Cm. 15 Закона «О защите конкуренции» содержит общую норму, согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государ- ственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, запрещается принимать акты и (илн) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
Из смысла этой нормы следует, что незаконными являются любые акты органов власти и органов местного самоуправления и любые действия (бездействие) их должностных лиц, если результатом реализации таких актов или последствиями действий должностных лиц есть или может быть недопущение, ограничение или устранение конкуренции на товарном рынке. При этом неправомерными могут быть не только действия, но и бездействие органов власти и их должностных лиц. Наиболее часто это проявляется в несовершении определенных процедур, предусмотренных законами или другими правовыми актами (оставление без движения поступивших документов, не направление ответов заявителям, волокита в решении вопросов, входящих в компетенцию органа и др.).
Нормы этой статьи не распространяются на законодательные органы власти на федеральном уровне, суды, органы прокуратуры, Счетную палату РФ, Следственный комитет РФ.
Субъектами, на которые распространяются антимонопольные требования, также являются организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг. В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» такими организациями могут быть подведомственные государственному органу или органу местного самоуправления государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные для предоставления государственных или муниципальных услуг.
В cm. 15 Закона «О защите конкуренции» приводятся наиболее характерные виды нарушений антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления. При этом приведенный в законе перечень не является исчерпывающим.
Введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Вводимые органами исполнительной власти ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов и осуществление ими определенных видов деятельности могут содержать следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства:
запрет на создание хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов по мотивам нецелесообразности;
установление прямых запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, в том числе в зависимости от формы собствешюстн или места нахождения хозяйствующего субъекта (за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством).
Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Деятельность хозяйствующих субъектов на рынке связана с необходимостью получения в различных органах исполнительной власти и местного самоуправления тех или иных разрешительных и согласующих документов. Во многих случаях при этом создаются необоснованные препятствия, мешающие хозяйствующим субъектам на равных конкурировать с другими хозяйствующими субъектами. С точки зрения антимонопольного законодательства онн рассматриваются как ограничения возможности входа новых хозяйствующих субъектов на данный рынок и их эффективной деятельности. Такие действия властных структур следует рассматривать как установление непредусмотренных законодательством административных барьеров, которые существенно сдерживают развитие конкуренции. При таких условиях хозяйствующий субъект, даже если он создан и действует в полном соответствии с законодательством, не может заниматься предпринимательской деятельностью в выбранной им сфере.
Необоснованные административные барьеры снижают конкуренцию на рынке, повышают непроизводственные издержки, создают условия для коррупции и возникновения «административного ресурса».
Формами административных барьеров могут быть не предусмотренные действующим законодательством запреты на создание ноных предприятий, на осуществление определенных видов деятельности, введение дополнительного лицензирования, сертификации товаров (обязательной или добровольной), проведение всевозможных согласований и экспертиз, не предусмотренных действующим законодательством, введение в практику непредусмотренной отчетности, создание неравных условий деятельности конкурирующих хозяйствующих субъектов, отказ в выделении материальных н иных ресурсов при их наличии, недопущение к пользованию бюджетными средствами при наличии такой возможности и др.
К административным барьерам следует отнести и необоснованные проверки хозяйствующих субъектов комиссиями и отдельными должностными лицами различных контрольных органов, а также требования не предусмотренных нормативными актами справок и иных документов.
Установление запретов или введения ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствуюгцих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Это требование Закона «О защите конкуренции» основывается на нормах Конституции Российской Федерации. Ст. 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Ст. 74 Основного закона не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусматривает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств па всей территории государства.
Несоблюдение указанных положений, а также норм Закона «О защите конкуренции» трактуется как нарушение антимонопольного законодательства. При этом установленный ст. 15 Закона «О защите конкуренции» запрет на ограничение свободы перемещения товаров не имеет исключений. Следовательно, любые подобные ограничения, если они сдерживают конкуренцию, должны пресекаться антимонопольными органами.
Достаточно часто подобные нарушения допускают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, вводя запреты н ограничения на вывоз товаров за пределы своей территории или ввоз товаров из других регионов. Мотивы, как правило, основываются на поддержке местных предпринимателей. Такой региональный сепаратизм не способствует развитию экономики территории, ограничивает свободу выбора товаров гражданами, является антиконкурентным по своей сутн.
Дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.
Граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Любые указания органов власти н управления о приоритетной или первоочередной поставке определенному кругу покупателей (заказчиков), изданные в нарушении действующего законодательства и нормативных актов, ведут к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, ограничению конкуренции и созданию дискриминационных условий.
Как правило, такие указания не только ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, принуждаемых к ограничению свободы своей предпринимательской деятельности, но и создают благоприятствуюпще условия для тех хозяйствующих субъектов, которым должны поставляться товары нли с которыми должны заключаться договоры. Данная норма касается не только случаев, когда хозяйствующий субъект принуждается без законных оснований по- ставлятъ товары, вьшолнять работы, оказывать услуги определенному потребителю, но и когда данный субъект вынужден приобретать товары (работы, услуги) у определенного поставщика, создавая последнему гарантированный рынок сбыта. Тем самым сдерживается развитие конкуренции в других отраслях, искусственно создаются неравные условия хозяйственной деятельности для определенных хозяйствующих субъектов.
Установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйственных субъектов, которые предоставляют такие товары.
Данная норма защищает права приобретателя (потребителя) товаров. Потребитель товаров абсолютно свободен в выборе необходимых ему товаров и, следовательно, в выборе поставщика (продавца) товаров. Навязывание приобретателю товаров конкретного поставщика ограничивает свободу выбора товаров и существенно влияет иа состояние конкуренции среди хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Зачастую такие указания касаются деятельности государствешшх (иа уровне субъекта Российской Федерации) и муниципальных унитарных предприятий, которые получают прямые директивы от своих учредителей о приобретении товаров у конкретного поставщика, создавая тем самым последнему режим наибольшего благоприятствования.
Предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.
Информация, которой располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, выполняющие государственные функции, за исключением служебной и государственной тайны, а также конфиденциальной информации, должна быть в равной степени доступна всем заинтересованным хозяйствующим субъектам. Приоритетное предоставление информации отдельным избранным хозяйствующим субъектам ставит их в более выгодное положение на рынке и, тем самым, ограничивает конкуренцию.
Предоставление государственной или муниципалыюй преференции в нарушение порядка, установленного антимонопольным законодательством.
При этом под государственными или муниципальными преференциями понимаются предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
В Законе «О защите конкуренции» специальная глава 5 посвящена целям государственных или муниципальных преференций и порядку их предоставления. Эти вопросы более подробно рассмотрены в специальном разделе данного пособия.
Создание дискриминационных условий.
Органы власти и управления должны создавать равные условия хозяйствования всем хозяйствующим субъектам, не допуская их дискриминации в разных формах.
Установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Органы власти и управления, иные организации, которые уполномочены оказывать государственные или муниципальные услуги юридическим и физическим лицам, обязаны их оказывать на безвозмездной основе за счет средств соответствующих бюджетов, выделенных на содержание и функционирование таких органов и организаций. Доходная деятельность таких органов за счет оказания платных услуг запрещена.
Дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По общему правилу хозяйствующие субъекты обладают полной хозяйственной самостоятельностью и самостоятельно принимают решения о приобретении для собственных нужд любых товаров. Вмешательство органов власти и управления в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов запрещено. Даже учредители государственных или муниципальных унитарных предприятий, которыми являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, ие могут давать таким предприятиям указания о приобретении каких-либо товаров у конкретных продавцов (поставщиков). Такие действия могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на товарном рынке.
Часть 2 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» устанавливает запрет наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранетю конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации», а полномочия органов местного самоуправления - Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Любые иные полномочия в части воздействия на рынок и ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов на территории субъекта Российской Федерации, городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения следует рассматривать как проявление нарушения антимонопольного законодательства.
Законом также запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
107
Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В этом случае имеют место два основных вида нарушений: выполнение органами власти и управления несвойственных им функций коммерческой организации, в том числе оказание платных услуг, или, напротив, наделение коммерческой организации властными функциями, в том числе, передача им контрольных или надзорных функций и полномочий. Во втором случае имеется реальная опасность, что хозяйствующий субъект, наделенный соответствующими полномочиями органа власти и управления, получит несомненные преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам, действующим на том же рынке.
Выполнение хозяйствующим субъектом контрольных и разрешительных функций позволяет ему получать дополнительную информацию о конкурентах, вытеснять их с товарного рынка в процессе предвзятого осуществления контроля, создавать барьеры для входа потенциальных конкурентов на данный рынок при исполнении разрешительных процедур.
Согласно cm. 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В частности, не допускаются соглашения ши согласованные действия, которые приводят или могут привести к:
повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
экономически, технологически или иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
разделу рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Такие соглашения и действия органов власти и управления не только противоречат требованиям антимонопольного законодательства, но и не соответствуют Конституции Российской Федерации, являются проявлением отраслевого и регионального протекционизма, что не способствует развитию конкуренции на товарных рынках.
|