Понедельник, 25.11.2024, 00:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Конституционные основы развития конкуренции

Развитие рыночных отношений в обществе предполагает уменьшение прямого вмешательства государства в деятельность субъектов предпринимательства. Государство как субъект рыночных отношений, с одной стороны, может поддерживать через систему соответствующих институтов экономически оправдашюе состояние конкурентной среды, а с другой - создавать определенные препятствия в виде административных или политических барьеров для деятельности отдельных субъектов рынка.

Необходимость осуществления государственной регулятивной функции в определенных сферах экономического развития общества неоспорима. Однако, определяя роль государства в условиях развития рыночных отношений, необходимо учитывать и важнейший постулат рынка - его способность к саморегулированию. Исторически в России сложилась ситуация активного вмешательства органов власти в хозяйственную деятельность субъектов рынка. Органы исполнительной власти н органы местного самоуправления далеко не всегда могут найти адекватные рыночной экономике пути взаимоотношений с хозяйствующими субъектами. Они компенсируют это тем, что принимают подзаконные акты, касающиеся вопросов лицензирования, квотирования, усложнения порядка регистрации и сделок с имуществом, создания дополнительных барьеров в распределении земельных участков, предоставления в аренду производственных и служебных помещений, оформления договоров и др. Исходя из этого, должны быть выработаны адекватные способы выстраивания отношений между органами власти и хозяйствующими субъектами.

Полномочия органов власти, ставящие в зависимость от них действующие на рынке хозяйствующие субъекты, и практика использования некоторыми участниками рынка властного патроната, запрещенная Конституцией Российской Федерации и антимонопольным законодательством, до настоящего времени еще не изжиты. Достаточно сильная потребность в административном регулировании хозяйственной деятельностью субъектов должна быть нейтрализована системой сдержек и противовесов в виде законодательного закрепления норм. Особая роль в этом процессе принадлежит антимонопольным органам, реализующим свои полномочия в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего закона и иных федеральных законов. Таким образом, соответствующие нормы Конституции Российской Федерации являются основой антимонопольного законодательства и придают ему конституционную весомость. Кроме того, антимонопольное законодательство является федераль- иым и относится к исключительной компетенции Российской Федерации, устанавливая правовые основы единого рынка.

Конституция Российской Федерации непосредственно содержит ряд норм, обеспечивающих реализацию полномочий антимонопольных органов в сфере выполнения контрольных функций, связанных с развитием рыночной конкуренции, ограничением монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и антиконкурентных действий органов власти и управления.

Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Характерно, что данная статья включена в первую главу Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» и, таким образом, определяет базовые основополагающие принципы экономического устройства государства. В соответствии со статьей 135 Конституции, этн положения могут быть пересмотрены только Конституционным собранием или всенародным голосованием (референдумом), но никаким иным органом государственной власти, включая высший законодательный орган - Федеральное Собрание Российской Федерации. Следовательно, они имеют высшую юридическую силу по отношению не только к любым иным актам права, но и к нормам других глав Конституции Российской Федерации.

Любые акты, решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в Российской Федерации не должны нарушать данных положений Конституции государства. Кроме того, для ограничения и пресечения возможных нарушений базовых принципов экономического устройства Российской Федерации должно создаваться и применяться соответствующее законодательство, а также формироваться и наделяться необходимыми полномочиями органы государственной власти, осуществляющие контроль за соблюдением этих норм.

Конституция Российской Федерации содержит положения, направленные на поддержание экономических основ конституционного строя, изложенных в ст. 8. В первую очередь, ст. 71 Конституции государства относит к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Без этих условий все принципы ст. 8 Конституции носят не более чем декларативный характер.

Ст. 74 Конституции Российской Федерации устанавливает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов н каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а отдельные ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Тем самым Конституция Российской Федерации налагает определешше ограничения па возможные действия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению подобных ограничений.

Еще одним аспектом конституционного обеспечения реализации общих принципов экономического устройства государства является включение в Конституцию Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в экономической сфере. Ст. 34 Конституции устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Права и свободы в экономической сфере, равно как и все иные права и свободы человека и гражданина, являются постоянно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и политической власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции государства). Любые акты и действия органов государственной власти, направленные на ограничения прав и свобод граждан в экономической сфере, противоречат Конституции Российской Федерации.

Перечисленные нормы Конституции Российской Федерации прямо касаются политики государства по ограничению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по сдерживанию конкуренции и нашли свое практическое воплощение в антимонопольном законодательстве.

Нормы Закона «О защите конкуренции» распространяются на следующие органы:

-                  федеральные органы исполнительной власти;

-                  органы государственной власти (законодательные и исполнительные) субъектов Российской Федерации;

-                  органы местного самоуправления (представительные и исполнительные, включая органы муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения);

-                  государствешше внебюджетные фонды;

-                  Центральный банк Российской Федерации;

-                  иные органы и организации, осуществляющие функции органов государственной власти п органов местного самоуправления.

Указанным органам запрещено принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (19.12.2017)
Просмотров: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%