет альтернативы предлагаемому картелем товару и им сложно сократить потребление этого товара, то повышение цены может быть весьма существенным;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
Участники картеля при этом вырабатывают определённую тактику поведения на конкурсах илн аукционах. Процесс торгов должен проводиться таким образом, чтобы обеспечить справедливость и самые низкие из возможных цен. Но согласованные действия подрывают этот конкурентный процесс. Особую актуальность выявление и пресечение таких согласованных действий имеет в случае проведения торгов при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов ши покупателей (заказчиков);
В таком случае участники соглашений могут контролировать цены, договариваясь о распределении между собой клиентов и рынков, и таким образом устранять конкуренцию. Соглашения о разделе рынков могут оказать более существенное воздействие на конкуренцию, нежели фиксирование цен. Когда на рынке остается лишь один игрок даже в рамках узкого сегмента, с ним никто не может конкурировать по ценам, услугам, качеству и количеству товара. Такие соглашения, внешне сохраняя видимость конкуренции, фактически фиксируют монопольное положение каждого из его участников на том или ином продуктовом или географическом сегменте рынка;
4) экономически ши технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами ши покупателями (заказчиками);
Такие соглашения проявляются в форме бойкота, то есть совместного отказа от ведения дел с другими конкурентами, поставщиками или покупателями. Они могут заключаться в рамках картельной деятельности или быть частью некартельного договора, связанного с совместным предприятием или договором о сотрудничестве, которые потенциально конкурентно благоприятны. Совместный отказ вести дела с клиентами, если те не согласятся на ценовые или иные условия, установленные участниками соглашения, является формой давления, позволяющей настоять на определенных условиях. В целом для бойкотов, которые следует рассматривать как антиконкурентные действия, характерны попытки поставить конкурентов в экономически невыгодное положение, нанести ущерб их репутации либо вообще лишить их возможности вести деятельность.
Бойкот зачастую закрывает доступ к нужному ресурсу (товару, предприятию, технологии), особенно в случае, если бойкотирующая фирма обладает доминирующим положением на рынке;
5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него ши не относящихся к предмету договора;
Как и в случае монополистических действий одного хозяйствующего субъекта, в данном случае участники соглашения, отойдя от принципа добровольности и равноправия сторон при заключении договора, навязывают своим контрагентам не приемлемые для последних условия договора или выставляют требования, не относящиеся к предмету договора. Такими условиями могут быть необоснованные требования о передаче финансовых средств или иного имущества, имущественных прав, согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие условия. Такие действия участников картеля ограничивают хозяйственную самостоятельность контрагентов и сказываются на свободе их поведения на рынке;
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
Такие действия участников соглашения следует рассматривать как проявление ценовой дискриминации и выборочное установление различных цен на один и тот же товар для разных групп покупателей;
7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
Такими действиями на рынке создается искусственный дефицит товаров, что неизбежно приведет к повышению цен на эти товары. Такие согласованные действия направлены против покупателей товаров, которые вследствие этого не смогут обеспечить свои потребности в необходимых им ресурсах и вынуждены будут уйтн с рынка;
8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
Участники соглашения, используя свои коллективные возможности, могут предпринимать различные действия по недопущению на рынок новых участников-конкурентов и тем самым существенно сдерживать конкуренцию на данном рынке;
9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.
Создание профессиональных и иных видов объединений, в том числе в форме ассоциаций и союзов, исходя из принципа добровольности вхождения и выхода участников, не является противозаконным. Такое право закреплено Гражданским кодексом н иными федеральными законами. Запрещенными являются действия по проведению политики по ограничению числа участников или, напротив, по понуждению хозяйствующих субъектов или финансовых организаций вступления в члены объединения. Такие действия могут привести к потере самостоятельности хозяйствующих субъектов и ограничению конкуренции на рынке. Особенно опасны финансовые объединения (пулы), концентрирующие финансовые ресурсы н распределяющие их только среди участников такого объединения.
В ряде случаев создание объединений хозяйствующих субъектов или финансовых организаций может привести к достижению монопольной власти за счет концентрации ресурсов, а также к легализации картелей, разграничению рынка по различным принципам и другим негативным последствиям для экономики и общества.
Профессиональные н иные объединения могут лоббировать свои интересы путем установления связей с государственными органами, за счет этого влиять на принятие нормативных и ненормативных документов. Поэтому антимонопольные органы должны наблюдать за деятельностью объединений в целях недопущения действий по ограничению конкуренции.
Законом «О защите конкуренции» также запрещаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, если:
1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара;
Вертикальные соглашения, заключенные между предприятиями, находящимися на разных уровнях производства и (или) реализации товара, дают возможность проводить единую ценовую политику на рынке. Соглашение о поддержании цен при перепродаже предусматривает договоренность о том, что розничная цена фиксируется производителем, а не продавцом, илн производителем навязывается верхний или нижний пределы цены без учета рыночной ситуации и реального спроса на товар. Такая цена не всегда будет рыночной. При этом могут ущемляться интересы как покупателей (при фиксации высокой цены), так и конкурентов (при фиксации низкой цены);
2) таким соглашением продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар хозяйствующего субъекта - конкурента для продажи. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя.
За счет реализации таких вертикальных соглашений ограничивается ассортимент товаров в розничной продаже. Фирмы, которые не являются участниками соглашений, не могут реализовать свой товар из-за отказа продавцов принять такой товар к продаже.
Законом также запрещаются любые иные соглашения (как горизонтальные, так и вертикальные) между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут приводить к ограничению конкуренции.
Это требование закона ориентирует антимонопольные органы на пресечение любых, даже прямо не поименованных в законе, соглашений н согласованных действий, если их результатом может быть ограничение конкуренции в любых формах.
Кроме того, закон запрещает физическим лицам, коммерческим организациям, некоммерческим организациям координировать экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в различных формах. Такая координация ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов на рынке, влияет на процессы принятия управленческих решений, снижает деловую активность фирмы.
Антимонопольное законодательство в ряде случаев признает достигнутые соглашения между хозяйствующими субъектами допустимыми.
Горизонтальные соглашения могут не иметь антиконкурентной направленности и не ущемлять в значительной степени интересы конкурентов и контрагентов. К таким соглашениям относятся договоры о создании совместных предприятий и производств для концентрации ресурсов в целях разработки новых продуктов и освоения перспективных технологий, о совместном проведении экологических мероприятий, о введении стандартных требований к товарам, об обмене информацией между родственными предприятиями и др. Подобные соглашения могут рассматриваться как полезные для общества и признаваться допустимыми на основании анализа соотношения возможных негативных последствий для конкуренции и полезного эффекта.
Законом допускаются вертикальные соглашения в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии. Соглашения в устной форме недопустимы. Кроме того, допускаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, но только в том случае, если доля каждого из участников соглашения па любом товарном рынке не превышает 20 процентов. В случае превышения этой величины хотя бы одним участником соглашения, такое соглашение следует рассматривать как противоправное.
Статья 11.1 Закона «О защите конкуренции» вводит запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В частности, запрещаются согласованные действия, которые приводят к:
- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) нацепок;
- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- сокращению или прекращению производства товаров;
- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.
Запрещаются также согласованные действия хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие согласованные действия приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии (мощности).
Кроме того, запрещешшми являются согласовашше действия по:
- навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
- экономически, технологически и илп иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектов различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
- созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Вышеперечислешше запреты на осуществление согласованных действий не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает двадцать процентов и при этом доля каждого из которых на товарном рынке не превышает восемь процентов.
Статьей 13 Закона «О защите конкуренции» могут быть признаны допустимыми следующие соглашения и согласованные действия:
- если соглашениями или согласовашгыми действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;
- если соглашения или согласованные действия не налагают на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей соглашения;
- если результатом соглашения или согласованных действий является или может являться совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса, либо повышения конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
- если результатом соглашений или согласованных действий является или может являться получение покупателем преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашений или согласованных сделок.
Правительство Российской Федерации вправе определять случаи допустимости соглашений и согласованных действий с учетом недопустимости совершения действий по ограничению конкуренции. Такие решения принимаются по предложению федерального антимонопольного органа. При этом разрешенные соглашения вводятся на определенный срок и должны предусматривать:
- условия, которые не могут рассматриваться как допустимые в отношении таких соглашений;
- обязательные условия для обеспечения конкуренции;
- обязательные условия, при которых соглашение является допустимым.
Соглашения, ограничивающие конкуренцию, могут заключаться хозяйствующими субъектами в письмегаюй или устной формах. Соглашение, которое совершено в устной форме, считается совершённым, если из поведения лица явствует его воля заключить соглашение, что подтверждается совокупностью доказательств, указывающих на признаки того или иного вида соглашений или согласованных действий. В устной форме чаще всего заключаются прямо запрещенные соглашения (договоры и иные сделки) конкурирующих хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, и соглашения, которые имеют заведомо антиконкурентные последствия без положительного эффекта, в том числе в социально-экономической сфере. Как правило, такие соглашения носят тайный (скрытый) характер.
В письменной форме обычно бывают зафиксированы соглашения между не конкурирующими хозяйствующими субъектами (за исключением антиконкурентных соглашений па торгах), а также соглашения между конкурирующи- ми хозяйствующими субъектами, которые не являются прямо запрещенными, то есть в тех случаях, когда необходимо определение обязанностей и ответственности сторон, а также гарантии их исполнения. В таких случаях хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения могут быть признаны допустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством.
Выявление и пресечение соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, является процессом очень сложным и достаточно длительным по времени. Это связано с тем, что в России антимонопольный орган не имеет прав и возможностей веста самостоятельную оперативно-розыскную деятельность. Поэтому в отсутствие официально подписанных документов достаточно сложно, в том числе и в суде, доказать антиконкурентные цели соглашения или согласованных действий. Осложнено расследование соглашений и тем, что антимонопольным органам приходиться доказывать, что действия хозяйствующих субъектов являются не результатом их самостоятельной (индивидуальной) экономической политики, а следствием достигнутого соглашения.
Эффективность расследования сговоров во многом зависит и от получения антимонопольными органами информации, свидетельствующей о наличии ограничительных соглашений, а также доказательств, необходимых для принятия мер антимонопольного реагирования. В России информация поступает, как правило, от физических и юридических лиц, чьи интересы были ущемлены, от органов государственной власти и органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также в результате проводимых антимонопольными органами проверок.
Основными проблемами при расследовании антиконкурентных соглашений являются:
- в случае горизонтальных хозяйственных связей - доказательство, что установленные параллельные действия хозяйствующих субъектов являются не результатом их индивидуальной экономической политики, а следствием достигнутого соглашения;
- в случае вертикальных хозяйственных связей - доказательство ограничительных последствий для конкуренции;
- соглашения (согласованные действия) внутри группы лиц, для доказательства неправомерности которых требуется изучение степени экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов - участников соглашения (согласованных действий).
Действия антимонопольного органа при выявлении и сборе доказательств о наличии соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов могут быть систематизированы и осуществляться в следующей последовательности:
1. Выявление и сбор доказательств о наличии соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.
2. Анализ и оценка первичной информации о заключенных соглашениях и выявленных согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.
3. Исследование состояния конкурентной среды на товарном рынке, определение доли (совокупной доли) предполагаемых участников соглашения или согласованных действий.
4. Сбор и оценка доказательств наличия антиконкурентных соглашений и согласованных действий.
5. Выявление негативных последствий для конкуренции (недопущение, ограничение, устранение конкуренции, ущемление интересов других хозяйствующих субъектов), возникших в результате прямо не запрещенных законом соглашений и (или) согласованных действий.
В зависимости от конкретных обстоятельств могут осуществляться иные действия для доказательства незаконности заключенных соглашений или осуществления согласовашгых действий.
|