Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом удовлетворения потребностей граждан в товарах и услугах.
Государственную конкурентную политику вырабатывают высшие законодательные и исполнительные органы страны, а реализуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. От эффективности их действий зависит создание необходимого климата для развития конкуренции во всех сферах экономической деятельности.
Основные положения конкурентной политики государства содержатся в государственных и региональных программах развития конкуренции, утверждаемых распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Для достижения целей конкурентной политики необходимо решение следующих задач:
общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешних барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования;
реализация мер конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутрегашх и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.
Состояние конкурентной среды в настоящее время характеризуется все еще высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов, которые зачастую действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям.
В ходе проведения административной реформы в Российской Федерации сокращены масштабы вмешательства государства в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции. Однако эта работа еще не завершена, она требует продолжения п устранения все еще имеющихся ограничений и антиконкурентных действий органов власти и органов местного самоуправления. Во многих сферах деятельности сохраняются ограничения па вход новых участников па рынки в виде необходимости получения от государственных органов различив
пых разрешений, согласований, экспертиз, заключений и т.п. Имегаю расширение количества участников является первейшим условием создания конкурентной среды па рынке.
По мнению независимых экспертов, общественных объединений предпринимателей разнообразные формы государственного регулирования административного характера (ведение многочисленных реестров и регистров, аттестация и аккредитация хозяйствующих субъектов, различные экспертизы, предоставление разрешений и согласований и др.) остаются недостаточно оцененными с правовой и экономической точки зрения, а также с позиций их избыточности н коррупциогенности.
Требуется завершить работу по более четкому разграничению функций по контролю (проведение испытаний, измерений, экспертиз), надзору (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разрешений, приостановление деятельности) и оказанию государственных услуг различными органами государственной власти и муниципальных услуг органами местного самоуправления.
Чрезвычайно важно осуществить реформу технического регулирования, разработать, принять и ввести в действие технические регламенты в различных сферах экономической деятельности, предусмотренных Федеральным законом «О техническом регулировании». При этом техническое регулирование становится существенным фактором конкурентной среды, поскольку разработка технических регламентов может являться частью конкурентной борьбы.
Конкурентная среда требует защиты от установления новых административных барьеров. В этих целях целесообразно разработать и применять процедуры предварительной оценки и всестороннего обоснования принятия нормативных актов органов государственной власти н органов местного самоуправления, вводящих новые административные требования к субъектам предпринимательской деятельности.
Для снижения административных барьеров необходимо:
дальнейшее совершенствование системы лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе:
—децентрализация лицензирования путем передачи полномочий в области лицензирования наиболее массовых видов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- наделение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти функциями по контролю за лицензирующими органами на региональном уровне;
—прекращение иных форм государственного контроля (надзора) в отношении тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию, в целях исключения дублирования государственных функций;
- дальнейшее упрощение процедуры лицензирования (сокращение сроков рассмотрения заявлений субъектов предпринимательства, предоставление возможности электронного лицензирования посредством использования общедоступных телекоммуникационных систем и др.);
проведение работы по замене обязательной сертификации ряда товаров и услуг декларированием соответствия;
завершение разработки первоочередных проектов технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»;
разграничение функций по контролю и функций по надзору в отдельных сферах деятельности. Замена государственного контроля качества деятельностью соответствующих субъектов рынка - лабораторий, исследовательских и испытательных центров, которые в установленном порядке прошли государственную аккредитацию. Отдельные функции могут быть переданы саморегу- лируемым организациям и отраслевым объединениям предпринимателей;
расширение применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;
внедрение в органах власти процедуры экспертиз и предварительной оценки последствий принятия ключевых нормативных правовых актов, направленной на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию;
усовершенствование процедуры распределения государством ограниченных ресурсов и отдельных прав (пользование недрами, водными, лесными, биоресурсами) в целях обеспечения справедливых условий распределения с соблюдением принципов прозрачности и состязательности;
разработка, принятие и реализация региональных программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства. Стратегической целью таких программ должно быть выравнивание условий конкуренции в различных субъектах Российской Федерации;
включение федеральными органами исполнительной власти показателей развития конкуренции в качестве целевых в доклады об основных результатах деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, требуют серьезной корректировки действия региональных и местных властей и их должностных лиц. На этих уровнях используется практика неформальных преференций, создания искусствешгых барьеров для отдельных участников, дискриминационный подход к оказанию государственных и муниципальных услуг, проведение мпогочислештых необосповашгых проверок неугодных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организация давления посредством использования административного ресурса. Эти действия негативно сказываются на реализации государственной конкурентной политики, ограничивают позитивную роль честной и справедливой конкуренции, завышают издержки экономики и общества, формируют негативное отношение предпринимателей и населения к органам власти всех уровней.
Необходимо значительно усовершенствовать порядок доступа предпринимателей к правам пользования государственным и муниципальным имуществом, обеспечить прозрачность и открытость проведения конкурсов и аукционов по использованию имущества и поставкам товаров (работ, услуг) для госу- дарствегаплх и муниципальных нужд, исключить предоставление необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам.
Целесообразно развернуть широкую работу по адвокатировапию конкуренции на региональном и местном уровнях с целью формирования у предпрн- нимателей культуры ведения бизнеса в конкурентных условиях, доведения до широких слоев населения основных положений государственной конкурентной политики.
Учитывая важность проблемы снижения административного давления на бизнес, Президентом Российской Федерации издан специальный указ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», обязывающий Правительство Российской Федерации, Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, высших должностных лнц государственной власти субъектов Российской Федерации принять конкретные меры по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства.
Эффективные действия органов государственной власти и органов местного самоуправления могут создать правовую и организационную основу для развития предпринимательства, насыщению товарных рынков необходимыми товарами, работами, услугами, повышению уровня жизни населения н созданию благоприятного экономического, инвестиционного и идеологического климата как в целом по стране, так и в отдельных территориях.
|