Торговля является обязательным элементом рыночной экономики. Она позволяет обеспечить передачу товаров от производителей к потребителям. Хорошо организованная торговля значительно сокращает сроки реализации товаров, обеспечивает сохранность потребительских свойств различных товаров, позволяет изучать спрос потребителей и за счет этого влиять на производственную деятельность производителей и поставщиков товаров. Вместе с тем, торговля может существенно влиять на конечную цену товара за счет установления торговых надбавок и, тем самым, определять конкурентоспособность товара на рынке. Во многих случаях именно от торговли зависит экономическое благополучие производственных компаний и жизненный уровень населения.
В последние годы торговля совершила мощный рывок в своем развитии Если ранее в основном преобладала розничная торговля в виде самостоятельных разрозненных магазинов, то в настоящее время на рынке действует большое количество крупных сетей по розничной продаже продуктов питания, электробытовой техники, товаров бытовой химии, строительных материалов и хозяйственных товаров и др. Для реализации товаров владельцы торговых сетей строят в городах и крупных населенных пунктах специализированные магазины, создают всю необходимую торговую инфраструктуру, организуют эффективные системы доставки товаров, реализуют единую торговую н рекламную политику.
Однако с развитием торговых сетей появились и серьезные трудности. Сети, почувствовав свою рыночную силу и возможность определять правила продажи товаров, стали предъявлять возросшие требования к поставщикам товаров, навязывать им невыгодные условия договоров, в том числе в виде встречных услуг, в которых многие поставщики не нуждались. Рынок розничной торговли из чисто конкурентного стал постепенно превращаться в монополистический, на котором существенно возросло влияние именно торговых сетей. Торговые предприятия, не вошедшие в состав сетей, стали испытывать серьезное давление со стороны последних, которые все более активно стали проводить целенаправленную политику их вытеснения с рынка. На рынке сложилась ситуация по установлению единых согласованных цен на определенных сегментах и по определенной номенклатуре товаров, что снижало свободу потребительского выбора покупателей.
В докладе «О развитии конкуренции в сфере розничной торговли», подготовленном Департаментом развития конкуренции н анализа конъюнктуры Министерства экономического развития Российской Федерации, отмечено, что сфера розничной торговли характеризуется значительными темпами развития магазинов сетевых форматов. В 2007 г. торговые сети формировали в среднем в
Российской Федерации 21,8 процента оборота розничной торговли, в 2008 г. - 26,8 процента, а в октябре 2009 г. - 27,6 процента.
Вместе с тем, в некоторых регионах стали наблюдаться административные барьеры для вхождения на рынок нового участника. В период экономического кризиса 2008-2009 годов н в последующие годы случаи установления заградительных мер и актов региональных и местных органов власти особенно участились. Часто такие действия стали приводить к завышению розничных цен при продаже, прежде всего, продовольственных товаров. Анализ договорных отношений поставщиков и торговых сетей, проведенный специалистами антимонопольных органов, установил наличие практически во всех из них требований, создающих дискриминационные условия доступа небольших или входящих на рынок товаропроизводителей либо дистрибьюторов товара.
Учитывая серьезность проблемы в розничной торговле, Правительство Российской Федерации еще в 2006 г. поручило Федеральной антимонопольной службе подготовить проект закона «Об организации деятельности розничных рынков». Этот закон и принятые в его исполнение постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям на розничных рынках и Правил организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, сыграли свою положительную роль в упорядочении торговли на розничных и сельскохозяйственных рынках. Однако они не решили проблему ограничения розничной власти торговых сетей. Поэтому в 2007 г. началась подготовка очень важного н пршщипиальпого Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Действующие в антимонопольном законодательстве «пороги» доминирования хозяйствующих субъектов (более 50 процентов) оказались практически неприменимы к торговым сетям. В проекте закона были предложены иные более низкие значения - 15 процентов от объема розничной продажи соответствующего товара в определенных границах рынка. При таких условиях можно было бы ожидать, что на торговом рынке будет сохраняться и поддерживаться конкуренция между продавцами товара. Однако проект закона встретил серьезное противодействие от владельцев крупных торговых сетей, которые не без оснований посчитали, что закон будет серьезно ограничивать их рыночную власть и влияние па условия реализации товаров. Только в декабре 2009 г. Государственная дума Российской Федерации приняла в окончательном виде закон, который был подписан Президентом Российской Федерации 28 декабря 2009 г. и вступил в силу 1 февраля 2010 г.
Основными целями Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» являются:
обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных лиц, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Указанные цели основываются на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, иных федеральных законах и в полной мере соответствуют целям антимонопольного законодательства. Достижение этих целей будет способствовать развитию добросовестной конкуренции в сфере торговли, недопущению согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции, пресечению злоупотреблению рыночной властью отдельными участниками, занимающими существенное положение на рынке. С учетом изложенного, Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» правомерно входит в систему российского антимонопольного законодательства. Контроль реализации основных положений закона возложен на антимонопольные органы.
|