Антимонопольным законодательством запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения и (или) согласованные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных функциями указанных органов, и хозяйствующих субъектов. Такие соглашения (согласованные действия) зачастую представляют собой результат отраслевого или регионального протекционизма и лоббистской деятельности. Подобные нарушения антимонопольного законодательства представляют наибольшую опасность для конкуренции, они связаны с предоставлением необоснованных преимуществ хозяйствующим субъектам - участникам согласованных действий, влияют на уровень цен на товарном рынке, ведут к должностным правонарушениям.
Вместе с тем, в ряде случаев в условиях кризисных проявлений, спада производства товаров, повышения рыночных цен, снижения платежеспособного спроса соглашения органов исполнительной власти с хозяйствующими субъектами могут быть направлены на сдерживание дальнейшего роста цен или их снижение в целях оживления отечественного производства и выхода из кризиса. Ценовые соглашения в отдельных случаях могут быть признаны правомерными, но только по тем видам товаров, на которые осуществляется государственное регулирование цен. Вмешательство органов исполнительной власти в ценообразование па другие виды товаров будет противоречить требованиям антимонопольного законодательства.
Статьей 16 Закона «О защите конкуренции» прямо запрещены соглашения между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частно- ста, противоправными будут являться соглашения по повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Соглашения органов исполнительной власти с хозяйствующими субъектами, направленные на раздел рынка по территориальному признаку и вводящие ограничения по перемещению товаров, работ и услуг, могут осуществляться только в соответствии с п. 2 ст. 74 Конституции Российской Федерации, то есть могут вводиться только на основании федеральных законов, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. В противном случае соглашения по разделу рынка являются не право мерными и противоречат нормам антимонопольного законодательства.
Противоречащими антимонопольному законодательству являются также соглашения между органами власти и хозяйствующими субъектами, если их результатом может быть экономически, технологически или иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар. Не допускаются соглашения по ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него других хозяйствующих субъектов, не являющихся участниками соглашения.
Зачастую органы власти и управления заключают соглашения с отдельными участниками на оказание каких-либо услуг, что приводит к тому, что другие лица вынуждены вступать в договорные и иные отношения только с избранными хозяйствующими субъектами. Так, например, комитет по управлению муниципальным имуществом заключает соглашение с одной страховой компанией и обязывает всех арендаторов муниципального имущества заключать договоры страхования только с данной страховой фирмой. При этом условия страхования в других страховых организациях могут быть более выгодными для арендатора
Во многих случаях органы власти в соглашениях с конкретными хозяйствующими субъектами создают для данных субъектов режим «наибольшего благоприятствования», оказывают им содействие продвижению их товаров и услуг на рынок, понуждают подведомственные государственные или муниципальные предприятия устанавливать хозяйственные и иные отношения только с конкретным хозяйствующим субъектом, с которым заключено эксклюзивное соглашение. Такие соглашения существенно ограничивают конкуренцию на рынке и должны быть признаны незаконными по требованию антимонопольного органа или по решению суда
Кроме явных соглашений, имеющих форму доступного документа, имеют место случаи совершения тайных согласованных действий органами власти с конкретными хозяйствующими субъектами. Особенно часто это стало проявляться при проведении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В результате согласованных действий государственный или муниципальный контракт заключается с «изоранпым» хозяйствующим субъектом, что лишает остальных участников права равного доступа к бюджетным средствам на основе принципа состязательности и конкурентности.
Выявлять подобные антиконкурентные соглашения очень сложно, так как отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие факт согласованных действий между органами власти (его должностными лицами) и хозяйствующим субъектом. Для выявления и пресечения подобных нарушений антимонопольного законодательства необходимы совместные скоординированные действия специалистов антимонопольных органов и сотрудников правоохранительных органов.
|