Государственное и муниципальное имущество должно быть в равной степени доступно для использования любым заинтересованным лицом. Это условие обеспечивается соблюдением требований антимонопольного законодательства.
Согласно cm. 17.1 Закона «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения ши оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов ши аукционов на право заключения этих договоров. Такой порядок предусмотрен в отношении:
1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.
Лицо, которое на законном основании получило права владения и (или) пользования государствешшми или муниципальными помещениями, зданиями, строениями или сооружениями, может передать такие права в отношении части или частей помещений, зданий, строений или сооружений третьим лицам с согласия собственника имущества без проведения конкурсов или аукционов. Но при этом общая площадь передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать 10 процентов площади помещения, здания или иного объекта и не может составлять более 20 квадратных метров. Во всех остальных случаях заключение договоров владения и (или) пользования помещениями или иными объектами заключается путем проведения конкурсов или аукционов.
Иной порядок заключения договоров владения и (или) пользования имуществом может быть установлен специальными федеральными законами: Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Без проведения торгов заключаются договоры на предоставление прав владения и (или) пользования имуществом:
1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
2) государственным и Myiшципалыгьгм учреждениям;
3) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений), в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсо- юзпым организациям, а также объединений работодателей, товариществ собственников жилья;
4) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
5) образовательным учреждениям независимо от их организационноправовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
6) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
7) лицу, которому предоставлены государственные или муниципальные преференции, в порядке, установленном антимонопольным законодательством;
8) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд», если предоставление прав пользования имуществом было предусмотрено конкурсной или аукционной документацией для целей исполнения заключенного контракта. Срок предоставления прав пользования имуществом не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
9) на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев;
10) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
11) в иных случаях, предусмотренных ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».
Аналогичный порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, действует в отношении:
1) государственного и муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного илн муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
При этом без проведения конкурсных процедур в ряде случаев, прописанных в законе, заключение таких договоров осуществляется учреждениями науки и образования.
С 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом должна размещаться в обязательном порядке на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов.
|