Понедельник, 25.11.2024, 00:53
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Торги при закупках товаров для обеспечения государственных н муниципальных нужд

Закупка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется по государственным и муниципальным контрактам, заключенным, как правило, по результатам торгов, или в случаях, предусмотренных законодательством, без проведения торгов путем запроса котировок цен, запроса предложений, заключения контракта у единственного поставщика.

Процедура проведения торгов и иных способов закупки товаров для государственных и муниципальных нужд определена Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу 1 января 2014 г.

Закои устанавливает единый порядок закупки товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд и преследует следующие цели:

1)           обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при закупке товаров. Эта цель основывается на положениях ст. 8 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которым в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности. Органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается устанавливать административные барьеры, запреты и ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иные ограничения прав хозяйственных субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров. Соответственно, при закупке товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд не должны устанавливаться никакие территориальные границы или иные барьеры для перемещения товаров или услуг;

2)           эффективное использование средств бюджета и внебюджетных источников финансирования. Государственные и муниципальные заказчики, как распределители средств бюджетов, заинтересованы в удовлетворении государственных и муниципальных нужд при наименьшем использовании бюджетных средств, достижения их экономии. Эта цель достигается использованием конкурентных процедур, открытостью и прозрачностью закупок товаров и услуг;

3)           расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках товаров и стимулирование такого участия. В поставках товаров для государственных и муниципальных нужд могут участвовать любые юридические лица и любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Никакие ограничения в зависимости от формы собственности, размера предприятия, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, места размещения или регистрации лица не могут быть установлены. За счет такого свободного и неограниченного числа участников заказчик действительно может заключить государственный или муниципальный контракт с поставщиком, предложившим необходимый товар на наиболее выгодных для заказчика условиях и по минимальной цене, что дает реальную экономию бюджетных средств;

4)           развитие добросовестной конкуренции. Такая цель достигается за счет неограниченно большого числа участников и их открытой состязательности за право заключить государственный или муниципальный контракт, то есть стать поставщиком товаров и услуг для государственных и мупиципалышк нужд. При этом все участники должны находиться в абсолютно равных условиях, в том числе в части доступа к информации о закупках товаров. Победитель определяется в результате честной борьбы между конкурентами за право заключения контракта;

5)           совершенствовате деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере закупок товаров. Эти органы долж- иы создать эффективную систему закупок, своевремегаю и точно определять потребности в товарах и услугах для государственных и муниципальных нужд, сопоставлять эти потребности со своими возможностями в части наличия бюджетных и иных средств, предусмотреть в структуре органов наличие специальных подразделений по закупкам товаров, создание конкурсных, аукционных и иных комиссий, отладить систему заключения государственных и муниципальных контрактов и контроль за их исполнением, решить иные организационные вопросы;

6)         обеспечение гласности и прозрачности в сфере закупок товаров, работ и услуг. За счет достижения этой цели возможно расширение числа участников, получение ими в оперативном порядке всей информации о закупках товаров. Государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать всю информацию о закупках товаров в Единой информационной системе и, в ряде случаев, публиковать ее в печатных средствах массовой информации;

7)         предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг. Федеральный закон № 44-ФЗ зачастую называют «антикоррупционным законом», так как его реализация с соблюдением содержащихся в нем правил и процедур ведет к открытому и прозрачному доступу всех заинтересованных лиц к бюджетным средствам. При этом заинтересованность заказчика о возможном победителе торгов должна нивелироваться комиссионным принятием решения.

В процессе закупки товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд участвуют две стороны: заказчики н поставщики.

При этом заказчиками могут являться:

1)         органы государственной власти, в том числе органы законодательной, исполнительной н судебной власти. Система органов государственной власти включает два уровня - федеральные органы государственной власти н органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

2)         иные государственные органы, в том числе Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации, контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3)             органы управления государственными внебюджетными фондами.

Государственные внебюджетные фонды имеют два уровня:

а)  федеральный уровень, к которому относятся Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхов алия;

б)  региональный уровень, к которому относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

4)              органы местного самоуправления, в том числе:

а)  представительный орган муниципального образования;

б)  глава муниципального образования;

в)  местная администрация;

г)  контрольный орган муниципального образования;

д) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К муниципальным образованиям относятся городской округ, муниципальный район, городское или сельское поселение, внутригородское муниципальное образование города федерального значения;

5)         государствешия корпорация по атомной энергии «Росатом»;

6)                                               государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;

7)        государственные и муниципальные казенные учреждения, уполномоченные принимать бюджетные обязательства;

8)        бюджетные учреждения и иные получатели средств бюджета. Бюджетное учреждение является одним из типов государственного или муниципального учреждения. К таким учреждениям относятся образовательные, культурные, лечебные, научные и иные учреждения, полностью или частично финансируемые из средств государственного или муниципального бюджета. Под иными получателями средств бюджета следует понимать иные организации, которые имеют право от имени государства или местного самоуправления принимать и исполнять расходные (бюджетные) обязательства. Они имеют бюджетные средства, расходование которых должно производиться на тех же условиях, которые установлены для государственных органов и органов местного самоуправления.

Государственные и муниципальные заказчики в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляют закупки товаров, работ, услуг путем заключения с поставщиками государственных или муниципальных контрактов.

Поставщик товаров или услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд отбирается из числа участников закупки. При этом участником закупки является лицо, претендующее на заключение государственного или муниципального контракта. Соответственно, лицо становится участником закупки с того момента, когда оно в установленном порядке изъявило желание участвовать в закупке товаров, работ, услуг и заключить государственный или муниципальный контракт.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (в том числе иностранное лицо), за исключением лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (офшорные компа- пии), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Участие в закупках может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Именно это условие создает основу конкурентных отношений при закупках товаров, работ, услуг и полностью соответствует требованиям антимонопольного законодательства и конституционным основам свободного экономического пространства.

Наиболее эффективными способами закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд являются открытый конкурс и открытый аукцион. Именно онн полностью отвечают требованиям состязательности конкурентов и соответствуют положениям антимонопольного законодательства. Право выбора способа закупки принадлежит государственному или муниципальному заказчику как держателю бюджетных средств.

Под конкурсом при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или мушщипальных нужд понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

При проведении открытого конкурса заказчик или организатор торгов разрабатывает конкурсную документацию, формирует конкурсную комиссию, готовит извещение о проведении конкурса и проект контракта.

Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара, требование к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ н иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Конкурсная документация утверждается заказчиком.

Не допускается включать в конкурсную документацию требования к участнику закупки, а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта. Кроме того, конкурсная документация не должна содержать указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение числа участников закупки. Такое условие основывается па нормах антимонопольного законодательства и ориентировано на обеспечение конкуренции среди участников.

Для определения победителя конкурса документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе. Такими критериями могут быть:

а) цена (обязательный критерий, его значимость не может быть менее 35 процентов значений всех критериев);

б) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара (значимость этого критерия не более 20 процентов);

в)  качество работ, услуг и (или) квалификация участников конкурса (используется только при заключении контракта на выполнение работ и оказание услуг; значимость критерия - не более 20 процентов);

г)   расходы на эксплуатацию товара;

д)  расходы на техническое обслуживание товара;

е)   сроки (периоды) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;

ж)  срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

з)    объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

При этом значимость каждого из критериев, указанных в пунктах г, д, е, ж, з, не должна превышать 10 процентов значений всех критериев.

По критериям, содержащимся в конкурсной документации, конкурсная комиссия производит оценку заявок участников конкурса, которые соответствуют требованиям закона и конкурсной документации.

Одновременно с разработкой конкурсной документации заказчик готовит извещение о проведении открытого конкурса и размещает его в Единой информационной системе не менее чем за 20 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

В извещении о проведении конкурса в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:

а)  форма торгов;

б)  наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика или организатора торгов;

в)  предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых

услуг;

г)   место поставок товара, выполнения работ, оказания услуг;

д) начальная (номинальная) цена контракта (цена лота, если заказчиком принято решение о выделении лотов);

е)  срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, размер, порядок и сроки внесения платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;

ж) место, дата н время вскрьггия конвертов с заявками на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведение итогов конкурса.

Одновременно с размещением извещения о проведении конкурса в Единой информационной системе заказчиком размещается утвержденная конкурсная документация и проект государственного или муниципального контракта, являющийся неотъемлемой частью конкурсной документации.

Каждый участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе. Требования к содержанию, форме, оформлению н составу заявки на участие в конкурсе содержатся в конкурсной документации. Заявки подаются в запечатанном конверте или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки предусмотрена конкурсной документацией) и вскрываются конкурсной комиссией в день и время, указанные в извещении, в присутствии представителей участников закупки.

Вся информация о государственном или муниципальном заказе, включая конкурсную документацию, проект контракта, должна быть доступна в Единой информационной системе всем заинтересованным лицам с момента размещения извещения о конкурсе без взимания платы.

При проведении конкурса какие-либо переговоры заказчика или организатора торгов или конкурсной комиссии с участниками закупки не допускаются. Запрещено включать в состав конкурсной комиссии лиц, которые каким- либо образом связаны с участниками закупки либо заинтересованы в результатах конкурса в пользу какого-либо участника.

Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в конкурсе, рассматривает заявки, производит их оценку и сопоставление по критериям, указанным в конкурсной документации, и определяет победителя конкурса

Победителем конкурса признается участник конкурса, который в своей заявке предложил лучшие условия исполнения контракта при наименьшей цене контракта, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер по утвержденным заказчиком критериям.

Все решения комиссии оформляются в форме специальных протоколов и оперативно размещаются в открытом доступе в Единой информационной системе. За счет этого обеспечивается требуемая гласность и прозрачность действий комиссии.

Победителю конкурса направляется итоговый протокол комиссии об определении победителя торгов и проект государственного или муниципального контракта для подписания.

Законом о контрактной системе прописаны все процедуры заказчика, организатора торгов, конкурсной комиссии по разработке всей необходимой документации, рассмотрению заявок и обращений участников закупки, оформлению протоколов, соблюдению сроков рассмотрения заявок, размещения протоколов на сайте, подписанию контракта и др.

Действия заказчика и конкурсной комиссии могут быть обжалованы участниками закупки в уполномоченные органы или в суд. За нарушения законодательства о контрактной системе виновные лица привлекаются к административной ответственности в форме административного штрафа, а торги, проведенные с нарушением требований закона, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Это означает, что единственным критерием определения победителя является цена.

Путем проведения аукциона можно осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам. Если какие-либо товары, работы, услуги выполняются по индивидуальным заказам заказчика и их производство серийно или массово не налажено, то применение аукциона невозможно. Закупки должны осуществляться путем проведения конкурса.

Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляется только путем проведения аукциона. Конкурсы в отношении таких товаров не могут проводиться. Аукцион является наиболее приоритетным способом закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Он в наибольшей мере соответствует принципам добросовестной конкуренции среди поставщиков товаров и способствует реальной экономии бюджетных средств. Путем проведения аукционов предполагается закупать до 80 процентов всех товаров, работ и услуг, для которых есть фушщишшруюпщй рынок.

Как и в случае проведения конкурса, при выборе способа закупки путем проведения открытого аукциона, заказчик разрабатывает документацию об аукционе, готовит извещение о проведении аукциона, формирует аукционную комиссию.

В аукционную документацию включаются требования к товарам, работам, услугам, требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, сведения о дате, времени и месте проведения аукциона, о начальной (максимальной) цене контракта и другая информация в соответствии с требованиями закона.

Извещение о проведении открытого аукциона размещается заказчиком в Единой информационной системе не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей. Если начальная цена контракта не превышает три миллиона рублей, то извещение должно быть размещено не менее чем за 7 рабочих дней.

Открытый аукцион проводится в электронной форме оператором электронной площадки. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона, на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере от 0.5 процента до 5 процентов начальной цены контракта.

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее ппзкую цену контракта. С ннм заказчик заключает государственный ими муниципальный контракт в порядке, предусмотренном законом о контрактной системе.

Сведения о победителе конкурса илн аукциона размещаются заказчиком в Единой информационной системе. Такое правило обеспечивает гласность в размещении государственного илн муниципального заказа.

Государствешшй или муниципальный контракт может быть заключен по итогам запроса котировок цен у нескольких поставщиков. В этом случае также соблюдаются конкурентные требования.

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в Единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. Заказчик вправе осуществлять закупку путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно, производство, выполнение, оказание которых осуществляется не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых таким способом, не должен превышать 10 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший в своей котировочной заявке наиболее низкую цену контракта.

Извещение о запросе котировок размещается в Единой информационной системе вместе с проектом контракта не менее чем за 7 рабочих дней до истечения срока представления котировочных заявок, а при закупке товаров на сумму до 250 тысяч рублей — не менее чем за 4 рабочих дня до истечения указанного срока.

Любой участник закупки вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается. Заявки рассматриваются котировочной комиссией заказчика, которая определяет победителя. Победителем в проведении запроса котировок признается участник, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, н в которой указана наиболее низкая цена товара, работ, услуг.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (19.12.2017)
Просмотров: 223 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%