Конкуренция предполагает соперничество хозяйствующих субъектов на рынке, при котором все они имеют равные права по доступу на рынок, к объектам рыночной инфраструктуры, к информации о рынке. Зачастую для осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам необходимо получить доступ к каким-либо ресурсам, получить имущественные или неимущественные права. Собственниками или держателями таких ресурсов, имущества или прав могут быть как иные хозяйствующие субъекты, так и органы государствешюй власти или органы местного самоуправления. В целях обеспечения равного доступа заинтересованных лиц к ресурсам, имуществу или правам, их владельцы могут, а в случаях, предусмотренных законами, обязаны организовывать и проводить торги. Торги являются одной из наиболее предпочтительных форм получения доступа заинтересованных лиц к ресурсам, имуществу или правам, так как они основаны на открытой состязательности участников.
Под торгами принято понимать действия органов государствешюй власти, органов местного самоуправления н иных лиц, владеющих на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или собственности определенными ресурсами, в том числе природными, объектами рыночной инфраструктуры, имущественными правами, средствами соответствующих бюджетов, по определению на конкурентной основе победителя в целях заключения с ним договора о передаче имущественных прав или средств бюджета.
Торги проводятся на основе следующих принципов:
1) создание для юридических лиц независимо от организационноправовой формы предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей равных условий участия в торгах;
2) добросовестная конкуренция;
3) эффективное использование и обеспечение благоприятных и безопасных условий пользования ресурсами, имуществом и правами, переданных пользователю;
4) доступность информации о проведении торгов и обеспечение открытости их проведения.
Торги проводятся в форме конкурса или аукциона. При этом конкурс или аукцион могут быть открытыми, закрытыми или проводиться в электронной форме. По существу к торгам могут приравниваться и проведение котировок цен на определенные товары, работы, услуги.
Заключение договора на торгах предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). В статье 447 ГК РФ сказано, что договор может быть заключен путем проведения торгов. При этом договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Основное отличие аукциона от конкурса заключается в следующем: выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее выгодную цену (если аукцион проводится по продаже ресурсов или имущества - «игра на повышение») или наиболее низкую цену (если аукцион проводится по доступу к бюджетным средствам - «игра на понижение»), а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия исполнения договора (контракта). Если при проведении аукциона единственным критерием является цена, то при проведении конкурса критериями являются как ценовые, так и неценовые факторы.
В открытом конкурсе или аукционе могут участвовать любые лица, как российские, так и иностранные. В закрытом конкурсе и закрытом аукционе участвуют только лица, специально приглашенные организатором торгов для этой цели.
Открытые конкурсы и открытые аукционы дают возможность любым за- интересовагатым лицам участвовать в получении прав по пользованию ресурсами, имуществом, средствами бюджетов или получить ресурсы и имущество в собственность. Такие торги полностью соответствуют конкурентной политике государства и способствуют развитию добросовестной конкуренции на товарном рынке.
Конкурентный подход по получению прав на пользование ресурсами, в том числе природными, закреплен в специальных федеральных законах - в Водном кодексе, в Земельном кодексе, в Лесном кодексе, в законах «О животном мире», «О недрах» и других. Конкурентному распределению бюджетных средств посвящен специальный Федеральный закон от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того, Федеральный закон «О защите конкуренции» содержит ряд статей, определяющих антимонопольные требования к торгам.
|