Одной из причин возникновения или усиления занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов на рынке, в результате чего может устраняться или существенно ограничиваться конкуренция, является экономическая концентрация. При этом согласно Закону «О защите конкурегщии» под экономической концентрацией понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Этот закон возлагает на антимонопольные органы осуществление государственного контроля различных видов экономической концентрации для предупреждения возникновения монопольных структур. Основой государственного контроля экономической концентрации являются такие конституционные принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Государственный контроль экономической концентрации является непосредственным контролем за структурой рынка, одним из наиболее эффективных способов воздействия на формирование и функционирование конкурентных товарных рынков. В целях предотвращения отрицательных последствий для конкуренции контроль экономической ко1ще1гграции осуществляется антимонопольными органами в соответствии с главой 7 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с указанным законом государственный контроль экономической концентрации осуществляется в виде предварительного и последующего контроля.
Предварительный контроль осуществляется до совершения сделки и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств хозяйствующих субъектов о получении предварительного согласия на заявленные сделки. Следовательно, наличие согласия антимонопольного органа в определенных законом случаях является необходимым условием для совершения сделки. Без получения согласия антимонопольного органа государственная регистрация созданных или реорганизованных коммерческих организаций, а также исключение этих лиц из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не могут быть произведены.
Последующий контроль заключается в рассмотрении антимонопольным органом уведомлений хозяйствующих субъектов об уже совершешшх сделках. Этот вид контроля называется также уведомительным или пострегнстрацион- ным контролем. В этом случае антимонопольный орган рассматривает и оценивает экономическую концентрацию после совершения действий, уведомление о которых направлено в антимонопольный орган в соответствии с требованиями закона. Если антимонопольный орган придет к выводу, что действия, о совершении которых было получено уведомление, ведут к ограничению конкуренции вследствие увеличения экономической концентрации, антимонопольный орган вправе принимать меры для снижения концентрации, обеспечивая тем самым необходимые условия для конкуренции.
Кроме предварительного и последующего контроля закон предусматривает и третий вид контроля. Этот вид контроля выражается в праве (но не обязанности) хозяйствующих субъектов, имеющих намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с Законом «О защите конкуренции», обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.
Согласно cm. 27 Закона «О защите конкуренции» с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются:
1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если:
а) суммарная стоимость их активов по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает семь миллиардов рублей;
б) или суммарная выручка таких организаций от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает десять миллиардов рублей;
Балансовая стоимость активов включает суммы следующих разделов баланса: «Стоимость основных средств и прочих внеоборотных активов», «Запасы и материалы», «Денежные средства и прочие активы»;
2) присоединение одной ши нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
а) суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает семь миллиардов рублей;
б) суммарная выручка таких организаций от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей;
3) слияние финансовых организаций ши присоединение одной ши нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
4) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом (за исключением денежных средств) другой коммерческой организации или создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли) и (или) имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса, и при этом соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
а) суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации и лиц, акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает семь миллиардов рублей;
б) суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации и лиц, акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей;
5) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации.
6) присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
7) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
8) Заключение между хозяйствующими субъектами - конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает десять миллиардов рублей.
Целями антимонопольного контроля за созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций являются:
- воздействие на структуру рынка для предотвращения усиления экономической концентрации;
- предупреждение возникновения монопольных структур;
- предотвращение отрицательных последствий для конкуренции;
- предотвращение появления или усиления доминирующего положения.
Лучшим средством предупреждения проявлений монополизма является
его профилактика, то есть предварительный контроль за крупными сделками, которые могут повлечь изменение конкурентной среды и самих условий конкуренции на товарных рынках.
Действующая редакция антимонопольного закона ориентирована на государственный контроль экономической концентрации только в отношении крупных хозяйствующих субъектов, чему способствовало значительное повышение «пороговых» значений стоимости активов или суммы выручки лиц, участвующих в процессах концентрации. Мелкие и средние предприятия не попадают в зону внимания антимонопольных органов в части их действий по концентрации капитала. Предполагается, что антимоно голыше органы будут контролировать только 10 процентов компаний, то есть крупный и крупнейший бизнес.
Правительством Российской Федерации предусмотрены следующие величины активов финансовых организаций в случаях получения предварительного согласия антимонопольного органа при их создании, слиянии или присоединении и совершении иных сделок:
1) для кредитных организаций:
а) получение предварительного согласия на слияние или присоединение кредитных организаций - суммарная стоимость активов по бухгалтерским балансам в размере 24 млрд, рублей;
б) получение предварительного согласия на создание коммерческой организации, если в ее уставный капитал вносятся акции (доли) и (или) имущество кредитной организации, стоимость активов кредитной организации в размере 6 млрд, рублей;
в) получение предварительного согласия на осуществление сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации — стоимость активов по бухгалтерскому балансу - 6 млрд, рублей;
г) получение предварительного согласия на осуществление сделок по приобретению активов кредитной организации требуется, если в результате сделки приобретается более 10 процентов стоимости активов кредитной организации.
2) для иных финансовых организаций:
а) получение предварительного согласия на совершение сделок и действий при стоимости активов:
- 200 млн. рублей - в отношении страховщиков (за исключением страховых медицинских организаций), обществ взаимного страхования, страховых брокеров, кредитных потребительских кооперативов;
- 100 млн. рублей — в отношении фондовых бирж, валютных бирж, управляющих компаний инвестиционных н негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев, пегосударствешгых пенсионных фондов, лизинговых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением регистраторов);
- 50 млн. рублей - в отношении регистраторов, страховых медицинских организаций и ломбардов;
г) получение предварительного согласия антимонопольного органа о приобретении лицом активов финансовой организации, если в результате сделки приобретается более 10 процентов стоимости активов финансовой организации.
Ст. 31 Закона «О защите конкуренции» предусматривает особый порядок государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц. При этом согласно cm. 9 закона группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному ши нескольким признакам из следующих признаков:
1. Хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц более чем 50 процентов общего количества голосов, приходящиеся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
2. Юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.
3. Хозяйствешюе общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с ним договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания.
4. Юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица.
5. Хозяйствешюе общество (хозяйствешюе партнерство) и физическое или юридическое лицо, если по предложению такого лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства).
6. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.
7. Физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.
8. Лица, каждое из которых по какому-либо указанному в выше приведенных пунктах 1-7 основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в одну группу по какому- либо указашюму выше основанию.
9. Хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 -8 признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участи в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, получешгыми от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
Любое из лиц, входящих в одну группу лиц, вправе направить в антимонопольный орган уведомление по утвержденной форме с приложением перечня лиц, входящих в одну группу. Федеральный антимонопольный орган в течение 14 дней со дня получения перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, принимает решение и направляет заявителю одно из следующих уведомлений:
1) о получении такого перечня и размещении его на сайте федерального антимонопольного органа в сети Интернет;
2) о несоответствии представленного перечня лиц утвержденной форме. Соответственно, в этом случае информация о группе лиц не размещается на сайте федерального антимонопольного органа.
Форма предоставления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, утверждается федеральным антимонопольным органом.
Если будет установлен факт недостоверности представленных сведений о лицах, входящих в одну группу лиц, то такие сведения, ранее размещенные не сайте федерального антимонопольного органа, снимаются с сайта указанным органом.
Если сделки по созданию, слиянию, присоединению коммерческих организаций осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц, и сведения о перечне таких лиц размещены на сайте федерального антимонопольного органа, то такие сделки осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении. Срок подачи уведомления составляет не более 45 дней после даты осуществления соответствующих сделок.
|