Впервые термин «недобросовестная конкуренция» был употреблен во Франции в начале XIX века, хотя само это явление возникло намного раньше - с момента формирования рыночных отношений. Позже данный термин был конкретизирован и появился в других странах как обозначение теневой, нелегальной, тотальной конкуренции.
Одно нз первых определений недобросовестной конкуренции, сформулированное французским юристом П. Рубье, обозначало недобросовестную конкуренцию как «действия, ведущие к смешению, путанице, дискредитации, внутренней дезорганизации предприятий соперников и общей дезорганизации рынка».
В мировой экономической и деловой практике категория недобросовестной конкуренции имеет достаточно широкое толкование, под которой понимаются любые целенаправленные действия субъекта рынка против конкурента, осуществляемые недозволенными методами.
Конкуренция является неотъемлемой частью свободного предпринимательства и выражается в соперничестве между поставщиками товаров и услуг в борьбе за долю рынка. Для достижения этой цели используется множество способов: установление наилучшего соотношения цены и качества, предоставление дополнительных услуг, скидок постоянным покупателям, активное продвижение и сокранение имиджа товара в сознании потребителя с помощью рекламы, иной информационной деятельности и т.п.
Для России правовое регулирование конкуренции является достаточно новым. На протяжении XX века в стране отсутствовало законодательство о регулировании свободного предпринимательства, не действовало большинство применяемых за рубежом правил и обычаев делового оборота, в том числе профессиональные этические нормы. Поэтому в начальный период правового регулирования конкуренции (1990-1991 гг.) возможная эффективность вводившихся мер противодействия недобросовестной конкуренции, как и мер антимонопольного регулирования, оценивалась главным образом на основе результатов их применения в зарубежных системах конкурентного права.
К настоящему времени в развитых рыночных странах уже сформировались рыночные отношения, основанные на добросовестной конкуренции. Выработан механизм выявления и пресечения недобросовестной конкуренции как на внутренних рынках, так и при осуществлении международной торговли товарами и услугами. Активно идет процесс интеграции национальных экономик в мировое экономическое пространство. Этому во многом способствует деятельность Всемирной Торговой Организации (ВТО), члены которой берут на себя дополнительные обязательства в части поведения на рынке.
К настоящему времени переговоры о вступлении России в ВТО успешно завершились. Россия с августа 2012 года официально стала членом этой международной организации. Соответственно, она вынуждена соблюдать условия и правила международной торговли товарами и услугами, зафиксированными в уставе ВТО.
Переговоры по вступлению стран в ВТО, а также переговоры между странами-членами ВТО, ведутся по разным направлениям - по антидемпингу, субсидиям и региональным торговым соглашениям.
Основные направления переговоров по антидемпингу - предотвращение использования антидемпинговых мер для протекционизма, сокращение злоупотреблений антидемпинговыми расследованиями, устранение излишних обязанностей ответчиков по предоставлению информации, увеличение уровня транс- парешюсти, предсказуемости и справедливости антидемпинговых процедур.
По субсидиям основное внимание уделяется уточнению и совершенствованию норм по субсидиям и компенсационным мерам, мерам по торговой защите в отдельных секторах экономики, последствиям влияния приватизации на выгоды, полученные в результате предоставления субсидий до начала приватизационных процессов.
Региональные торговые соглашения (РТС) заключаются в целях обеспечения торгово-экономического режима более льготного для стран участниц, чем для других стран. В этом смысле они нарушают один из основных принципов ВТО — режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым любая льгота, предоставленная какой-либо стране, должна распространяться на всех членов ВТО. Согласно действующим правилам РТС могут заключаться для создания зоны свободной торговли и таможенного союза. С увеличением количества РТС и расширением торгово-экономических сфер, которые они регулируют, в правовом поле многосторонней торговли обнаруживается все больше лазеек, которые ведут к появлению новых торговых барьеров, сдерживанию конкуренции, дискриминации между странами-участницами и не участницами РТС.
Соблюдение правил ВТО нацелено на дальнейшее развитие интеграционных процессов, создание единого экономического и правового пространства, более эффективное использование различного рода ресурсов, которыми обладают государства-члены ВТО. Соблюдение установленных правил является обязательным условием для всех стран - как членов ВТО, так и тех государств, которые имеют намерения ими стать. Особые сложности ожидают те государства, которые еще не накопили определенного опыта функционирования национальной экономики в рыночных условиях, продукция которых не вполне конкурентоспособна на мировом рынке, уровень развития конкурентных отношений еще недостаточно высок.
Развитие международной экономической интеграции, присоединение России к ВТО предполагает снятие барьеров и ограничений по свободному перемещению товаров и услуг как внутри страны, так и между государствами — членами ВТО. Российские товарный и финансовый рынки становятся доступ- пыми для иностранных участников, которые за счет этого получат возможность расширить рынки сбыта своих товаров и услуг. В этих условиях российские предприятия будут вынуждены действовать в условиях все развивающейся конкуренции, которая с каждым годом будет принимать все более жесткий характер.
От такого соперничества, конечно, могут выиграть на какой-нибудь период наши потребители, у которых появится возможность выбора из большего числа предложений товара. Но отечественные предприятия - производители товаров и исполнители услуг, могут оказаться в весьма неблагоприятных для них условиях, что скажется не только на объемах производства товаров (услуг), но и на занятости работников, и, соответственно, на уровне доходов работающего населения, а также на формировании бюджетов всех уровней. Может сложиться ситуация, когда при насыщении рынка разнообразными товарами, прежде всего иностранного производства, покупательский спрос нашего населения снизится из-за снижения уровня доходов работников, прежде всего материальной сферы, где, как известно, создается первичный прибавочный продукт.
При открытии границ в условиях экономической интеграции для свободного перемещения товаров и услуг нашим участникам экономических отношений надо готовиться к работе в совершенно новых условиях на чисто рыночных принципах, в основе которых лежит эффективная и жесткая конкуренция за место на рынке.
Возникает резонный вопрос - готовы ли наши отечественные предприятия к работе в условиях конкуренции с иностранными фирмами после открытия границ и снятия барьеров в перемещении товаров н услуг после присоединения России к ВТО? Положительный ответ весьма затруднителен.
Основными причинами такого пессимизма следует считать следующие:
1. Наши отечественные предприниматели еще не имеют достаточного опыта работы в жестких конкурентных условиях.
2. Удельные издержки па наших предприятиях выше, чем у аналогичных зарубежных фирм, за счет более низкой производительности и эффективности труда, слабой технической оснащенности, отсталости технологий, низкой квалификации персонала, большой доли постоянных расходов, непрозрачности финансового положения и других факторов.
3. Качество большинства российских товаров все еще отстает от зарубежных аналогов.
4. Цены на нашу продукцию относительно высоки применительно к уровню доходов на душу населения,
5. Слаборазвитое общественное движение потребителей, влияющее на деятельность производителей товаров и исполнителей услуг и стимулирующее последних ориентироваться на спрос потребителей.
Конкурентные отношения в рыночной экономике базируются на конкурентном праве, основные положения которого еще далеко не изучены как хозяйствующими субъектами, так и органами власти и управления всех уровней. Российское конкурентное право основано на положениях антимонопольного законодательства, законодательства о товарных знаках и патентного законодательства. Существующие нормы этого законодательства в настоящее время в целом соответствуют нормам международного права и законодательства стран - членов ВТО. Поэтому возникает настоятельная необходимость предметного изучения основ конкурентного права и практики его применения российскими участниками, действующими как на товарном, так и на финансовом рынках.
Россия, как правопреемник СССР, является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности при ООН (ВОИС), которая была учреждена Стокгольмской конвенцией еще в 1967 г. Также Россия признала положения Парижской Конвенции по охране промышленной собственности, подписанной участниками еще в 1883 г. (последующие изменения внесены в 1967 г.).
Статья Ю-bis этой конвенции определяет недобросовестную конкуренцию как «любые акты конкуренции, противоречащие честным обычаям в промышленных и товарных делах». Нормативные положения, касающиеся недобросовестной коикурегщии, рассматриваются Европейским союзом в рамках статей 85 и 86 Римского договора Европейского Союза (1957 г.).
Активная деятельность по разработке методологии пресечения недобросовестной конкуренции осуществляется Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Благодаря работе этого органа, в 1980 г. была принята резолюция 35/63 Генеральной Ассамблеи ООН по Комплексу согласованных между многими странами равноправных принципов и правил контроля за ограничительной деловой практикой.
Из этих документов следует, что зарубежные страны накопили уже богатейший опыт работы в конкурентных отношениях, в т. ч. в части защиты своих авторских прав и результатов интеллектуальной собственности. Но для многих наших предприятий, особенно тех, которые сформированы и долгое время работали в условиях плановой экономики, нормы вышеприведенных международных правил могут быть не только неинтересны, но и вообще неизвестны. Сейчас все эти пробелы необходимо заполнять новыми знаниями и умениями работать в конкурентных отношениях. При этом следует иметь в виду тот факт, что если международным договором с участием Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, то применяются правила международного договора. Это значит, что вышеприведенные международные правовые акты имеют юридическую силу на территории России.
Согласно требованиям российского Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Такое определение понятия «конкуренция» предполагает неограниченно большое число участников, действующих на одном и том же рынке и предлагающих взаимозаменяемые для потребителя товары (услуги).
Конкуренция в экономике имеет песомнешше достоинства и преимущества как для предприятий, так и для потребителей и общества в целом.
Выгода для предприятия:
- стимулирование сбыта готовой продукции, востребованной рынком (спросом);
- ориентация деятельности фирмы на спрос потребителей;
- внедрение новых материалов, ресурсосберегающих технологий, достижений научно-технического прогресса, передового опыта;
- снижение издержек производства;
- оптимизация численности персонала, организационной и производственной структуры;
- расширение и обновление номенклатуры продукции (услуг) и увеличение за счет этого общего объема производства;
- повышение конкурентоспособности как товара, так и самого предприятия и др.
Выгода для потребителя:
- расширение свободы выбора товаров и услуг;
- более полное удовлетворение спроса на товары и услуги;
- сдерживание и в ряде случаев снижение цен на товары и услуги;
- повышение качества товаров и услуг и улучшение культуры обслуживания;
- больший учет потребностей в новых товарах и услугах;
- относительная экономия семейного бюджета;
- возможность оказывать реальное воздействие на деятельность производителя, исполнителя, продавца и др.
Выгода для общества:
- рост валового внутреннего продукта (ВВП) за счет увеличения общего объема продаж;
- увеличение поступлений в бюджеты различных уровней за счет расширения количества предприятий;
- рациональное использование природных ресурсов;
- стабилизация экономической и социальной обстановки в стране;
- развитие прикладной и фундаментальной науки, ориентированной на обеспечение эффективного функционирования конкурирующих предприятий;
- освоение новых территорий, новых видов полезных ископаемых;
- снижение затрат па государственное регулирование п государственную поддержку экономики и др.
Конкурентные отношения не всегда носят характер корректный и взаи- моуважительный. Чем больше участников на рынке, тем ограниченней свобода их действий, тем меньше рыночная власть, тем хуже их финансовое положение и меньше влияние на потребителя. Экономические отношения зачастую переходят в фазу недобросовестной конкуренции. При этом отдельные участники хотят получить свою выгоду за счет других участников либо за счет потребителей, которые становятся неизбежно вовлеченными в спор между конкурентами.
Вышеприведенный российский Закон «О защите конкуренции» дает определение понятия «недобросовестная конкуренция»: это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Под направленностью действий хозяйствующих субъектов на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности следует понимать их способность улучшить положение конкурирующего хозяйствующего субъекта на рынке, в том числе привлечь к своим товарам (работам, услугам) потребительский спрос и увеличить размер получаемой прибыли по отношению к размеру прибыли, которая могла быть получена им в случае добросовестного поведения па товарном рынке.
Законом установлены три возможных объекта противоречия совершаемых хозяйствующим субъектом действий для целей их признания актом недобросовестной конкуренции. Совершенно не обязательно, чтобы действия, направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, влекущие возможность или факт нанесения ущерба конкуренту, противоречили одновременно законодательству, обычаям делового оборота и требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Достаточно, чтобы один из трех элементов данной группы признаков недобросовестной конкуренции имел место в действиях хозяйствующего субъекта.
Под противоречием законодательству Российской Федерации следует понимать нарушение не только норм Закона «О защите конкуренции», но и иных законов, устанавливающих требования к осуществлению добросовестной конкуренции и запреты различных недобросовестных действий, направленных на получение преимуществ в предпринимательской деятельности. Такие требования содержатся в нормах гражданского законодательства, Законе «О рекламе», Законе «О коммерческой тайне», Законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и др.
Два других критерия, которым могут противоречить действия хозяйствующего субъекта, признаваемые недобросовестной конкуренцией в соответствии с российским законодательством, аналогичны определению, данному в ст. 1 О-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, где объектом «противоречия» являются «честные обычаи в промышленных и торговых делах».
Обычаи делового оборота являются разновидностью обычаев, предусмотренных п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса РФ. К ним следует относить сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота не обязательно должны быть зафиксированы в письменных документах, хотя в последнем случае отношения субъектов конкуренции выражены более определенно.
Критерию «противоречие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости» в законе придается правое значение как общим правовым принципам. Гражданским законодательством не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерениями причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью и другое злоупотребление правом. Участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно с соблюдением норм разумности.
Последствием совершенного акта недобросовестной конкуренции является возможность или факт причинения убытков хозяйствующему субъекту - конкуренту в виде реального ущерба или упущенной выгоды либо нанесение ущерба его деловой репутации. Сущность деловой репутации можно определить как сформировавшееся отношение участников рынка, включая и конкурентов, и потребителей, к хозяйствующему субъекту и вводимым им в гражданский оборот товарам либо услугам, которое может быть как позитивным, так и негативным, в зависимости от предпринятых самим хозяйствующим субъектом действий по ее формированию.
Определение недобросовестной конкуренции, сформулированное в российском Законе «О защите конкуренции», соответствует нормам международного права, по которым «играют» конкуренты стран-членов ВТО. Исходя из этого, нашим участникам необходимо знать возможные формы проявления недобросовестной конкуренции и способы их пресечения с тем, чтобы не только реально конкурировать с иностранными предпринимателями, но и уметь защищать свои интересы и наказывать недобросовестных конкурентов нз других государств.
|