Государственные или муниципальные преференции в различных формах создают определенные преимущества отдельным хозяйствующим субъектам иа товарном рынке и тем самым могут влиять иа состояние конкуренции па этом рынке. Преференции предоставляют органы власти, органы местного самоуправления или иные органы и организации. В этом отношении их действия также могут быть в ряде случаев признаны антиконкурентными, то есть противоречащими антимонопольному законодательству.
Законом «О защите конкуренции» установлен единый порядок предоставления преференций для достижения строго определенных целей. Термин «государственные ши муниципальные преференции» пришел на смену ранее используемого термина «государственная ши муниципальная помощь».
Ст. 19 закона содержит закрытый перечень целей, для достижения которых могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции. При этом закон в качестве обязательного обоснования предоставления таких преференций ставит принятие в установленном порядке специального нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или иным уполномоченным органом.
Исключительными целями предоставления государственных ши муниципальных преференций являются:
1) обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях.
Как правило, в указанных местностях сфера коммунального хозяйства и иные виды деятельности, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения, являются убыточными, что не привлекает в эту сферу новые хозяйствующие субъекты и не создает условия для развития конкуренции. Действующие хозяйствующие субъекты должны в установленном порядке получать преференции в виде прямого субсидирования из соответствующего бюджета, а также получать иные виды поддержки от органов власти и управления;
2) развитие образования и науки;
3) проведение научных исследований;
4) защита окружающей среды;
5) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей;
7) развитие физической культуры и спорта;
8) обеспечение обороноспособности страны н безопасности государства;
9) производство сельскохозяйственной продукции;
10) социальное обеспечение населения;
11) охрана труда;
12) охрана здоровья граждан;
13) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
14) поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций;
15) определенные другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации цели.
Преференции, предоставленные в указанных целях на основании соответствующего заявления органа государственной власти и органа местного самоуправления, не могут быть использованы хозяйствующим субъектом в иных целях.
Преференции предоставляются во всех случаях с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Не требуется такого согласия только в следующих случаях:
1) если преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
В данном случае речь идет о предоставлении преференций в денежной форме непосредственно из соответствующего бюджета. При этом в бюджете в обязательном порядке должны быть указаны конкретные хозяйствующие субъекты - получатели преференций и конкретный размер средств, выделяемых каждому получателю. Если в бюджете не указаны хозяйствующие субъекты, получатели бюджетных средств с их целевым назначением, то преференции отдельным хозяйствующим субъектам могут быть предоставлены только с предварительного согласия антимонопольного органа;
2) если преференция предоставляется путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Указанная преференция может предоставляться в исключительных случаях и в целях экономии времени на ее предоставление предварительное согласие антимонопольного органа не требуется. Однако в решении о предоставления такой преференции должно быть обоснование со ссылками на бюджетное законодательство;
3) если преференция предоставляется в размере, не превышающем уста- новленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, и если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;
В настоящее время Центральным банком Российской Федерации установлено, что размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами не может превышать 100 тыс. руб. по одной сделке. Следовательно, из со- ответствуютцих бюджетов отдельным хозяйствующим субъектам в качестве преференций на цели, определенные законом, может быть выделено без согласия антимонопольного органа не более 100 тыс. руб. и только один раз в год. Во всех остальных случаях требуется предварительное согласие антимонопольного органа.
4) если преференция предоставляется в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого н среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как правило, такие программы утверждаются соответствующими законами или правовыми актами органов местного самоуправления. Если утвержденные программы содержат условия и порядок предоставления государственных или муниципальных преференций, то согласие антимонопольных органов на предоставление таких преференций пе требуется.
Законом «О защите конкуренции» предусмотрены случаи передачи государственного или муниципального имущества хозяйствующим субъектам, которые не рассматриваются как предоставление преференций, и, соответственно, не требуют участия в таких сделках антимонопольных органов.
Так, не является государственной ши муниципальной преференцией:
1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
Открытые торги в форме конкурсов и аукционов являются конкурентной формой состязательности хозяйствующих субъектов. Поэтому сделки, являющиеся результатом торгов, пе следует рассматривать как какие-либо преимущества отдельному хозяйствующему субъекту со стороны органов власти и органов местного самоуправления как владельцев имущества. Именно вследствие этого передача имущества органами власти и управления хозяйствующему субъекту-победителю открытых торгов не может рассматриваться как преференция со стороны органов власти и органов местного самоуправления. Закон «О защите конкуренции» также содержит специальные нормы, касающиеся проведения торгов и сделок с государственным и муниципальным имуществом;
2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;
Основанием для передачи имущества или его иного использования в таких форс-мажорных обстоятельствах являются наступление указанных событий, подтвержденных соответствующими документами актами, приказами уполномоченных лиц, высших должностных лиц государства и др. Передача имущества при этом осуществляется пе в целях создания преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам на открытом товарном рынке, что может сказаться на ограничении конкуренции на этом рынке, а для совершения действий, не имеющих прямого отношения к другим субъектам рынка. Речь идет в данном случае о защите общегосударственных интересов и интересов населения. При этом не преследуются коммерческие цели отдельных хозяйствующих субъектов;
3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
В этом случае государственное или муниципальное имущество передается на указанных условиях в качестве вклада в уставной капитал государственных унитарных или муниципальных унитарных предприятий. Собственником имущества продолжают оставаться органы государственной власти или органы местного самоуправления. Предприятия пе могут без согласия собствешшка распоряжаться переданным им имуществом, в том числе производить его передачу или иное отчуждение;
4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;
Законы, принятые высшим законодательным органом государства Федеральным Собранием Российской Федерации, имеют большую юридическую силу, чем правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Поэтому положения федеральных законов о передаче имущества каким-либо лицам нельзя рассматривать как государственную или муниципальную преференцию в том смысле, как это записано в Законе «О защите конкуренции», а именно как действия органов власти и управления по созданию преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.
Согласно действующему законодательству, решение суда, вступившее в законную силу, является обязательным для исполнения как для участников судебного процесса, так н для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поэтому передача имущества какому-либо хозяйствующему субъекту на основании решения суда не может рассматриваться как преференция органов государственной власти или органов местного самоуправления.
5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка;
В таком случае никакому участнику рынка не создаются преимущественные условия получения доступа к имуществу или к иным объектам гражданских прав. Поэтому такие действия органов власти и управления нельзя рассматривать как предоставление преференций.
6) предоставление концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий, имущественных прав по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с частями 4.1-4.12 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Как уже отмечалось, государственные или муниципальные преференции предоставляются с предварительного согласия антимонопольного органа. Для получения этого согласия орган государственной власти, орган местного самоуправления или иной орган, имеющий намерение предоставить преференцию хозяйствующему субъекту, подает в антимонопольный орган заявление по установленной форме о даче согласия на предоставление преференции. К заявлению прилагаются:
1) проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества;
2) перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения;
3) наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции;
4) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не предоставляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах н сборах документация;
5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу;
6) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.
Антимонопольный орган в месячный срок со дня поступления рассматривает поданные документы и принимает одно из следующих решений:
1) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции;
2) о продлении срока не более чем на два месяца рассмотрения заявления в целях получения дополнительной информации;
3) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если она не соответствует целям, указанным в законе, или ее предоставление может привести к устранению или ограничению конкуренции;
4) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления преференции. Ограничениями могут являться:
- предельный срок предоставления преференции;
- круг лиц, которым может быть предоставлена преференция;
- размер преференции;
- цели предоставления преференции;
- иные ограничения, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции.
Антимонопольный орган в день принятия своего решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением заверенной копии решения. В случае предоставления в антимонопольный орган заявления и документов, не соответствующих требованиям закона, они в течение 10 дней со дня получения возвращаются заявителю с приложением копии мотивированного решения о причинах их возвращения.
Если при осуществлении контроля за целевым использованием предоставленной государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган установит несоответствие её использования заявленным целям, то он выдает хозяйствующему субъекту и органу, предоставившему преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав или принятию мер по прекращению использования преимуществ хозяйствующим субъектом, полученных им в результате использования преференции.
Основная задача антимонопольных органов при осуществлении контроля за предоставлением и использованием государствешшх или муниципалыгых преференций состоит в обеспечении функционирования товарного рынка на конкурентных условиях и недопущения ограничения конкуренции на рынке за счет актов и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
|