Понедельник, 25.11.2024, 00:56
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Методы регулирования деятельности естественных монополий

В отношении субъектов естественных монополий применяются следующие методы регулирования их деятельности:

1.         Ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

2.    Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

На практике в основном применяется первый метод регулирования, то есть ценовое регулирование.

Органом государственного регулирования деятельности естественных монополий является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Этот орган устанавливает фиксированные или предельные цены (тарифы) каждому субъекту естественной монополии, включенному в соответствующий реестр, и контролирует правильность их применения.

Реестр представляет собой единую информационную базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте и в области связи. По каждому субъекту указываются его полное наименование с указанием организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды продукции (услуг), данные об объемах оказываемых услуг, о выручке и другие сведения.

В Реестр включаются хозяйствующие субъекты, независимо от организационно-правовой формы и форм собствешюсти, осуществляющие деятельность в каждой из сфер, отнесенных законом к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Формирование Реестра осуществляется Федеральной антимонопольной службой на основании результатов анализа информации, полученной от федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов и иных источников, свидетельствующей об осуществлении (прекращении) хозяйствующим субъектом видов деятельности, отнесенных к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

После принятия Федеральной антимонопольной службой решения о включении (исключении) хозяйствующего субъекта в Реестр сведения о нем вносятся в информационную базу дашгых, а хозяйствующему субъекту направляется соответствующее уведомление и копия решения. Для включения в Реестр субъект естественной монополии должен предоставить в Федеральную антимонопольную службу следующие документы и информацию:

-              заполненную и заверенную хозяйствующим субъектом анкету по установленной форме;

-                надлежащим образом заверенные копии учредительных документов;

-              заверенную хозяйствующим субъектом копию бухгалтерского баланса с отметкой налогового органа по месту регистрации хозяйствующего субъекта;

-                     надлежащим образом заверенные копии лицензий на осуществление регулируемого вида деятельности;

-                     сведения об основных средствах (включая балансовую стоимость по последнему утвержденному балансу), предназначешгых для производства (реализации) товаров в регулируемой сфере, с указанием права владения (пользования), включая сведения о технологических сетях, объектах инфраструктуры и др.;

-                     иную дополнительную информацию, необходимую, по мнению хозяйствующего субъекта, для более быстрого и полного рассмотрения вопроса о включении его в Реестр, в том числе действующие хозяйственные договоры, подтверждение регионального регулирующего органа о фактическом осуществлении хозяйствующим субъектом регулируемого вида деятельности и др.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются Федеральной антимонопольной службой, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации. В частности, Федеральная антимонопольная служба устанавливает цены (тарифы) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию для населения, оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд, исключительные тарифы на железнодорожные перевозки, тарифы на услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, в том числе аэропортовые сборы, тарифы на пересылку почтовых карточек, писем, бандеролей внутри страны, на передачу телеграмм, тарифы на предоставление местного и внутризонового телефонного соединения абонентам и др.

Для принятия решения об установлении цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий в орган ценового регулирования (в Федеральную антимонопольную службу) от субъекта естественной монополии должны быть представлены следующие документы:

1)        расчет тарифов по каждому виду деятельности;

2)          бухгалтерская и статистическая отчетность на последнюю отчетную

дату;

3)        обоснование расчетного физического объема производства продукции (оказания услуг) на период регулирования;

4)        расчет необходимого планового объема выручки, исходя из раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности с приложением экономического обоснования исходных дашшх;

5)        обоснование необходимой прибыли от производства продукции (оказания услуг) по регулируемым видам деятельности;

6)        планы капитальных вложений субъекта естественной монополии на период регулирования тарифов с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, а также отчета по использованию изтестициошшх средств за предыдущие периоды;

7)    сравнительные данные по статьям расходов и размеру прибыли за предыдущие 3 года.

Федеральная антимонопольная служба проверяет полученные расчеты и обоснования и принимает решение об установлении фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов) или о предельном коэффициенте повышения (понижения) цен (тарифов). Цены (тарифы) устанавливаются с учетом компенсации экономически обоснованных затрат субъекта естественной монополии по регулируемым видам деятельности и получения нормальной прибыли. Правила принятия ФАС России решений об установлении тарифов и их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и других регулируемых организаций утверждены постановлением Правительства РФ от 4 октября 2015 г. Для принятия решений в этой области в Федеральной антимонопольной службе организован коллегиальный орган в количестве 12 чел., состав которого утвержден распоряжением Правительства РФ.

Контроль за соблюдением субъектами естествешгых монополий требований антимонопольного законодательства, в частности, Федерального закона «О защите конкуренции», осуществляет также Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Субъекты естественных монополий не вправе отказаться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование, при наличии у субъектов естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Это требование означает, что во взаимоотношениях потребителей товаров с субъектами естественных монополий не действует общее правило заключения хозяйственных договоров - свобода договора. Субъект естественной монополии обязан заключить договор с любым лицом на поставку регулируемых товаров (услуг). Прп этом условия договора должны быть для всех одинаковыми. Цена товара определяется не соглашением сторон, а применяется цена, установленная регулирующим органом (ФАС России), которая и фиксируется в договоре.

Кроме того, в целях обеспечения прозрачности своей деятельности, защиты интересов потребителей товаров (услуг) субъекты естественных монополий обязаны обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности.

В частности, свободными и доступными являются следующие сведения:

-                 сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование;

-                 сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (услуг);

-                 сведения об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (услуг) и их соответствие установленным требованиям;

-                 информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (услугам);

-                  информация о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

-                    информация об условиях поставки товаров (услуг);

-                 информация об условиях договоров на подключение к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

-                    сведения об инвестиционных программах и отчеты об их реализации;

-                 сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.

Правительство Российской Федерации утверждает специальные стандарты раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий. Субъекты естественных монополий обязаны во исполнение данных стандартов обеспечить свободный доступ к информации о регулируемой деятельности путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть Интернет, и предоставлешю информации на основании письменных запросов потребителей.

Стандарты раскрытия информации должны обеспечить:

-                 доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети Интернет;

-                 прозрачность деятельности субъектов естественных монополий при производстве регулируемых товаров (выполнении работ, оказании услуг);

-                 открытость регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

-                 публичность условий реализации регулируемых товаров (работ, услуг) для потребителей (цена, качество, доступность, надежность);

-                 неограниченность доступа потребителей к регулируемым товарам (работам, услугам);

публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (19.12.2017)
Просмотров: 266 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%